menu

Термины

Поступок, деяние — сознательное действие, реализованный акт свободной воли. Содержание поступка определяет нравственность и моральность поведения, различие добра и зла. Не всякое действие человека становится поступком, но только то, которое является сознательным выбором. В поступке можно выделить следующие компоненты: мотив поступка (что его направляет); цели поступка (могут совпадать, частично совпадать или противоречить интересам других людей); предмет преобразования (сам человек или личность другого человека; этим поступок и отличается от действия); средства (словесные, практические, наглядные; прямые, косвенные и др.); процесс (собственно поступок); результат (внутри- или межличностные изменения; при этом то, каким будет результат, можно только предполагать); оценка (для того чтобы оценить поступок, необходимо знать его мотивы). Поступок (Викисловарь). Деятельность. Действие.

Комментарии специалистов

#1269

Духовно-нравственная культура — составляющая общей системы культуры, которая включает в себя духовную деятельность и ее продукты. Характеризуется внутренним богатством сознания, степенью развития личности на основе высших социальных ценностей. В состав духовно-нравственной культуры входит познание, нравственность, воспитание, образование, право, политика, философия, этика, эстетика, наука, искусство, литература, мифология, религия. Духовно-нравственная культура как понятие определяется учеными по разным признакам: как сфера духовной деятельности, которая включает систему образования, воспитание, духовное творчество (занятие наукой, политикой, этикой, искусством, философией, религией, правом и т. д.); как система ценностей и убеждений, образцов, стандартов и норм поведения; как средство самореализации личности или группы в социальной жизни. Кроме того, мы также должны понимать, что духовно-нравственная культура формирует личность, ее взгляды, мировоззрение, ценностные ориентации, установки. Также благодаря наследственности духовно-нравственной культуры можно передавать знание, умение, навыки, художественные произведения и литературные произведения от поколения до поколения, от личности к личности.

Элитари́зм (фр. élitisme, от фр. elite — лучшее, отборное, избранное) — концепция, постулирующая естественность и позитивность образования в обществе элитных страт. Согласно этой концепции, отсутствие процесса формирования элит — признак неразвитости или застойности общества. Элита в таком понимании закрыта, её члены не приемлют или презирают не принадлежащих к ней людей. Элитаризм является противоположностью эгалитаризма. Элитаризм также является идеологическим проявлением лежащего в основании человеческой психологии стремления к удовлетворению потребностей полноценными и совершенными формами существования и жизни. Это глубинное и фундаментальное основание психологии человека может быть выражено словами классика: «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли...» (А.П. Чехов). Элитаризм — это концепция отделения лучшего от худшего, концепция жизни во имя высших жизненных целей, концепция развития «высшего человека», подобного богам. Элитаризм призывает развивать свою личную силу, свои способности, жить в постижении тайн природы и гармонии с ней. Эгалитари́зм (фр. égalitarisme от égalité «равенство») — концепция, в основе которой лежит идея, предполагающая создание общества с равными социальными и гражданскими правами всех членов этого общества, как идеал — равенство возможностей. Противоположность элитаризма.

Осо́знанное сновиде́ние — изменённое состояние сознания, при котором человек осознаёт, что видит сон, и может в той или иной мере управлять его содержанием. Это некое пограничное состояние между фазой быстрого сна и бодрствованием. Осознанные сновидения являются предметом научных исследований, их существование подтверждено, в частности японскими учёными.

В процессе осознанного сновидения возможно моделирование любых ситуаций, невозможных в обычной жизни, что открывает широкий спектр возможностей для прикладного применения:

Виртуальная реальность. Осознанный сон можно рассматривать как виртуальную реальность, где практически отсутствуют какие-либо ограничения.

Психотерапевтический аспект. Научившись уверенному управлению действиями и событиями в осознанном сновидении, например полётам во сне вместо падений, изменению сюжетных линий, схожих, типовых и повторяющихся снов, сновидец имеет возможность испытать и перенести ощущение уверенности в свою повседневную жизнь и, в том числе, избавиться от некоторых страхов или фобий. Сновидение.

