menu

Управленческие навыки

Управленческие навыки – здесь собраны термины, определения и комментарии специалистов к ним на данную тему.

Креативность или творческие способности — способности человека принимать творческие решения, понимать, принимать и создавать принципиально новые идеи. В повседневной жизни творческие способности проявляются как смекалка — способность достигать цели, находить выход из кажущейся безвыходной ситуации, используя обстановку, предметы и обстоятельства необычным образом. В широком смысле — нетривиальное и остроумное решение проблемы, причём, как правило, неспециализированными инструментами или ресурсами. Имеется также в виду способность к смелым, нестандартным решениям проблем. Креативность включает в себя повышенную чувствительность к проблемам, к дефициту или противоречивости знаний, действия по определению этих проблем, по поиску их решений на основе выдвижения гипотез, по проверке и изменению гипотез, по формулированию результата решения. Для оценки креативности используются различные тесты дивергентного мышления, личностные опросники, анализ результативности деятельности. Дивергентное мышление — метод творческого мышления, применяемый обычно для решения проблем и задач. Заключается в поиске множества решений одной и той же проблемы. 

Существуют психологические инструменты измерения творческого (креативного) мышления. Эти тесты позволяют оценить: вербальную креативность, образную креативность, беглость (количество идей, возникающих в единицу времени), гибкость (способность применять разнообразные стратегии при решении проблем), оригинальность (способность продуцировать необычные, нестандартные идеи), разработанность — способность детально разрабатывать возникшие идеи, способность видеть суть проблемы, способность сопротивляться стереотипам. Категория:Творчество. Категория:Мышление. Категория:Решение задач.

Критическое мышление – система суждений, которая используется для анализа вещей с критической точки зрения и событий с формулированием обоснованных выводов и позволяет выносить обоснованные оценки, интерпретации, а также корректно применять полученные результаты к ситуациям и проблемам. В общем значении под критическим мышлением подразумевается мышление более высокого уровня, чем мышление докритическое. Критическое мышление — способность человека ставить под сомнение поступающую информацию, включая собственные убеждения. Существует мнение, что переход к критическому уровню мышления в том или ином сообществе — необходимая предпосылка для начала цивилизационного развития данного сообщества. Набор ключевых навыков, необходимых для критического мышления, включает в себя наблюдательность, способность к интерпретации, анализу, выведению заключений, способность давать оценки. Критическое мышление применяет логику, а также опирается на метазнание и широкие критерии интеллектуальности, такие как ясность, правдоподобие, точность, значимость, глубина, кругозор и справедливость. Творческое воображение, ценностные установки и в меньшей степени выраженная эмоциональность также являются составными частями критического мышления. Категория:Критическое мышление. Рациональность. Здравый смысл. Логика. Философское познание.

