menu

Способности

Способности и Ресурсы (Психология) – здесь собраны термины, определения и комментарии специалистов к ним на данную тему.

Креативность или творческие способности — способности человека принимать творческие решения, понимать, принимать и создавать принципиально новые идеи. В повседневной жизни творческие способности проявляются как смекалка — способность достигать цели, находить выход из кажущейся безвыходной ситуации, используя обстановку, предметы и обстоятельства необычным образом. В широком смысле — нетривиальное и остроумное решение проблемы, причём, как правило, неспециализированными инструментами или ресурсами. Имеется также в виду способность к смелым, нестандартным решениям проблем. Креативность включает в себя повышенную чувствительность к проблемам, к дефициту или противоречивости знаний, действия по определению этих проблем, по поиску их решений на основе выдвижения гипотез, по проверке и изменению гипотез, по формулированию результата решения. Для оценки креативности используются различные тесты дивергентного мышления, личностные опросники, анализ результативности деятельности. Дивергентное мышление — метод творческого мышления, применяемый обычно для решения проблем и задач. Заключается в поиске множества решений одной и той же проблемы. 

Существуют психологические инструменты измерения творческого (креативного) мышления. Эти тесты позволяют оценить: вербальную креативность, образную креативность, беглость (количество идей, возникающих в единицу времени), гибкость (способность применять разнообразные стратегии при решении проблем), оригинальность (способность продуцировать необычные, нестандартные идеи), разработанность — способность детально разрабатывать возникшие идеи, способность видеть суть проблемы, способность сопротивляться стереотипам. Категория:Творчество. Категория:Мышление. Категория:Решение задач.

Творчество — процесс деятельности, в результате которого создаются качественно новые объекты и духовные ценности или итог создания объективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства), — уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Таким образом в процессе творчества автор вкладывает в материал, кроме труда, некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства. В творчестве имеет ценность не только результат, но и сам процесс. Творчество — умственный процесс свободной реализации мысли во внешнем мире, в том числе с помощью инструментов и внутренних ощущений человека, представляющий для него или для окружающих интерес и имеющий эстетическую ценность. Необходимым элементом творческой деятельности человека, выражающимся в построении образа продуктов труда, а также обеспечивающим создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью, является воображение. Знания, умения и навыки относятся к области подсознания, то есть к психологическому автоматизму, и не имеют решающего значения в творческом процессе. Для творчества нужно обладать базовым знанием, являющимся общей основой владения инструментом, а также необходимым минимумом знания, достаточным для совершения данного творческого процесса. Но для его совершения не существует необходимости иметь «энциклопедические» знания. Для творчества необходимо гармоничное сочетание знания и умения, а также логики и интуиции. Из-за потери связи между умом и интуицией, осуществление творческого процесса так или иначе становится невозможным. Отраслью знания, изучающей творчество, является эвристика. Категория:Творчество. Категория:Эвристика.


Интеллект или Ум — качество психики, состоящее из способности приспосабливаться к новым ситуациям, способности к обучению и запоминанию на основе опыта, пониманию и применению абстрактных концепций и использованию своих знаний для управления окружающей средой. Общая способность к познанию и решению проблем, которая объединяет все познавательные способности: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение, а также внимание, волю и рефлексию. Интеллект можно условно разделить на подвижный интеллект — способность мыслить логически, анализировать и решать задачи, выходящие за пределы предыдущего опыта; и кристаллизовавшийся интеллект — накопленный опыт и способность использовать усвоенные знания и навыки. Интеллект (Викисловарь). Категория:Интеллект.
Эмоциональный интеллект (ЭИ) — способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач. Относится к гибким навыкам. Чему помогает ЭИ? - избавиться от стресса в случае повышенной неопределенности и хаоса; формировать образы действия предварительно, даже если информации недостаточно; лучше понимать людей; получать чувственное удовольствие и понимать, что нас держит в той или иной ситуации; проявлять обаяние и харизматичность; оптимизировать индивидуальность и открытость поведения; лучше чувствовать красоту и глубину окружающего мира. Что нам надо знать об ЭИ? - люди живые, даже когда об этом забывают; чувства все время с нами; мы существа, которые часто бывают рассеянны; чем меньше мы говорим, тем сильнее наши слова; или мы управляем привычками, или они нами; управлять не значит подавлять; видеть красоту вокруг и жить ею помогает думать качественно иначе. Что мешает развитию и проявлению ЭИ? - недооценка чувственных переживаний; страх течения собственной эмоциональной жизни; неумение чувствовать; не слишком развитая рефлексия, отсутствие опыта описания внутренней жизни; неумение наблюдать мелочи и увязывать их в «картины»; показная взрослость и разумность.
