Комментарии специалистов
#229Проблема смысла жизни есть «вечная» тема философского дискурса: так или иначе философия как рационально-системный тип мировоззрения центрируется вокруг данного вопроса. Учитывая рационально-иррациональную природу смысла жизни, можно отметить, что философия, взятая в ее целостном предназначении, должна не только и даже не столько заниматься познавательно-доказательным представлением смысла жизни, его умозрительным конструированием, сколько обнажать саму проблему смысла жизни и ту гамму возможностей ее решения, которая открывается перед человеком в том или ином жизненном контексте. В данной творческой перспективе философия говорит не столько о «что — смысле», сколько о «как — смысле»: как можно было бы поступать, вести себя, как выстраивать свою жизненную стратегию. Человек — субъект жизни, а значит, и ее смысла. В смысле жизни концентрированно выражается сам человек, его сущность. Именно поэтому, обретая смысл жизни, человек и самореализуется, находит свое предназначение. Именно «вечный» характер проблемы смысла жизни позволяет обнажить фундаментальную тематику философской рефлексии — вопрос о соотношении универсального и исторического в бытии и познании человека. С одной стороны, смысл жизни человека, начиная с момента первого проблеска его сознания, является универсальной формой вопрошающего бытия человека, вплетенной в само «тело» его культурного существования. С другой стороны, универсальность смысложизненной формы вопрошания на каждом историческом этапе наполняется конкретно-историческим содержанием в соответствии с деятельностью человека в его взаимоотношениях с миром. Смысл жизни подобен «птице Фениксу», возрождающейся из пепла: каждый человек в своем конкретно-историческом существовании «возрождает» в своей жизни этот извечный вопрос человеческого бытия и познания.