Командообразование, или тимбилдинг — термин, обычно используемый в контексте бизнеса и применяемый к широкому диапазону действий для создания и повышения эффективности работы команды. Составляющие процесса командообразования: А) Формирование и развитие навыков командной работы (team skills): 1. Гармонизация общей цели с целями персональными. 2. Принятие ответственности за результат команды. 3. Ситуационное лидерство (лидерство под задачу) и гибкое изменение стиля в соответствии с особенностями задачи. 4. Конструктивное взаимодействие и самоуправление. 5. Принятие единого командного решения и согласование его с членами команды. Б) Формирование командного духа: 1. Усиление чувства сплоченности, формирование устойчивого чувства «мы». 2. Развитие доверия между сотрудниками, понимание и принятие индивидуальных особенностей друг друга. 3. Создание мотивации на совместную деятельность. 4. Создание опыта высокоэффективных совместных действий. 5. Повышение неформального авторитета руководителей. 6. Развитие лояльности участников программы по отношению к организации. В) Формирование команды: 1. Эффективное использование сильных сторон состава Команды. 2. Распределение ролей в команде для оптимального достижения результатов. 3. Формирование новой структуры при слиянии, поглощении, реструктуризации предприятия. 4. Создание рабочей обстановки при формировании проектных команд. 5. Налаживание горизонтальных связей внутри коллектива, региональных подразделений. Команда — группа лиц, объединённая общими мотивами, интересами. Групповая эффективность.
Коммуникабельность — способность к общению, к установке связей, контактов, общительность; совместимость (способность к совм. работе) разнотипных систем передачи информации. В психологии общения — умение налаживать контакты, способность к конструктивному и взаимообогащающему общению с другими людьми. Коммуникабельность является одним из определяющих навыков успешного социального взаимодействия, затрагивающим как профессиональные, так и личные отношения. Коммуникабельность является одним из важнейших личных качеств в профессиях, предусматривающих активное общение с другими людьми, такими как, например, менеджер по продажам, менеджер по связям с общественностью, менеджер по персоналу. Коммуникабельность (Викисловарь). Коммуникативная компетентность — это владение сложными коммуникативными навыками и умениями, формирование адекватных умений в новых социальных структурах, знание культурных норм и ограничений в общении, знание обычаев, традиций, этикета в сфере общения, соблюдение приличий, воспитанность, ориентация в коммуникативных средствах, присущих национальному, сословному менталитету и выражающихся в рамках данной профессии. Коммуникативная компетентность — это обобщающее коммуникативное свойство личности, включающее в себя коммуникативные способности, знания, умения и навыки, чувственный и социальный опыт в сфере делового общения. Деловое общение. Невербальное общение. Стиль одежды.
Компетентность — наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области. К существенным признакам компетентности относят уровень, определяемый комбинацией следующих критериев: уровень усвоения знаний и умений (качество знаний и умений); диапазон и широта знаний и умений; способность выполнять специальные задания; способность рационально организовывать и планировать свою работу; способность использования знания в нестандартных ситуациях (быстро адаптироваться при изменении техники, технологии, организации и условий труда). Знание. Умение. Навык. Опытное знание.
Менеджмент — это совокупность современных принципов, методов, средств и форм управления, направленных на повышение эффективности работы предприятия. Основные функции менеджмента — планирование, организация, координация, мотивация, контроль. Менеджмент также — академическая дисциплина, социальная наука, предметом которой является изучение социальной организации. Составные части менеджмента: Управление проектамиУправление персоналом Управление качествомМаркетинг Инновационный менеджментФинансовый менеджмент Стратегический менеджментИнвестиционный менеджментРиск-менеджментИнформационный менеджментЭкологический менеджментУправление цепочками поставокУправление производством. Категория:Менеджмент. Категория:Менеджмент по видам.
Твёрдость (также твёрдость характера, твёрдость воли, твёрдость духа) — черта характера, характеризующаяся последовательностью и упорством в достижении целей или отстаивании взглядов. В психологии с твёрдостью, помимо упорства, могут ассоциироваться понятия жизнестойкости, резильентности, мотивации достижения. В этике твёрдость считается положительным качеством, а в системе прусских добродетелей — и добродетелью. Твёрдость — это упорное и увлечённое достижение долговременных целей. Взяв в основу биографии известных исторических личностей, исследователи и учёные вывели схожую с определением формулу, в особенности для тех личностей, которые признаны более успешными и влиятельными, чем их коллеги: все они помимо нормальных способностей обладали определёнными чертами характера. Способности играли важную роль в достижениях этих людей, но, кроме этого им были свойственны усердие и настойчивость мотивов и усилий. Твёрдость определяется, как стабильная черта, которая не требует быстрой обратной реакции (результата). Личности с высоким уровнем твёрдости могут в течение длительного времени поддерживать решительность и мотивацию несмотря на неудачный жизненный опыт и несчастья. Их энтузиазм и увлечение поставленной долговременной целью — важнейший фактор, вырабатывающий выносливость, необходимую для того, чтобы не сбиваться с курса несмотря на проблемы и неудачи. Человек с твёрдым характером настроен выиграть марафон, а не спринт. Понятие твёрдости связано с понятием настойчивости. Твёрдость, в отличие от многих традиционных критериев поведения, не связана с интеллектом. По мнению учёных, это помогает объяснить почему некоторые личности, обладающие высоким интеллектом, не могут работать на высоком уровне в течение длительного периода времени. Твёрдость выступает предпосылкой для упорства. Упорство — это постоянное движение к цели, невзирая на все препятствия, разочарования и отвлекающие факторы. Твёрдость добавляет личности страстное увлечение целью, что, в свою очередь, даёт силы на длительное стремление её достичь. Жизнестойкость - как личностная черта, амортизирующая воздействие сильного стресса, относится к умению личности проходить через сложные обстоятельства и, в отличие от твёрдости, не подразумевает длительного стремления к определённой цели. Категория:Черты личности.