Мозг (головной мозг человека) является органом центральной нервной системы, состоящей из множества взаимосвязанных между собой нервных клеток и их отростков. Головной мозг человека занимает почти всю полость мозгового отдела черепа, кости которого защищают головной мозг от внешних механических повреждений. B процессе роста и развития головной мозг принимает форму черепа. Головной мозг человека содержит в среднем 86 миллиардов нейронов и потребляет для питания 50 % глюкозы, вырабатываемой печенью и поступающей в кровь. Функции мозга включают обработку сенсорной информации, поступающей от органов чувств, планирование, принятие решений, координацию, управление движениями, положительные и отрицательные эмоции, внимание, память. Мозг человека выполняет высшие психические функции, в том числе мышление. Одной из функций мозга человека является восприятие и генерация речи. В современном научном сообществе точка зрения о том, что разум — продукт работы мозга, является главенствующей. Так же считают сторонники искусственного интеллекта. Кроме того имеют место высказывания о том, что разум компьютероподобен и алгоритмичен. Точки зрения «порождаемость разума мозгом» и «компьютероподобие разума» не обязательно сопутствуют друг другу. Существуют различные мнения по поводу взаимопроникновения мозга и таких понятий, как психика, сознание, ум, разум, рассудок, дух, душа, память. Мозг (Викисловарь). Категория:Головной мозг. Категория:Нейробиология.
Способности — это свойства личности, являющиеся условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Способности развиваются из задатков в процессе деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регуляторами, обусловливающими возможность их приобретения. Способности, вместе с задатками и ресурсами входят в одну область психики, психических явлений человека, связанную и направленную на обеспечение всякого рода деятельности, жизнедеятельности вообще, включая жизнестойкость. Способности (Викисловарь). Категория:Способности.
Потребность, нужда — внутреннее состояние психологического или функционального ощущения недостаточности чего-либо, проявляется в зависимости от ситуационных факторов. Потребность — вид функциональной или психологической нужды или недостатка какого-либо объекта, субъекта, индивида, социальной группы, общества. Являясь внутренними возбудителями активности, потребности проявляются по-разному в зависимости от ситуации. Потребности проявляются в виде эмоционально окрашенных желаний, влечений, стремлений, а их удовлетворение — в виде оценочных эмоций. Потребности обнаруживаются в мотивах, побуждающих человека к деятельности. Воспитание потребностей — одна из центральных задач формирования личности. Разделяют на: 1. Биологические - стремление человека поддерживать своё существование (потребность в пище, одежде, сне, безопасности, сексуальном удовлетворении, в экономии сил и пр.). 2. Социальные - потребность человека к общению, к популярности, к господству над другими людьми, к принадлежности к определённой группе, в лидерстве и признании. 3. Духовные — это потребность познать окружающий мир и себя самого, стремление к самосовершенствованию и самореализации, в познании смысла своего существования.

Ресурсы (психология) — используются два связанных, но отличающихся понятия психических ресурсов человека: 1. Психические возможности лиц, в основном зрелого возраста, активно включенных в разные сферы жизнедеятельности, по выполнению целенаправленной активности, сопряжённой с высокими психофизиологическими затратами. 2. Психические возможности человека по преодолению стрессовых ситуаций, в том числе каждодневного характера. Ресурсы, вместе с задатками и способностями входят в одну область психики, психических явлений человека, связанную и направленную на обеспечение всякого рода деятельность, жизнедеятельность вообще, включая жизнестойкость. Понятие «ресурс» и близкое к нему понятие «потенциал» широко применяется в психологии. В современной научной литературе по психологии понятие потенциал человека, в том числе личностный потенциал употребляется наравне (и в связи) с понятием ресурс. Чаще всего, говоря о потенциале человека, имеют в виду его интеллектуальные (ментальные), личностные, нравственные и др. ресурсы.