Сновиде́ние — субъективное восприятие образов (зрительных, слуховых, тактильных, вкусовых и обонятельных), возникающих в сознании спящего человека (предположительно и некоторых других млекопитающих).

Наука, изучающая сон, называется сомнология, сновидения — онейрология. Сновидения считаются связанными с фазой быстрого движения глаз (БДГ). Эта стадия возникает примерно каждые 1,5—2 часа сна, и её продолжительность постепенно удлиняется. Она характеризуется быстрым движением глаз, стимуляцией варолиева моста, учащённым дыханием и пульсом, и временным расслаблением скелетных мышц тела. Новейшие исследования доказывают, что сновидения возникают также и во время медленного сна. Но только эти сны короче и не такие эмоциональные.

Все люди способны видеть сны, но не всегда могут о них вспомнить после пробуждения. Некоторым сны вспоминаются тусклыми и обесцвеченными, другим напротив — яркими и насыщенными. Утверждение о том, что люди видят чёрно-белые сны, связано, скорее, с тем, что во сне они не воспринимают цветов вообще, в том числе чёрных и белых, а лишь образы предметов. Красочные сны обычно свойственны детям или людям с развитым воображением. Особой разновидностью снов являются осознанные сновидения, в которых человек осознаёт, что он спит, и иногда — пытается управлять сновидением.

Если за средний возраст принять 70 лет, то из них человек спит около 23 лет, из которых 8 лет видит сновидения. Остальные 15 лет сна проходят без сновидений.

Сон (лат. somnus) — периодически возникающее физиологическое состояние, противоположное состоянию бодрствования, характеризующееся пониженной реакцией на окружающий мир, присущее млекопитающим, птицам, рыбам и некоторым другим животным, в том числе насекомым. Осознанное сновидение.

Знание — результат познания, который можно логически или фактически обосновать, и эмпирически или практически проверить. Согласно распространённой трактовке современной эпистемологии, знание это — реальное положению дел, обоснованное фактами и рациональными аргументами убеждение человека. Говоря о знании, чаще всего подразумевают отражение действительности в сознании человека. На получение знаний о структуре предметов и явлений, об их существенных взаимосвязях нацелена наука и её научный метод. Знание индивида (или группы индивидов) — это обладание информацией, позволяющей решить какую-либо задачу. Знание противоположно незнанию (отсутствию информации), но противопоставляется также и вере. В самом широком смысле слова, в философской интерпретации, знание — это образ реальности субъекта в форме понятий и представлений. Научное знание — система знаний о законах природы, общества, мышления. Научное знание является основной научной картиной мира, поскольку описывает законы его развития. Категория:Знание. Категория:Эпистемология. Категория:Инженерия знаний. Категория:Научные издания. Наука. Познание. Эпистемология.

Истина — философская гносеологическая характеристика мышления в его отношении к своему предмету. Мысль называется истинной (или истиной), если она соответствует предмету. В общей философии, общественно-гуманитарных и естественных, технических науках под истиной подразумевают соответствие положений некоторому критерию проверяемости: теоретической, эмпирической. В философии понятие истины совпадает с комплексом базовых концепций, позволяющих различить достоверное и недостоверное знание по степени его принципиальной возможности согласовываться с действительностью, по его логической противоречивости/непротиворечивости, по степени его соответствия априорным принципам. В логике, для которой значение истинности суждений и умозаключений является одним из преимущественных предметов изучения, критерием истинности выступает логическая правильность: относительная полнота формальных аксиоматических систем и абсолютное отсутствие в них противоречий. В разделах науки (физике, химии, истории, социологии и др.) категория истины обладает двойственной характеристикой. С одной стороны, истина есть в традиционном понимании цель научного познания, а с другой — это самостоятельная ценность, обеспечивающая принципиальную возможность научного знания совпадать с объективной реальностью, как минимум быть комплексом базовых решений теоретических и практических задач.
Глобальные проблемы современности — это совокупность социально-природных проблем, от решения которых зависит социальный прогресс человечества и сохранение цивилизации. Эти проблемы характеризуются динамизмом, возникают как объективный фактор развития общества и для своего решения требуют объединённых усилий всего человечества. Глобальные проблемы взаимосвязаны, охватывают все стороны жизни людей и касаются всех стран. Глобальная катастрофа — событие, которые по определению полностью уничтожают возникшую на Земле разумную жизнь или необратимо ограничивают её потенциал. Категория:Глобальные проблемы.

