Метакогнитивные процессы — «знание о знании», «мышление о мышлении», «осознание осознания» и т. п. А. Браун (англ. A. L. Brown) определяет метапознание как знание о своем собственном знании. Она разделила метапознание на две широкие категории:
1. Знание о познании — совокупность видов деятельности, включающих сознательную рефлексию над когнитивными действиями и способностями.
2. Регуляция познания — совокупность видов деятельностей, требующих механизмов саморегуляции на протяжении обучения или решения проблем. Также А. Браун указывает, что метапознавательные процессы позволяют регулировать и контролировать процесс обучения, и состоят из ряда процессов:
1. Процесса планирования деятельности (формирование плана, предвидение результата, анализ возможных ошибок).
2. Процесса контроля деятельности.
3. Процесса проверки результатов познавательной деятельности. _При исследовании метакогниции основной методологической проблемой является проблема объективности и точности метакогнитивных суждений, которая связана с рядом феноменов:
1. Феномен чувства знания — погрешность в точности актуализации знаний.
2. Иллюзия знания — метакогнитивное искажение, при котором человек преувеличивает степень понимания материала (то есть оценка уровня понимания материала на 50-60 % выше фактического уровня выполнения задания).
3. Эффект Даннинга — Крюгера — метакогнитивное искажение, при котором люди с низкими когнитивными способностями склонны завышать последние, и, наоборот, лица с высокими способностями склонны занижать свою самооценку.