Психология личности — раздел психологии, изучающий личность и различные индивидуальные процессы. Акцент делается на попытке создать согласованную картину личности в её взаимосвязях с миром, жизнью, социумом, другими. Кроме того, изучаются динамические аспекты душевной жизни, индивидуальные различия. Основные направления в психологии личности: 1.Глубинная психология. 2.Гуманистическая психология. 3.Экзистенциальная психология. 4.Когнитивная психотерапия. Категория:Психология личности. Категория:Разделы психологии.
Психология личности
Психология личности - здесь собраны термины, определения и комментарии в данной области знаний.
Экзистенциальная психология — направление в психологии, которое исходит из уникальности конкретной жизни человека, несводимой к общим схемам, возникшее в русле философии экзистенциализма. Её прикладным разделом является экзистенциальная психотерапия. Экзистенциальную психологию относят к гуманистическим направлениям в психологии. Шаблон:Психология. Шаблон:Психотерапия. Категория:Экзистенциальная психология.
Характер — структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности. Когда говорят о характере, то обычно подразумевают под этим именно такую совокупность свойств и качеств личности, которые накладывают определённую печать на все её проявления и деяния. Черты характера составляют те существенные свойства человека, которые определяют тот или иной образ поведения, образ жизни. Характерология — учение, изучающее характер и процессы его самоформирования. Раздел психологии, который занимается изучением различий между характерами называется дифференциальной психологией.
Черты личности (Категория) - относительно устойчивое качество личности, являющееся компонентом её характера, и проявляющееся в особенностях поведения индивида. Качества личности – особенности проявления личности, выражающие специфику психологических процессов и состояний, черт характера и поведения в социальной или природной среде. Они имеют количественные характеристики и потому могут измеряться по уровню, степени или стадии развития. Одновременно и устойчивы (на момент измерения), и динамичны. Их формирование и изменение зависит от многих условий: биологических и социальных. Категория:Черты личности. Категория:Психология личности. Категория:Моральные качества.
Личные качества человека – это сложные, биологически и социально обусловленные компоненты личности. Собрав воедино их все, можно получить его полный психологический портрет. Качества личности выражают особенности психических процессов, состояний и свойств индивида, его черты характера, особенности темперамента, специфику поведения, взаимодействия с другими людьми, окружающей средой и самим собой. Если свои личные качества нужно знать для того, чтобы понимать как дальше развивать свою личность, то знание личностных особенностей другого человека, важно постольку, поскольку оно позволяет определить совместимость с ним и предположить, какого рода отношения могут сложиться. Качества личности принято разделяются на положительные и отрицательные. Положительные обычно поддерживаются, подкрепляются и развиваются, а отрицательные люди стараются исправить, изменить или искоренить. Но такое разделение условное. Оно основано на общепринятых правилах и нормах морали и нравственности. Человек всегда может, если не измениться кардинально, то хотя бы научиться компенсировать одни свои качества за счет развития других. Положительные качества: доброта, отзывчивость, трудолюбие, терпеливость, усердие, ответственность, эмпатия, миролюбие, дружелюбность, нравственность, высокая культура личности, верность, искренность, честность, уверенность в себе, развитый интеллект, самокритичность, рассудительность, целеустремленность, оптимизм, жизнерадостность, практичность, активность, инициативность, решительность, смелость, надежность, аккуратность, бережливость, внимательность, обаяние, нежность, заботливость, щедрость, бескорыстие и так далее. Отрицательные качества: лживость, лицемерие, безответственность, презрение, грубость, непорядочность, нахальство, вспыльчивость, лень, уныние, разгильдяйство, хамство, агрессивность, ненависть, нетерпимость, чрезмерный эгоизм, пассивность, безволие, нерешительность, заносчивость, трусость, жадность, алчность, бесчувственность, безразличие, завистливость, мстительность, неряшливость и так далее.
Психология развития (возрастная психология) — отрасль психологии, изучающая психологические изменения человека по мере взросления. Она состоит из трёх подотраслей: геронтопсихологии, детской психологии, пре- и перинатальной психологии. Исследует психику и человеческий организм во все возрастные периоды и на всех стадиях, принимая во внимание биологические, антропологические, социологические и психологические факторы, влияющие на его развитие. Шаблон:Психология. Шаблон:Психотерапия. Шаблон:Защитные механизмы. Шаблон:Межличностные отношения. Шаблон:Эмоциональные процессы. Категория:Психология развития.
Когнитивная психотерапия, или когнитивная терапия — распространённая форма психотерапии, основанная на предположении, что причины психологических проблем и нервно-психических расстройств человека кроются в ошибках мышления, и направленная на изменение нелогичных или нецелесообразных мыслей и убеждений человека, а также дисфункциональных стереотипов его мышления и восприятия. В ходе когнитивной психотерапии пациент учится решать проблемы и находить выходы из ситуаций, прежде казавшихся ему непреодолимыми, при этом он переосмысливает и корректирует своё мышление. Когнитивный терапевт помогает пациенту учиться мыслить и действовать более реалистично и адаптивно, тем самым устраняя беспокоящие его симптомы.