Первобытный мир (также доисторическая эпоха, первобытное общество) — период в истории человечества до изобретения письменности, после которого появляется возможность исторических исследований, основанных на изучении письменных источников. Термин доисторический вошёл в употребление в XIX веке. В широком смысле слово «доисторический» применимо к любому периоду до изобретения письменности, начиная с момента возникновения Вселенной (около 14 млрд лет назад), но в узком — только к доисторическому прошлому человека. Обычно в контексте дают указания, какой именно «доисторический» период обсуждается, например, «доисторических обезьян миоцена» (23—5,5 млн лет назад) или «Homo sapiens среднего палеолита» (300—30 тыс. лет назад). Поскольку, по определению, о данном периоде нет письменных источников, оставленных его современниками, информацию о нём получают, опираясь на данные таких наук, как археология, этнология, палеонтология, биология, геология, антропология, археоастрономия, палинология. Поскольку данные о доисторических временах крайне редко касаются личностей и даже не всегда говорят что-либо об этносах, основной социальной единицей доисторической эпохи человечества является археологическая культура. Наиболее разработанной периодизацией является археологическая, в основе которой лежит сопоставление изготовленных человеком орудий труда, их материалов, форм жилищ, захоронений и т. д. По этому принципу история человечества в основном делится на: 1. Каменный век, который в свою очередь делиться на: А) Палеолит: Нижний палеолит — период появления древнейших видов людей и широкого распространения Homo erectus. Средний палеолит — период вытеснения эректусов эволюционно более продвинутыми видами людей, включая современного человека. В Европе в течение всего среднего палеолита господствуют неандертальцы. Верхний палеолит — период господства современного вида людей на всей территории земного шара в эпоху последнего оледенения. Б) Мезолит и эпипалеолит; терминология зависит от того, насколько данный регион затронуло исчезновение мегафауны в результате таяния ледника. Период характеризуется развитием техники производства каменных орудий труда и общей культуры человека. Керамика отсутствует. В) Неолит — эпоха появления сельского хозяйства. Орудия труда и оружие по-прежнему каменные, однако их производство доводится до совершенства, широко распространяется керамика. 2. Медный век (не у всех народов). 3. Бронзовый век. 4. Железный век. Шаблон:Обзор всемирной истории. Категория:Первобытное общество. Категория:Доисторический период. Категория:Каменный век. Категория:Медный век. Категория:Бронзовый век. Категория:Железный век. Категория:Археологические культуры. Категория:Календарные эры. Ранние миграции человека. Всемирная история. Социокультурная эволюция.

Секуляризм — концепция, согласно которой правительство и другие источники норм права должны существовать отдельно от любого типа религий. С одной стороны, секуляризм может означать свободу от религиозных законов и учений и отсутствие принуждения к религиозному вероисповеданию со стороны государства и общества, которые должны быть нейтральными в вопросах религии. С другой стороны, секуляризм может означать концепцию о том, что деятельность людей, особенно политическая, должна быть основана на доказательствах и фактах, непредубеждённой вследствие религиозного вмешательства. Секуляризм не следует путать с атеизмом и индифферентизмом. Процесс секуляризма часто называют секуляризацией. Секуляриза́ция (от лат. saecularis — светский) — в социологии процесс снижения роли религии в жизни общества; переход от общества, регулируемого преимущественно религиозной традицией, к светской модели общественного устройства на основе рациональных (внерелигиозных) норм. Госуда́рственная рели́гия (синоним официальная религия) — вероучение, официальный статус которого подтверждён данным государством. Государство без государственной религии называют светским или секулярным государством. Отделение церкви от государства — принцип взаимоотношений государства и церкви, предполагающий отказ государства от вмешательства в дела церкви; свободу граждан от принуждения к исповеданию той или иной религии; отсутствие закрепленных за церковью государственных функций. Категория:Секуляризм. Категория:Свобода вероисповедания. Категория:Религия и общество. Категория:Религия и наука. Категория:Религия и политика. Категория:Религиозное поведение и опытСветское государство. Свобода совести. Теократия. Религия и общество.

