Почему мир есть движение? Почему есть движение в космосе? Почему планеты вращаются вокруг Солнца? Что движет планетами? Это можно объяснить, используя закон Ньютона, принимая во внимание закон всемирного тяготения. Хорошо, но как появилось это движение? Всё упирается в вопрос о начале. Здесь механические материалисты вынуждены прибегать к гипотезе первого толчка. Кто мог завести мировую машину? Например, мы заводим часы, а дальше часы идут сами по себе. Мир подобен часам. Часа отлажены, абсолютно точны, но кто часовщик? ... Ещё в Средние века Фома Аквинский говорил, что любое движение имеет источник, причину и должна быть первопричина. Первопричина есть Бог. Историческая последовательность: Перводвигатель, Первопричина и Первотолчок. Есть начало, есть исходный импульс, а дальше всё идёт в соответствии с энергией этого импульса.
Альтернатива: сегодня мы всё больше и больше склоняемся к тому, чтобы наряду с понятием движения, использовать замечательное понятие самодвижение. Когда я говорю про самодвижение, то мне не нужно искать не перводвигатель, не первопричину, не первотолчок. В этом нет необходимости. Почему? Эти концепции предполагают какую-то внешнюю силу, которая обеспечивает движение мира. Бог запустил мир, а потом ушёл в тень, и мир уже функционирует самостоятельно, ему не нужна никакая подпитка от Бога, он автономен, но в начале был Бог и он действовал как внешняя сила. Когда мы говорим про самодвижение, то мы говорим о внутреннем источнике движения. Здесь ещё можно вспомнить понятие «имманентный». Имманентный – это находящийся внутри системы. Для неё эта система сверхорганична, являющаяся её атрибутивным качеством. Итак, сегодня мы выходим из того, что в мире есть самодвижение и саморазвитие.