Условия формирования способностей — в основе любых способностей лежат задатки. Под задатками понимаются первичные, природные (биологические) особенности, с которыми человек рождается и которые созревают в процессе его развития. Это, главным образом, врождённые анатомические и физиологические особенности строения тела, двигательного аппарата, органов чувств, нейродинамические свойства мозга, особенности функциональной асимметрии больших полушарий и др. Именно своеобразие индивидных характеристик выступает в качестве природных задатков. Задатки не заключают в себе способностей и не гарантируют их развития. Они могут превратиться и не превратиться в способности, в зависимости от воспитания и деятельности человека. При отсутствии надлежащего воспитания и деятельности даже большие задатки не станут способностями, а при соответствующем воспитании и деятельности даже из небольших задатков могут развиться способности достаточно высокого уровня.
Позитивное мышление — концепция, применяемая на семинарах по мотивационному развитию личности, а также в соответствующей литературе. Метод «позитивного мышления» в своей основе исходит из того, что применяющий его путём постоянного позитивного влияния осознанного мышления (например с помощью аффирмаций или медитативных визуализаций) достигает в мыслях продолжительного конструктивного и оптимистического настроения и тем самым повышает свою удовлетворённость и качество жизни. В последние годы было проведено много исследований, которые показали преимущества позитивного мышления. В первую очередь, преимущества эти касаются здоровья: увеличение продолжительности жизни, более низкие показатели депрессии, низкий уровень стресса, улучшение психологического и физического благополучия. Остальные преимущества включают: повышение вероятности достижения цели; высокий уровень мотивации и силы воли; умение справляться с конфликтами и общаться с людьми; хорошая концентрация; уверенность в себе.
Фантастика — жанр и творческий метод в художественной литературе, кино, изобразительном и других формах искусства, характеризуемый использованием фантастического допущения, «элемента необычайного», нарушением границ реальности, принятых условностей. Современная фантастика включает в себя такие жанры как научная фантастика, фэнтези, ужасы, магический реализм и многие другие. Жанр литературы, описывающий вымышленные миры. Фантастическое - к нему относится всё, что не является точным изображением привычных предметов и живых существ. Фэнтези — жанр современного искусства, основанный на использовании мифологических и сказочных мотивов в современном виде. Научное фэнтези — гибридное направление художественной литературы на стыке научной фантастики и фэнтези, для которого характерно сочетание научно-фантастических элементов со сказочно-мифологической традицией. Произведения данного направления, работая по правилам научной фантастики, относятся к жанру фэнтези. Из фэнтези заимствуются волшебный мир и магия, а из научной фантастики — строгое псевдонаучное объяснение этих явлений. Портал:Фантастика. Категория:Фантастика. Категория:Жанры фантастики. Категория:Фантастическая литература. Категория:Фантастические фильмы. Категория:Кинофантастика.
Разум или Ум — философская категория, выражающая высший тип мыслительной деятельности, способность мыслить всеобще, способность анализа, абстрагирования и обобщения. По смыслу соответствует латинскому слову «intellectus» — понимание — качество психики, состоящее из способности приспосабливаться к новым ситуациям, способности к обучению на основе опыта, понимания и применения абстрактных концепций, использования своих знаний при взаимодействии с окружающей средой. Разум в философии — одна из форм сознания, самосознающий рассудок, направленный на самого себя и понятийное содержание своего знания (Кант, Гегель). Разум выражает себя в принципах, идеях и идеалах.
Развитие личности — часть общего развития человека. В развитие человека, кроме развития личности, входит и физическое развитие, и развитие психических функций. Общее развитие человека — развитие интеллектуальных, душевных и физических возможностей, развитие его способностей и навыков, полезных для широкого круга жизненных ситуаций. Личностное развитие, рост и развитие личности — самое общее понятие, описывающее все позитивные изменения в личности как результат внутренних процессов и внешних воздействий. Это все то, что в личности разворачивается с возрастом само, что формируется под влиянием извне, что развивается в совместной деятельности с окружающими и развивается в себе самим человеком. Развитая личность — личность, достигшая высших уровней развития. Личность развившаяся. Гармоничная личность — это личность с оптимально интегрированной внутренней динамической структурой, с оптимальной согласованностью с внешним миром, с оптимально протекающими жизнедеятельностью и развитием. Целостность личности — это такое соединение ее частей, которое создает крепкую и гармоничную целостность. Можно говорить о внешней, или общей целостности личности, имея в виду гармоничное единство ее телесной, душевной и духовно-нравственной жизни.