Политология религии — одна из новейших политологических дисциплин, она появилась в последних десятилетиях XX века. Политологию религии можно определить как одну из новейших политологических дисциплин, которая изучает влияние религии на политику и политики на религию. Особое внимание уделяется отношениям субъекта политики в узком смысле слова с верой и религиозными сообществами. Основными направлениями политологии религии, которые находятся в постоянном развитии, являются: 1. Всё то, что в рамках религиозного учения и религиозной практики, имеет непосредственно политическое содержание и заказ. Например: религиозное понимание власти, силы, политического авторитета, государства, политической организации, войны, мира и т. д. 2. Всё то, что в рамках религиозного поведения и религиозной практики, не имеет непосредственно политического содержания и заказа, но имеет непосредственные политические последствия. Например: строительство объектов религиозного назначения, паломничества. 3. Позиция субъекта политики в более узком смысле по отношению к религии и религиозным объединениям. Например: позиции политических партий и групп, направленные на оказание давления на религию и религиозные объединения. 4. Всё то, что в рамках как будто совершенно дружественного поведения, не имеющего религиозного мотива, вызывает религиозные последствия. Например, в случае, если в каком-либо конфессиональном сообществе приверженцы одной религии получают монополию на какую то экономическую отрасль, что вызывает политические последствия. Антикультовое движение — светское движение, в котором деятельность групп людей или организаций, рассматриваемых в качестве «культов» (или «сект», «новых религиозных движений» в зависимости от принимаемой терминологии) с социологических или теологических позиций, критикуется с точки зрения нанесения вреда обществу и личности. В широком смысле — любая оппозиция деятельности таких групп и организаций. Оппозиция культам: оппозиция сектам, культам и новым религиозным движениям (НРД) — критика и иная деятельность, направленная против групп людей, которые рассматриваются как НРД (или как культы, секты, в зависимости от принимаемой терминологии) с социологической или теологической точек зрения. Категория:Политология религии. Категория:Религия и политика. Категория:Религия и право. Категория:Религиозное поведение и опыт. Религия и общество. Социология религии. Теократия. Секуляризм. Светское государство. Свобода совести. Религия

Социология религии — отрасль социологии, изучающая взаимоотношения между религией и обществом. Социология религии изучает религиозные практики, исторический опыт взаимодействия религии и общества, универсальные темы и роли религии в социальных процессах. В отличие от философии религии, социология религии не ставит своей целью оценку религиозных убеждений. Современную социологию религии можно представить, как совокупность трех уровней знаний: методологического, теоретического и эмпирического. Современная социология религии сосредоточена на таких вопросах, как секуляризация, гражданская религия, а также согласованности религии в контексте глобализации и мультикультурализма. Гражданская религия (англ. civil religion) — совокупность религиозных ценностей, символов, обрядов и понятий, которые обеспечивают национальное или политическое единство. Гражданская религия — это религия, объединяющая общество, независимо от вероисповедания на основе общих символов, ритуалов и идей, принимаемых большинством граждан страны как священные, которые несут надмирный характер и объединяют нацию в одно целое. Отличительной чертой гражданской религии является её связь с государственной властью. Государство использует религию и символы для осуществления своих политических целей. Религио́зная иденти́чность — форма коллективного и индивидуального самосознания, построенная на осознании принадлежности к определенной религии и формирующая представления о себе и мире посредством соответствующих религиозных догм. Религиозная идентичность является одной из первых форм самосознания человека и потому находится у истоков формирования других видов идентичностей. Религиозность трудно однозначно определить, но различные учёные рассматривают это понятие в широком смысле как вовлечённость в религию и следование религиозным ориентирам. Сюда входят эмпирические, ритуальные, идеологические, интеллектуальные, логические, вероучительные, конфессиональные, доктринальные, нравственные, культурные аспекты. Религиозный фанатизм (лат. fanaticus «исступлённый, неистовый») — слепая, доведённая до крайней степени приверженность религиозным идеям и стремление к неукоснительному следованию им в практической жизни, нетерпимость к иноверцам и инакомыслящим. Религио́зный скепти́цизм — вид скептицизма в отношении тех или иных аспектов религиозности, не связанный с отрицанием религии в целом. Нерелигио́зность — отсутствие религиозных убеждений, равнодушие к религии, неприятие или враждебность по отношению к ней. Категория:Социология религии. Категория:Религиозное поведение и опыт. Категория:Религия и общество. Категория:Религия. Религия и общество. Политология религии. Секуляризм. Светское государство. Свобода совести. Религия