Эмоциональный интеллект (ЭИ) — способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач. Относится к гибким навыкам. Чему помогает ЭИ? - избавиться от стресса в случае повышенной неопределенности и хаоса; формировать образы действия предварительно, даже если информации недостаточно; лучше понимать людей; получать чувственное удовольствие и понимать, что нас держит в той или иной ситуации; проявлять обаяние и харизматичность; оптимизировать индивидуальность и открытость поведения; лучше чувствовать красоту и глубину окружающего мира. Что нам надо знать об ЭИ? - люди живые, даже когда об этом забывают; чувства все время с нами; мы существа, которые часто бывают рассеянны; чем меньше мы говорим, тем сильнее наши слова; или мы управляем привычками, или они нами; управлять не значит подавлять; видеть красоту вокруг и жить ею помогает думать качественно иначе. Что мешает развитию и проявлению ЭИ? - недооценка чувственных переживаний; страх течения собственной эмоциональной жизни; неумение чувствовать; не слишком развитая рефлексия, отсутствие опыта описания внутренней жизни; неумение наблюдать мелочи и увязывать их в «картины»; показная взрослость и разумность.
Чувство — эмоциональный процесс человека, отражающий субъективное оценочное отношение к реальным или абстрактным объектам. Чувства отличают от аффектов, эмоций и настроений. В отличие от эмоций чувства привязаны к объектам: они возникают по отношению к кому или чему-либо, а не к ситуации в целом. Проявляются у людей по-разному, потому что у каждого человека есть свой собственный набор индивидуальных черт и личностных качеств, которые оказывают влияние на чувства. Характеристики: могут быть приятными, неприятными или амбивалентными; могут различаться по интенсивности, силе (чем сильнее чувство, тем сильнее его физиологические проявления и влияние на поведение человека); побуждают к активной деятельности, мобилизуют силы человека (любовь, ненависть и другие) или расслабляют, парализуют силы (например страх, в некоторых своих проявлениях, или презрение). В науке все чувства принято условно разделять на 4 основных вида: 1. Нравственные: проявляют отношение человека к людям, к своей семье, к себе (любовь, гуманизм, уважение к Родине, отзывчивость, верность, достоинство). Они управляют поведением человека. 2. Эстетические: представляют собой переживание ощущения чего-то прекрасного. Ярче всего эти чувства проявлены при созерцании произведений искусства или природных проявлений. Имеют свое развитие в соответствии с пониманием искусства (юмор, сарказм, чуткость, творческое вдохновение, чувство возвышенного состояния). 3. Интеллектуальные: основаны на познании людей, стремлении к удовлетворению любознательности, поиска истины и решения конкретных мыслительных задач ( заинтересованность, любопытство, чувство таинственности, сомнение, недоумение). 4. Социальные: обеспечивают эмоциональное взаимодействие человека с окружающим его миром (справедливость, честь, долг, ответственность, патриотизм, солидарность, а также стеснительность, растерянность, скука, жадность). Чувство (Викисловарь). Шаблон:Эмоциональные процессы. Категория:Чувства. Эмоциональный процесс. Эмоция. Счастье.
Стратегическое управление (стратегический менеджмент) — функция управления организацией, распространяется на долгосрочные цели и действия организации, взаимосвязанный комплекс долгосрочных мер или подходов во имя укрепления жизнеспособности и мощи организации по отношению к её конкурентам. Формулировка стратегии — образа действий, и её чёткий инструментарий являются ядром управления и важным признаком хорошего менеджмента. Стратегия в смысле стратегического управления организацией — образ организационных действий и управляющих подходов, используемых для достижения организационных задач и целей организации. Содержание стратегического управления: 1. Анализ внешней среды фирмы. 2. Анализ её внутренней обстановки формирование миссии и целей организации. 3. Выбор и разработка стратегии на уровне стратегической зоны хозяйствования или деятельности. 4. Анализ портфеля (для диверсифицированной фирмы). 5. Проектирование организационной структуры. 6. Выбор степени интеграции и систем управления. 7. Управление комплексом «стратегия — структура — контроль». 8. Определение нормативов поведения и политики фирмы в отдельных сферах её деятельности. 9. Обеспечение обратной связи результатов и стратегии компании. 10. Совершенствование стратегии, структуры, управления. Основные этапы стратегического менеджмента: 1. Определение сферы бизнеса и разработка назначения организации. 2. Трансформация назначения в частные долговременные и краткосрочные цели деятельности. 3. Определение стратегии достижения целей деятельности. 4. Разработка и реализация стратегии. 5. Оценка деятельности, слежение за ситуацией и введение корректирующих воздействий. Категория:Стратегический менеджмент. Стратегическое планирование. Стратегическое мышление.