Профессионализм — особое свойство людей систематически, эффективно и надёжно выполнять сложную (профессиональную) деятельность в самых разнообразных условиях. Профессиональная деятельность - сложная деятельность, которая предстает перед человеком как конституированный способ выполнения чего-либо, имеющий нормативно установленный характер. Она является объективно сложной, поэтому трудна для освоения, требует длительного периода теоретического и практического обучения. В нормальном случае эта деятельность становится профессией и подразумевает материальное вознаграждение.
Талант — высокий уровень одаренности, природный талант человека к определенному виду деятельности, выдающиеся природные способности человека к деятельности в какой-либо области и умения, которые развиваются с приобретением навыков и опыта. Талант обусловливает высокий уровень развития специальных способностей, которые дают человеку возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнить определенную сложную деятельность. Такая совокупность способностей позволяет получить продукт деятельности, отличающийся новизной, высоким уровнем совершенства и общественной значимости. Термин в Викисловаре.
Жизнестойкость — способность личности выдерживать стрессовые ситуации, сохраняя при этом внутреннюю сбалансированность без снижения успешности деятельности. С. Мадди выделил три сравнительно автономных компонента жизнестойкости: вовлечённость, контроль, принятие риска. Выраженность этих компонентов и жизнестойкости в целом препятствует возникновению внутреннего напряжения в стрессовых ситуациях. 1. Вовлечённость («commitment»), означающая включённость личности в события своей жизни и свою деятельность, получение удовольствия от этого. 2. Контроль («control») мотивирует субъекта к поиску путей и средств влияния и воздействия на ситуацию, с целью ее трансформации в менее или не стрессогенную, избегая попадания в состояние беспомощности, убеждённости в наличии причинно-следственной связи между его действиями, поступками, усилиями и результатами, отношениями, событиями и т. п. 3. Принятие риска («challenge») позволяет личности понимать неизбежность риска и оставаться открытой окружающему миру, принимать происходящее событие как вызов и испытание, даёт возможность приобрести новый опыт извлечь для себя определённые уроки. Помимо этих компонентов жизнестойкость включает в себя такие базовые ценности, как кооперацию (сотрудничество), доверие и креативность. Компоненты жизнестойкости развиваются в детстве и отчасти в подростковом возрасте, хотя их можно развивать и позднее с помощью тренингов. С. Мадди описывает пять основных механизмов, благодаря которым проявляется буферное влияние жизнестойкости на развитие заболеваний и стресса: 1. Оценка жизненных изменений как менее стрессовых. 2. Создание мотивации к трансформационному совладанию (копинг). 3. Усиление иммунной реакции. 4. Усиление ответственности по отношению к здоровому образу жизни. 5. Поиск активной социальной поддержки, способствующей трансформационному совладанию. Согласно С. А. Богомазу жизнестойкий человек: высоко осмысливает собственную жизнь, удовлетворён прошлой и настоящей жизнью, которая воспринимается им как интересная и эмоционально насыщенная; склонен искажать реальность, создавая идеальную картину мира; демонстрирует высокий уровень активности и целеустремлённости, благодаря которым он с интересом включается в жизненные события, стремится владеть ситуацией и управлять собственным здоровьем; свойственен высокий эмоциональный интеллект и способность адекватно управлять своими и чужими эмоциями. Исследователями подтверждена связь жизнестойкости с гибкостью мышления, креативностью, высокой социально-психологической адаптированностью и общим психологическим благополучием личности. Родственные понятия: Ресурсы (психология), Адаптация социальная, Психологическая устойчивость, Личностный потенциал. Понятие жизнестойкость пересекается с вышеприведенными понятиями, однако оно обозначает отдельно значимый феномен психики человека, который развивается по определённым генетическим закономерностям, является многокомпонентным личностным образованием, влияющим на актуализацию различных свойств психики человека в ситуациях жизненного напряжения. Категория:Организационная психология. Категория:Черты личности. Ресурсы (психология). Социальная адаптация. Потенциал личности. Твёрдость. Копинг. Психологическая резилентность. Психологические явления. Активность личности. Энтузиазм. Эмоциональный интеллект. Уверенность в себе. Область знания:Тренинг и Наставничество. Область знания:Способности и Ресурсы. Область знания:Потребности и Мотивация.