Психоло́гия рели́гии представляет собой применение психологических исследовательских методов и интерпретационных моделей к различным религиозным традициям, формам духовности, а также к религиозным и нерелигиозным индивидуумам. Данная наука стремится точно описать детали и происхождение религиозных верований и религиозного поведения, а также связанные с ними обычаи. Религиозность трудно однозначно определить, но различные учёные рассматривают это понятие в широком смысле как вовлечённость в религию и следование религиозным ориентирам. Сюда входят эмпирические, ритуальные, идеологические, интеллектуальные, логические, вероучительные, конфессиональные, доктринальные, нравственные, культурные аспекты. Религиозный опыт (также духовный опыт, мистический опыт) — субъективный жизненный опыт встреч с высшей реальностью, чувство присутствия безграничной тайны в жизни человека, ощущение зависимости от божественной силы или от невидимого порядка вещей, чувство вины и страха перед божьим судом или внутреннее умиротворение в надежде на божественное всепрощение. Околосме́ртные пережива́ния (околосмертный опыт, англ. near-death experiences, NDE) — общее название различных субъективных переживаний человека, которые могут возникать в ходе угрожающих жизни событий, после которых человек выжил. Эти переживания могут включать в себя такие элементы, как ощущение выхода из физического тела, эйфорию, мистические видения, чувство исчезновения эго и выхода за пределы пространства и времени. Эти переживания были описаны ещё в древних религиозных текстах. Внетелесное переживание — нейропсихологический феномен, в котором человек испытывает иллюзию выхода из собственного физического тела и иногда также видит его со стороны (аутоскопия). Когнити́вное религиове́дение (англ. cognitive science of religion) — направление религиоведения, предметом которого является прежде всего изучение религиозных представлений и религиозного поведения с точки зрения когнитивных и эволюционных наук. Категория:Психология религии. Категория:Социология религии. Категория:Религиозное поведение и опыт. Категория:Трансперсональная психология. Суеверие. Социология религии. Религия. Религия и общество.

Астрономия — наука о Вселенной, изучающая расположение, движение, структуру, происхождение и развитие небесных тел и систем. Категория:Астрономия. Категория:Навигационные шаблоны:Астрономия. Категория:Астрономические константы. Категория:Единицы измерения в астрономии.

Креативность или творческие способности — способности человека принимать творческие решения, понимать, принимать и создавать принципиально новые идеи. В повседневной жизни творческие способности проявляются как смекалка — способность достигать цели, находить выход из кажущейся безвыходной ситуации, используя обстановку, предметы и обстоятельства необычным образом. В широком смысле — нетривиальное и остроумное решение проблемы, причём, как правило, неспециализированными инструментами или ресурсами. Имеется также в виду способность к смелым, нестандартным решениям проблем. Креативность включает в себя повышенную чувствительность к проблемам, к дефициту или противоречивости знаний, действия по определению этих проблем, по поиску их решений на основе выдвижения гипотез, по проверке и изменению гипотез, по формулированию результата решения. Для оценки креативности используются различные тесты дивергентного мышления, личностные опросники, анализ результативности деятельности. Дивергентное мышление — метод творческого мышления, применяемый обычно для решения проблем и задач. Заключается в поиске множества решений одной и той же проблемы. 

Существуют психологические инструменты измерения творческого (креативного) мышления. Эти тесты позволяют оценить: вербальную креативность, образную креативность, беглость (количество идей, возникающих в единицу времени), гибкость (способность применять разнообразные стратегии при решении проблем), оригинальность (способность продуцировать необычные, нестандартные идеи), разработанность — способность детально разрабатывать возникшие идеи, способность видеть суть проблемы, способность сопротивляться стереотипам. Категория:Творчество. Категория:Мышление. Категория:Решение задач.