Позитивная психология — направление психологии, которое занимается исследованием положительных аспектов психики человека. В отличие от классической психологии, которая ориентируется в основном на проблемы и патологии, основными темами исследований позитивной психологии является то, что способствует достижению счастья людей (например, оптимизм, поток, доверие, прощение и солидарность). Эта область исследований стремится раскрыть природные способности человека и сделать опыт жизни более удовлетворительным. Основателем является Мартин Селигман. Он предложил три основных направления для будущих исследований: 1. Положительные эмоции и субъективное ощущение счастья (например, наслаждение, удовлетворение жизнью, чувство близости, конструктивные мысли о себе и своём будущем, оптимизм, уверенность в себе, наполненность энергией, «жизненной силой»). 2. Позитивные черты характера человека (мудрость, любовь, духовность, честность, смелость, доброта, творчество, чувство реальности, поиски смысла, прощение, юмор, щедрость, альтруизм, эмпатия и т. д.). 3. Социальные структуры, способствующие счастью и развитию людей (демократия, здоровая семья, свободные средства массовой информации, здоровая среда на рабочем месте, здоровые локальные социальные сообщества). Также Селигман и Петерсон опубликовали список из 24 положительных черт человека, разделённых на 6 групп: 1. Добродетели мудрости и знания: креативность, любопытство, открытость, любовь к обучению, перспектива. 2. Добродетели смелости: храбрость, усердие, целостность, жизнеспособность. 3. Добродетели человечности: любовь, доброта, социальный разум. 4. Добродетели справедливости: гражданственность, справедливость, лидерство. 5. Добродетели воздержания: милосердие, умеренность, умение предвидеть, самоконтроль. 6. Добродетели трансценденции: умение ценить красоту, благодарность, надежда, чувство юмора, духовность. На основе этого списка впоследствии был создан вопросник VIA-Survey, и было выявлено, какие черты характера наиболее способствуют преодолению депрессии и достижению счастья. Этими чертами характера являются: Надежда, Благодарность, Любознательность, Любовь.
Нормативные кризисы развития — переходные этапы возрастного развития, занимающие место между стабильными (литическими) возрастами. В советской психологии понятие кризиса введено Л. С. Выготским и определяется как целостное изменение личности ребёнка, регулярно возникающее при смене (на стыке) стабильных периодов, обусловленное возникновением основных психологических новообразований. Кризис идентичности (психология) — это особый период формирования личности, во время которого человек находится в поиске своего места, роли и предназначения в социуме. Этому периоду свойственно такое психологическое состояние человека, при котором он чувствует утрату собственной идентичности и сталкивается с проблемой самоопределения. Как правило, наступление кризиса происходит тогда, когда развитие идентичности достигает своей критической точки, что преимущественно характерно для подросткового возраста.
Дифференциальная психология — раздел психологической науки, который изучает психологические различия, типологические различия психологических проявлений у представителей различных социальных, классовых, этнических, возрастных и других групп. Дифференциальная психология систематизирует индивидуальные различия и разные методы их диагностики, а также количественно оценивает эти различия в разных сферах. Дифференциальная психология решает 2 задачи: выделение индивидуальных различий; объяснение их происхождения. Методы дифференциальной психологии: методы и тесты. Категория:Дифференциальная психология.
Архетип (психология) — в аналитической психологии структурный элемент коллективного бессознательного. 12 архетипов Пирсон: 1. Простодушный (развитие веры, уверенности и оптимизма). 2. Славный малый (осознание, что бывают также плохие вещи, и развитие реализма). 3. Воин (обучение соревнованию, достижению целей и, если нужно, защите себя). 4. Опекун (демонстрация заботы и сочувствия к другим, помощь). 5. Искатель (желание отличаться, готовность пробовать новые вещи). 6. Любовник (любить других, быть романтичным и близким, брать на себя обязательства). 7. Бунтарь (отпускать и начинать с начала; предпринимать действия в безвыходных ситуациях). 8. Творец (демонстрация воображения, новаторства и одарённости). 9. Правитель (брать ответственность, жить в соответствии со своими ценностями). 10. Маг (творить перемены, изменяя свой образ мыслей или поведение). 11. Мудрец (мыслить ясно, критически и формулировать собственное мнение). 12. Шут (получать удовольствие от жизни и работы; наслаждаться моментом). Коллективное бессознательное — согласно психологу К. Юнгу, одна из форм бессознательного, единая для общества в целом и являющаяся продуктом наследуемых структур мозга. Категория:Архетипы. Самость.
Индивидуальность — совокупность характерных особенностей и свойств, отличающих одного индивида от другого; своеобразие психики и личности индивида, неповторимость, уникальность. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, в одежде (внешнем виде), в специфике интересов, качеств перцептивных процессов. Индивидуальность характеризуется не только неповторимыми свойствами, но и своеобразием взаимосвязей между ними. Предпосылкой формирования человеческой индивидуальности является, в первую очередь, среда, где он растет, ассоциации, накопленные им в детстве, воспитание, особенности строения семьи и обращение с ребёнком.
Возрастная периодизация — Эрик Эриксон выделяет восемь фаз в психосоциальном развитии человека.: младенчество (от рождения до 1 года); раннее детство (1 — 3 лет); игровой возраст, дошкольный (4 — 6-7 лет); школьный возраст (7-8 — 12 лет); юность (13 — 19 лет); молодость (19-35 лет) — начало зрелости; взрослость, зрелость (35-60 лет); старость (от 60 лет).
Комментарии специалистов
#31Наше здоровье — прямое следствие мышления человека. Никто уже не ставит под сомнение, что между психическим и физическим состоянием людей существует прямая связь. Общее число заболеваний, связанных с плохими мыслями, продолжает неуклонно расти. Чтобы противостоять им, надо следовать совету древних мудрецов — радоваться жизни, как бы тяжела она ни была! Здоровье, жизнь и судьба человека напрямую зависят от его мыслей. Думаешь о хорошем — жди хорошего. Думаешь о плохом — плохое и получишь.