Самоконтроль — способность контролировать свои эмоции, мысли и поведение. Самоконтроль основывается на воле — высшей психической функции, определяющей способность человека принимать осознанные решения и претворять их в жизнь. Самоконтроль является важнейшим элементом в способности человека достигать поставленных целей. Уровень самоконтроля определяется как врождёнными генетическими характеристиками, так и психологическими навыками человека. Самоконтроль противопоставляется импульсивности — неспособности противостоять сиюминутным соблазнам.

Составляющие эмоционального интеллекта: 1. Восприятие эмоций — способность распознавать эмоции (по мимике, жестам, внешнему виду, походке, поведению, голосу) других людей, а также идентифицировать свои собственные эмоции. 2. Использование эмоций для стимуляции мышления — способность человека (главным образом неосознанно) активировать свой мыслительный процесс, пробуждать в себе креативность, используя эмоции как фактор мотивации. 3. Понимание эмоций — способность определять причину появления эмоции, распознавать связь между мыслями и эмоциями, определять переход от одной эмоции к другой, предсказывать развитие эмоции со временем, а также способность интерпретировать эмоции во взаимоотношениях, понимать сложные (амбивалентные, неоднозначные) чувства. 4. Управление эмоциями — способность укрощать, пробуждать и направлять свои эмоции и эмоции других людей для достижения поставленных целей. Сюда также относится способность принимать эмоции во внимание при построении логических цепочек, решении различных задач, принятии решений и выборе своего поведения.
Ответственность – отношение зависимости человека от иного, воспринимаемого им в качестве определяющего основания для принятия решений и совершения действий, прямо или косвенно направленных на сохранение иного или содействие ему. Объектом ответственности могут быть другие люди, в т.ч. будущие поколения, общности, а также животные, окружающая среда, материальные, социальные и духовные ценности и т.д. Ответственность, обусловленная статусом, осознаётся человеком как призвание, обусловленная соглашением – как обязанность. Ответственность может быть двоякой: а) накладываемой групповыми, корпоративными, служебными или какими-то иными локальными обязанностями, сближается в таком понимании с подотчетностью. б) самостоятельно принимаемой личностью в качестве личного и универсализуемого долга.
Лидер — лицо в какой-либо группе, организации, команде, подразделении, пользующееся большим, признанным авторитетом, обладающее влиянием, которое проявляется как управляющие действия. Лидерство, в психологии — процесс социального влияния, благодаря которому лидер получает поддержку со стороны других членов сообщества для достижения цели. В корпоративных группировках также, как и в группах высокого социально-психологического уровня развития, как правило, функции лидера и руководителя возлагаются на одно и то же лицо. Стиль лидерства характеризует способы, которые использует лидер для управления и мотивации подчинённых. Стиль определяется личными качествами: мировоззрением, особенностями характера и опытом. Для разных ситуаций подходящими являются разные стили, например, в чрезвычайных условиях и при значительном превосходстве компетентности лидера наиболее эффективен авторитарный стиль, а в сообществе людей близкого уровня знаний и высокой групповой сплочённости более подходящим является демократический стиль. Основные: 1. Авторитарный стиль — решения принимает лидер, власть сильно централизована. От подчинённых не требуется инициатива, только беспрекословное исполнение. 2. Демократический стиль — в принятии решений участвует всё сообщество. Такое лидерство также называют распределённым. 3. Либеральный стиль — лидер свободно делегирует полномочия на нижестоящие уровни. Такой тип лидерства способствует повышению креативности и инициативности подчинённых. 4. Нарциссический стиль — лидер игнорирует интересы группы в пользу личного. Однако этот стиль не обязательно будет деструктивным, хотя обычно подобным лидерам присущи высокомерие и агрессивность. 5. Токсический стиль — использование лидерства таким образом, что управляемая группа оказывается в худшем положении, чем ранее. 6. Ориентированность на результат — характеризуется следованием определённому набору шагов, которые должны привести к заданной цели в заданный срок. 7. Ориентированность на отношения — противоположность ориентированности на результат. Вместо выполнения задачи лидер стремится к улучшению взаимоотношений внутри управляемой группы в ущерб остальным целям.