Дух — у этого термина есть несколько значений: 1. Дух (философия) — философское понятие, обозначающее нематериальное начало. Определение соотношения духа и материи зачастую считается основным вопросом философии. Идеализм, спиритуализм — признание духа первоначалом мира. Идея духа может выступать как понятие (панлогизм), субстанция (пантеизм), личность (теизм, персоналистические концепции). 2. Дух (философия) — высшая способность человека, благодаря которой возможно самоопределение личности. Рационалистические философские системы отождествляют дух с мышлением и сознанием; в иррационализме, определяя сущность духа, рассматривают такие его аспекты, как интуиция, чувство, воля, воображение и т. д. Человек может развить дух своим умом, практическими делами, творческим, созидательным трудом. На практике это происходит путем сотворения духовных ценностей, классического наследия, воспитания детей как гармоничных личностей, благотворительностью и стремлением к абсолютным моральным принципам, связывающим человека с закономерным началом природы, прародителем, творцом. 3. Дух (мифология) — сверхъестественное бестелесное существо, наделённое волей, способностью воспринимать предметы и различными сверхъестественными способностями и возможностями, при этом само остающееся почти всегда недоступным для восприятия. 4. Дух — в религиозном мировоззрении изначальная движущая сила, присущая всему живому, а в некоторых культурах и неживому. 5. Святой Дух — в христианстве третья ипостась единого Бога — Святой Троицы. 6. Дух — встречается в значении всеобщего характера какой-либо человеческой общности, например дух времени (эпохи, века), народный дух (некая идеальная основа национального характера), корпоративный дух. 7. Дух (Дух времени) — интеллектуальная мода, доминирующая мыслительная традиция, определяющая и стандартизирующая стиль мышления определенной эпохи. 8. Дух — совокупность черт характера, темперамента, знаний и убеждений, придающую силы для действия во имя чего-либо (воинский дух). 9. Дух — запах или ощущение запаха (не человеческий дух, дух пространства, погребной дух). Категория:Философские термины. Духовность.

Ближневосточный неолит — первый исторический очаг неолитической культуры, сложившийся на Ближнем Востоке около 9500 г. до н.э., который впоследствии привел к появлению других неолитических центров (балканский неолит и джейтунская культура в Средней Азии), а также первых цивилизаций Шумера и Древнего Египта. Материнской культурой ближневосточного неолита является Натуф. Древний Ближний Восток — историографический термин для обозначения совокупности народов, областей и государств, существовавших на территории Ближнего Востока в период истории предшествующий эллинизму. Доисторический Ближний Восток: хотя дописьменный период истории Ближнего Востока начался довольно давно, для историков особый интерес представляет период начиная с 15 тыс. лет до н. э., когда зарождаются первые очаги организованного хозяйства, земледелия и скотоводства. Этот период связан, в частности, с постепенным внедрением организованных методов производства пищи и ткани (вместо практиковавшейся в палеолите охоты на крупный и мелкий скот, в результате чего люди вели кочевой образ жизни и одевались в одежды из шкур). Эта фаза называется «протоистория», поскольку он непосредственно предшествует внедрению письменности, и многие предания об этом периоде, хотя и в искажённой форме, сохранились или могли сохраниться в письменных источниках. Докерамический неолит (Pre-Pottery Neolithic, PPN) — период раннего неолита, к которому относятся некоторые культуры Ближнего Востока, локализованные в регионе плодородного полумесяца. Их предшественником является мезолитическая натуфийская культура. Плодородный полумесяц — условное название региона на Ближнем Востоке, в котором в зимние месяцы наблюдается повышенное количество осадков. Натуфийская культура — археологическая культура эпипалеолита (мезолита). Существовала на территории Леванта около 12 500—9500 лет до н. э., предположительно развившись на основе гибрида местной, но более ранней кебарской культуры, и мушабийской культуры. Среди основных занятий натуфийцев были охота, рыболовство и сбор зерна дикорастущих злаков, для чего они делали специальные жатвенные ножи и строили зернохранилища. Кебарская культура — археологическая культура восточного Средиземноморья, существовавшая 18—10 тыс. лет до н. э. Зарзийская культура — археологическая культура верхнего палеолита и мезолита в Иране, Ираке и Средней Азии. Существовала 18—8 тыс. лет назад. Ярмукская культура — неолитическая археологическая культура, существовавшая на территории доисторического Леванта. Категория:Ближневосточный неолит. Категория:Доисторический Ближний Восток. Категория:Натуфийская культура. Категория:Древняя Месопотамия. Категория:Бронзовый век на Ближнем Востоке. Категория:Неолит по регионам. Категория:Неолит. Первобытный мир. Неолит.