Вдохновение — особое состояние человека, которое характеризуется высокой производительностью, огромным подъёмом и концентрацией сил человека. Является типичной чертой и составным элементом творчества. Вдохновение — состояние наивысшего подъёма, когда познавательные и эмоциональные сферы человека соединены и направлены на решение творческой задачи. Человека в состоянии творческого вдохновения как бы несёт «поток», он не всё понимает в своих действиях, не всегда может сказать, сколько прошло времени (час, день, сутки). Нередко с пребыванием в состоянии творческого вдохновения связано и возникновение инсайтов, озарений. Вдохновение также определяется как особое психическое состояние активизации всех эмоциональных и физических сил человека. Состояние вдохновения характеризуется лёгкостью движения мысли и образов, их ясностью и полнотой, глубокими переживаниями. На фоне состояния вдохновения все познавательные процессы протекают особенно продуктивно. Люди черпают вдохновение из различных источников. Таковыми могут быть поэзия, живопись, музыка, личное хобби, специальные тренинги, беседы и т. п.
Психофизиология — область междисциплинарных исследований на стыке психологии и нейрофизиологии. Изучает психику в единстве с ее нейрофизиологическим субстратом — рассматривает соотношение мозга и психики, роль биологических факторов, в том числе свойств нервной системы, в выполнении деятельности психической. В сущности, познание функций структур головного мозга и нервной системы только начинается. Психофизиология изучает также физиологические и биохимические изменения, происходящие в нервной системе. Она пытается установить их связь с различными аспектами активности: функционированием памяти, регуляцией эмоций, сном и сновидениями. Методы исследований весьма разнообразны — от вживления в мозг электродов до использования специальных приборов для регистрации физиологических проявлений. Психоэндокринология — область медицины, в рамках которой изучается взаимодействие между функционированием эндокринной системы организма человека и его психикой. Психонейроиммунология — область медицины, изучающая процессы функционального взаимодействия нервной системы организма человека и его психики с различными отделами его иммунной системы. Категория:Психофизиология.
Характер — структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности. Когда говорят о характере, то обычно подразумевают под этим именно такую совокупность свойств и качеств личности, которые накладывают определённую печать на все её проявления и деяния. Черты характера составляют те существенные свойства человека, которые определяют тот или иной образ поведения, образ жизни. Характерология — учение, изучающее характер и процессы его самоформирования. Раздел психологии, который занимается изучением различий между характерами называется дифференциальной психологией.
Внимание — избирательная направленность восприятия на тот или иной объект. Внимание находит себе выражение в отношении человека к объекту. За вниманием часто стоят интересы и потребности, установки и направленность человека, другие психологические характеристики личности. Внимание обусловливает успешную ориентировку субъекта в окружающем мире и обеспечивает более полное и отчётливое отражение его в психике. Свойства внимания — направленность, объём, распределённость, сосредоточенность, интенсивность, устойчивость и переключаемость — связаны со структурой деятельности человека. Внимание может быть: 1. Произвольное внимание — сознательный процесс, направленный на сосредоточение на каком-либо объекте, даже при отсутствии личного интереса, но необходимый в силу каких-либо причин (профессиональная деятельность, обучение и тому подобное). 2. Непроизвольное внимание — неосознанный процесс, вызывается новыми, яркими или нестандартными объектами. 3. Послепроизвольное внимание — произвольное, не требующее специального сосредоточения в силу личного или профессионального интереса. Концентрация внимания — удержание информации о каком-либо объекте в кратковременной памяти. Такое удержание предполагает выделение «объекта» в качестве понятия из общего представления о мире. Категория:Внимание.
spinner