menu

Проблема бытия и истины. Человек очень рано научился различать действительность и кажимость. Действительность – это то, что подлинно, что объективно, действительно существует. Кажимость – это то, что иллюзорно, что нам только мнится, что субъективно. С древних времён, с понятием бытия связывается представления об истине. Истина не может быть изменчивой. Истина должна быть постоянной. Подлинное бытие – это и есть истина. Если мы видим вокруг себя движение, мельтешение, то это не истинное бытие. Это иллюзорное псевдобытие. Мы должны устремить свой внутренний взор, свой мысленный взгляд за горизонт этого мельтешения, этого бурления, случайности и т.д. То, что мы видим вокруг себя – это иллюзия, не настоящее бытие. Наша цель подняться к подлинному бытию. Этот мир идей Платона, это мир чисел Пифагора, это Троица христианства. В этой концепции действительности и кажимости, проявляет себя ценностное отношение человека к миру. То, что мы ценим, что в наших глаза обладает авторитетом, за что мы должны держаться, к чему мы должны стремится. Мы живём во имя высших ценностей. Высшая ценность – это бытие, абсолютное бытие. Оно запредельно для нашего мира, оно не здесь. Оно “там”. Вот туда и нужно себя устремлять. “Там” мы себя осуществим и реализуем. Это мир вечности. Вечность и бытие. Эти два понятия объединяются у Платона, у Пифагора. Вся эта традиция связанна с объективным идеализмом. Это точка зрения, согласно которой окружающий нас мир есть фикция, есть обман, но мы этот обман должны разоблачить и мужественно отказаться от влечения к иллюзорным ценностям: богатство, слава, успех – это не настоящее, это пена, это не бытие, а подлинное бытие это вечность. Это одна точка, восходящая к Платону. Вокруг нас псевдобытие, а подлинное бытие “там”. Туда нас, кстати говоря, уводит и религия. По принципу альтернативы, сделаю прыжок из IV века до нашей эры в 20-е столетие. Великий немецкий философ Хайдеггер развивает концепцию бытия в корне противоположную той, что говорил Платон. У Платона бытие – это вечность. У Парменида единое – это вечность. Там, где время, там процесс. Там, где процесс, там изменчивость. Там, где изменчивость там непостоянство, там все размывается. Где истина!? Она раздробилась, она пропала. Давайте выйдем из мира времени, оставим время. Мы говорим: вечная жизнь, вечная любовь, вечная красота, вечные ценности. Покинем мир вечности! Что и сделал Хайдеггер. Мы это способны понять и способны внутренне пережить. Мартин Хайдеггер написал книга, она называется “Время и Бытие”. В этой книге Хайдеггер утверждает, что не нужно стремится к трансцендентным, потусторонним высотам. Хайдеггер говорит, что подлинное бытие в нашем существовании, здесь и сейчас. Это великие слова: здесь и сейчас. Ни там и потом. Не в вечности, не в трансцендентных измерениях, где царит мир и покой, нет никакого движения, горя, забот. Подлинное бытие заключается в нашем существовании или говоря по-современному в нашей экзистенции. Экзистенция – это и есть наше существование здесь и сейчас в потоке времени. Время, которое нам даётся, даётся как дар. Время к нам притекает, оно нас держит. Будет такой момент, что мы не сможем удерживать время и мы рухнем в небытие, мы рухнем в Ничто. Хайдеггер не оставляет никаких надежд на посмертное существование. Он очень ярко пишет о небытии, о провале в чёрное, молчащее Ничто. Вот это истина Хайдеггера. Истина во времени. Истина здесь и сейчас. Истина в нашей причастности вот этому бытию, и нет другого бытия! Нет занебесной реальности, есть только этой реальности полной горечи, страданий, но в то же время наполненная озарением и откровением, радости любви, радости творчества. Вот так мы оцениваем сегодня концепцию бытия.

spinner