Неолит, или новокаменный век — период человеческой истории, выделенный Джоном Лаббоком в XIX веке как оппозиция палеолиту внутри каменного века. Характерные черты неолита — каменные шлифованные и просверленные орудия. Разные культуры вступили в этот период развития в разное время. На Ближнем Востоке неолит начался около 9500 лет до н. э. Вступление в неолит приурочивается к переходу культуры от присваивающего (охотники и собиратели) к производящему (земледелие и/или скотоводство) типу хозяйства, а окончание неолита датируется временем появления металлических орудий труда и оружия, то есть началом медного, бронзового или железного века. В отличие от палеолита, когда существовало несколько видов людей, все они, кроме последнего, прекратили существование ещё до наступления неолита. Неолитическая революция или неолитизация — переход человеческих общин от примитивной экономики охотников и собирателей к сельскому хозяйству, основанному на земледелии и животноводстве. По данным археологии, одомашнивание животных и растений происходило в разное время независимо в 7-8 регионах. Самым ранним центром неолитической революции считается Ближний Восток, где одомашнивание началось не позднее, чем 10 тыс. лет назад. Появление письменности — атрибут окончания доисторического периода, который обычно совпадает с окончанием неолита и вообще каменного века. Но неолитическую революцию можно также трактовать как разрушение гармоничного сосуществования человека с природой, отныне он оказывается в оппозиции к ней, подстраивая окружающую среду под свои нужды, что приводит к возникновению цивилизации и технического прогресса. Докерамический неолит (Pre-Pottery Neolithic, PPN) — период раннего неолита, к которому относятся некоторые культуры Ближнего Востока, локализованные в регионе плодородного полумесяца. Их предшественником является мезолитическая натуфийская культура. Охотники и собиратели — хозяйственно-культурный тип, характерный для народов, которые находятся на раннем уровне социально-экономического развития. Одомашнивание или доместикация — процесс изменения диких животных или растений, при котором на протяжении многих поколений они содержатся человеком генетически изолированными от их дикой формы и подвергаются искусственному отбору. Производящее хозяйство — хозяйство, где основным источником существования являются выращиваемые культурные растения и домашние животные. При переходе от присваивающего хозяйства к производящему общество перешло от охоты и собирательства к скотоводству и земледелию. Это был сложный и длительный процесс, который начался в древнейших очагах (центрах) 12 — 10 тыс. лет назад, когда возникли различные центры одомашнивания животных и растений. Лишь соединение растениеводства со скотоводством стало решающим моментом в развитии хозяйства. Хронология развития сельского хозяйства и производства пищи. Центры происхождения культурных растений. Категория:Неолит. Категория:Ближневосточный неолит. Категория:Неолит по регионам. Категория:Голоцен. Категория:Доисторический период. Категория:Археологические культуры. Категория:Социальная эволюция. Первобытный мир. Палеолит. Мезолит. Социокультурная эволюция.