Менеджер или управляющий, руководитель — работник, занятый управлением на определённом участке производства или сферы услуг. Менеджер является должностным лицом предприятия, в котором он работает, и входит в средний и высший руководящий состав предприятий или сферы услуг. Определяющим признаком управляющего является наличие подчиненных. Основная функция менеджеров — управление. Общепринято выделять менеджеров низшего звена (в мировой практике — операционных управляющих), менеджеров среднего звена и менеджеров высшего звена (топ-менеджмент). Как известно, такие специалисты бывают разные, например генеральный директор, управляющий, начальник отдела, главный редактор и другие. Кроме того, к такой категории сотрудников относят и всех заместителей. Норма управляемости — это количество людей, которыми непосредственно управляет руководитель, которые находятся в его непосредственном подчинении. Оптимальная норма управляемости – 7 человек. Это обусловлено особенностью оперативной памяти человека: хранить информацию о семи несвязанных между собой объектах. В реальной жизни норма управляемости может достигать 40 человек. Норма управляемости зависит от способностей, опыта руководителя, а также от однородности выполняемых задач. Директор — управляющий, руководитель, начальник компании, предприятия или учебного заведения. Традиционно директор — высшая должность в организации, наделённая полномочиями выбора стратегии развития организации, работы с кадрами, определения финансовых потоков предприятия. Топ-менеджмент — группа руководителей организации высшего уровня иерархии, которые ежедневно несут ответственность за эффективное управление этой организацией. Такие руководители советом директоров и/или акционерами наделены необходимыми властью и полномочиями. Топ-менеджмент реализует политику (сформулированную советом директоров) цели, стратегии, бизнес-планы, бюджеты и проекты. Топ-менеджеры имеют различные специализации и отвечают за различные направления деятельности организации или компании. Позиции топ-менеджеров: 1.Генеральный директор. 2.Исполнительный директор. 3.Директор по персоналу и организационному развитию. 4.Директор по информационным технологиям. 5.Директор по продажам. 6.Директор по маркетингу. 7.Директор по развитию. 8.Директор по региональному развитию. 9.Технический директор. 10.Операционный директор. 11.Финансовый директор. 12. Главный бухгалтер. 13.Главный (генеральный) юрисконсульт. Другие термины, связанные с темой: Лицо, принимающее решениеКреативный директорЗаместитель руководителяНезависимый директорГубернаторМинистрChief Executive Officer (CEO) • Chief Operating Officer (COO) • Chief Visionary Officer (CVO). Шаблон:Управленцы. Категория:Должности управленцев. Категория:Профессии. Область знания:Навыки руководства. Область знания:Компетентность. Область знания:Менеджмент.

Бизнес-администрирование (анг. Business administration) — это процесс управления бизнесом. Включает в себя все аспекты контроля и надзора за деловыми операциями и связанными с ними сферами, в том числе бухгалтерский учёт, финансы и маркетинг. Бизнес-администрирование включает в себя выполнение или управление бизнес-операциями и принятия решений, а также эффективная организация людей и других ресурсов; направления деятельности по достижению поставленных целей и задач. Магистр делового администрирования (также — мастер делового администрирования, МДА; магистр бизнес-администрирования, МБА; от англ. master of business administration, MBA (Эм-Би-Эй)) — квалификационная степень магистра в менеджменте (управлении). Квалификация MBA подразумевает способность выполнять работу руководителя среднего и высшего звена. Период обучения в зависимости от начальной подготовки и конкретной программы занимает от двух до пяти лет.
Способность — свойство, позволяющее кому-то или чему-то осуществить какое-либо действие. Свойство (Викисловарь). Умение. Возможность. Способности.

Дисциплинированность или самодисциплина — черта характера, или выработанная, ставшая привычкой склонность человека к соблюдению правил работы и норм поведения. Входит в число так называемых «прусских добродетелей». Тесно связана с психологическим понятием самоконтроля. Дисциплинированность — это готовность к выполнению и умение субъекта (носителя дисциплины) соблюдать дисциплинарные требования. Самодисциплина складывается из способности к саморегуляции — умения преодолевать отрицательные эмоции, мешающие выполнению задачи, умения преодолеть паралич решения и из способности выйти за рамки зоны комфорта.

Интенсивность труда или скорость труда — это социально-экономическая категория, характеризующая степень напряженности рабочей силы в процессе труда и измеряющаяся количеством труда, затрачиваемого работником в единицу времени. Величина Интенсивности труда зависит: от степени плотности использовании рабочего времени; затрачиваемых физических и нервно-умственных усилий; темпа трудовых действий; количества выполняемых функция и обслуживаемых объектов. На интенсивности труда так же влияют возраст и пол трудящихся, природно-климатические факторы. Данное понятие неразрывно связано с понятием «производительность труда». Определение оптимальной интенсивности — одна из ключевых задач в экономике. Именно оптимальная интенсивность позволяет достигнуть максимальной производительности труда. Чрезмерная интенсивность ведет к потере производительности вследствие переутомления и прочих факторов (травматизм, профболезни и т. д.). Научная организация труда. Производительность труда. Ключевые показатели эффективности.
Уверенность в себе — свойство личности, ядром которого выступает позитивная оценка индивидуумом собственных навыков и способностей, как достаточных для достижения значимых для него целей и удовлетворения его потребностей. Уверенность в себе включает: уверенность в своих силах, праве и правоте. Уверенность в себе как основу адекватного поведения следует отличать от самоуверенности. Самоуверенность — необоснованная уверенность в отсутствии у себя минусов и отрицательных свойств характера. С ростом самоуверенности и уменьшением страха появляется склонность к рискованному поведению.
spinner