Мезолит, или средний каменный век — период между палеолитом и неолитом. Датировка мезолита весьма варьирует в зависимости от региона. На Ближнем Востоке он начался раньше всего — около 15 тыс. лет назад, и уже около 12 тыс. лет назад сменился докерамическим неолитом. На большей части Европы мезолит был сменён неолитом около 5 тыс. лет до н. э. Археологически мезолит был выделен по преобладанию в этот период микролитической каменной индустрии, в которой применялись каменные орудия c составными лезвиями из кремня или обсидиана, а также микрорезцы и другие типы микролитов. Шлифовка уже была известна, но использовалась эпизодически. В этот период происходит повсеместное распространение лука со стрелами, которые, однако, были изобретены ещё в предшествующую эпоху. Это связывают с происшедшими изменениями в охотничьем промысле. О рыболовстве свидетельствуют гарпуны и рыболовные сети. Наряду с камнем широко применялась и кость, например, для наконечников стрел и вкладышевых орудий. Гончарство почти нигде не практиковалось. Имеются находки деревянных изделий, в том числе и транспортных средств — лодок-долблёнок и плотов. В этот период была приручена (выведена) собака, которая могла использоваться в охоте и в качестве сторожа. Мезолит отмечен прогрессом в развитии общественных факторов: формировании общих норм и правил поведения, запретов и предписаний, которые закреплялись идеологически и становились частью традиций, религии и табу. Накапливаются новые знания об окружающем мире, развиваются и совершенствуются умения, помогающие выжить. Образование первых так называемых «жилых холмов» (площадью приблизительно 2—4 га, иногда около 10 га) относится именно к периоду мезолита. В мезолите уже существовала речь с развитой фонетикой и грамматикой, однако плохо были развиты абстрактные термины, термины для больших чисел и т. п. Развивается искусство. Найдены многочисленные рисунки людей, животных. Эпипалеолит — термин, используемый для обозначения «изделий конечного периода Верхнего палеолита в конце последней ледниковой эпохи, которые по технологии совпадают с мезолитическими изделиями». Себильская культура — южноегипетская культура эпохи мезолита (15 000 — 12 000 лет назад). Основу хозяйства составляла охота на саванных животных (буйволы, антилопы, газели) и собирательство диких злаков (ячмень). Техника микролитическая, близкая к оранской культуре. Иберо-мавританская культура, или оранская культура, или уштатийская культура (по названию археологического памятника Уштата) — эпипалеолитическая археологическая культура на территории Северной Африки. Категория:Мезолит. Категория:Доисторический период. Категория:Каменный век. Категория:Социальная эволюция. Категория:Археологические культуры. Ближневосточный неолит. Первобытный мир. Палеолит. Неолит.

Бронзовый век — выделяемая на основе данных археологии эпоха человеческой истории, характеризующаяся ведущей ролью изделий из бронзы, что было связано с улучшением обработки таких металлов, как медь и олово, получаемых из рудных месторождений, и последующим получением из них бронзы. Бронзовый век является второй, поздней фазой эпохи раннего металла, сменившей медный век и предшествовавшей железному веку. В целом, хронологические рамки бронзового века: XXXV/XXXIII—XIII/XI вв. до н. э., но у разных культур они различаются. Катастрофа бронзового века (бронзовый коллапс) — термин, которым археологи и историки обозначают переход от бронзового к железному веку на древнем Ближнем Востоке и в Восточном Средиземноморье (Левант, Малая Азия и Греция). В этом регионе смена эпох была связана с катастрофическими изменениями в общественном укладе, утратой многих производственных и культурных традиций, в том числе письменности, разрушением всех крупных государств и многих городов того времени. Древний Египет — название исторического региона и культуры значительной цивилизации Древнего мира, существовавшей на северо-востоке Африки вдоль нижнего течения реки Нил. Древняя Месопотамия (Двуречье) — древняя страна в Западной Азии в долине рек Тигр и Евфрат; место возникновения и развития древнейшей цивилизации. Европа бронзового века: Бронзовый век на территории Европы последовал за европейским медным веком (западными археологами рассматривается как финальный этап неолита) в конце III тыс. до н. э. (поздняя традиция колоколовидных кубков). На большей части Европы бронзовый век почти полностью охватывал II тыс. до н. э. Археологическая культура — совокупность материальных памятников, которые относятся к одной территории и эпохе, и имеют общие черты. Категория:Бронзовый век. Категория:Древний Египет. Категория:Древняя Месопотамия. Категория:Европа бронзового века. Категория:Доисторический период. Категория:Железный век. Ближневосточный неолит. Первобытный мир

spinner