menu

Самоконтроль

Самоконтроль – здесь собраны термины, определения и комментарии специалистов к ним на данную тему.
Этикет — правила поведения людей в обществе, поддерживающие представления данного общества о подобающем. Этикет может значительно отличаться в разных условиях, в зависимости от конкретной эпохи и культурной среды. Его можно условно разделить на ситуационный и профессиональный (воинский, дипломатический, игровой), светский и деловой, хотя чёткие границы между ними зачастую провести сложно, так как правила различных разделов этикета повторяются, включают правила других разделов (иногда немного изменённые), исходят из основных норм поведения. Любые формы этикета возможны в письменной, невербальной и вербальной речи, но каждая привязана по-разному к разным речевым жанрам. В письменной речи, где дистанция между собеседниками больше, могут опускаться многие этикетные формулы, в частности формула начала диалога. Дипломатический протокол — совокупность общепринятых правил, традиций и условностей, соблюдаемых правительствами, ведомствами иностранных дел, дипломатическими представительствами, официальными лицами в международном общении. Игровой этикет — нормы поведения в современных многопользовательских играх. Сетевой этикет, сетикет, нетикет — неологизм правил поведения, общения в Сети, традиции и культуры интернет-сообщества, которых придерживается большинство. Категория:Этикет. Категория:Нормативная этика. Категория:Нормативно-этические теории. Деловой этикет. Невербальное общение. Социальные нормы.
Настойчивость — настойчивый: упорный, твёрдый в достижении какой-либо цели. Упорство — упорный: способный прикладывать настойчивые, продолжительные усилия ради достижения поставленной цели.
Твёрдость (также твёрдость характера, твёрдость воли, твёрдость духа) — черта характера, характеризующаяся последовательностью и упорством в достижении целей или отстаивании взглядов. В психологии с твёрдостью, помимо упорства, могут ассоциироваться понятия жизнестойкости, резильентности, мотивации достижения. В этике твёрдость считается положительным качеством, а в системе прусских добродетелей — и добродетелью. Твёрдость — это упорное и увлечённое достижение долговременных целей. Взяв в основу биографии известных исторических личностей, исследователи и учёные вывели схожую с определением формулу, в особенности для тех личностей, которые признаны более успешными и влиятельными, чем их коллеги: все они помимо нормальных способностей обладали определёнными чертами характера. Способности играли важную роль в достижениях этих людей, но, кроме этого им были свойственны усердие и настойчивость мотивов и усилий. Твёрдость определяется, как стабильная черта, которая не требует быстрой обратной реакции (результата). Личности с высоким уровнем твёрдости могут в течение длительного времени поддерживать решительность и мотивацию несмотря на неудачный жизненный опыт и несчастья. Их энтузиазм и увлечение поставленной долговременной целью — важнейший фактор, вырабатывающий выносливость, необходимую для того, чтобы не сбиваться с курса несмотря на проблемы и неудачи. Человек с твёрдым характером настроен выиграть марафон, а не спринт. Понятие твёрдости связано с понятием настойчивости. Твёрдость, в отличие от многих традиционных критериев поведения, не связана с интеллектом. По мнению учёных, это помогает объяснить почему некоторые личности, обладающие высоким интеллектом, не могут работать на высоком уровне в течение длительного периода времени. Твёрдость выступает предпосылкой для упорства. Упорство — это постоянное движение к цели, невзирая на все препятствия, разочарования и отвлекающие факторы. Твёрдость добавляет личности страстное увлечение целью, что, в свою очередь, даёт силы на длительное стремление её достичь. Жизнестойкость - как личностная черта, амортизирующая воздействие сильного стресса, относится к умению личности проходить через сложные обстоятельства и, в отличие от твёрдости, не подразумевает длительного стремления к определённой цели. Категория:Черты личности.
Эмоциональный интеллект (ЭИ) — способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач. Относится к гибким навыкам. Чему помогает ЭИ? - избавиться от стресса в случае повышенной неопределенности и хаоса; формировать образы действия предварительно, даже если информации недостаточно; лучше понимать людей; получать чувственное удовольствие и понимать, что нас держит в той или иной ситуации; проявлять обаяние и харизматичность; оптимизировать индивидуальность и открытость поведения; лучше чувствовать красоту и глубину окружающего мира. Что нам надо знать об ЭИ? - люди живые, даже когда об этом забывают; чувства все время с нами; мы существа, которые часто бывают рассеянны; чем меньше мы говорим, тем сильнее наши слова; или мы управляем привычками, или они нами; управлять не значит подавлять; видеть красоту вокруг и жить ею помогает думать качественно иначе. Что мешает развитию и проявлению ЭИ? - недооценка чувственных переживаний; страх течения собственной эмоциональной жизни; неумение чувствовать; не слишком развитая рефлексия, отсутствие опыта описания внутренней жизни; неумение наблюдать мелочи и увязывать их в «картины»; показная взрослость и разумность.
Эмоция — психический процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям и объективному миру. Эмоции отличают от других видов эмоциональных процессов: аффектов, чувств и настроений. Эмоции, как и многие другие психические явления, изучены слабо и понимаются разными авторами по-разному, поэтому вышеприведённое определение нельзя считать ни точным, ни общепринятым. Выделяют следующие виды эмоций: негативная; позитивная; нейтральная; нетрадиционная; статическая; динамическая. Базовые эмоции - эмоции, которые присущи всем здоровым людям и которые одинаково проявляются у представителей самых разных культур, проживающих на разных континентах. Противоположность базовым - вариативные эмоции, внешнее проявление которых культурно и личностно обусловлено и нередко носит конвенциональный (договорной) или сугубо индивидуальный характер. Классификация по К. Изарду: радость, удивление, печаль, гнев, отвращение, презрение, горе-страдание, стыд, интерес-волнение, вина, смущение. Шаблон:Эмоциональные процессы. Категория:Эмоции.
Чувство — эмоциональный процесс человека, отражающий субъективное оценочное отношение к реальным или абстрактным объектам. Чувства отличают от аффектов, эмоций и настроений. В отличие от эмоций чувства привязаны к объектам: они возникают по отношению к кому или чему-либо, а не к ситуации в целом. Проявляются у людей по-разному, потому что у каждого человека есть свой собственный набор индивидуальных черт и личностных качеств, которые оказывают влияние на чувства. Характеристики: могут быть приятными, неприятными или амбивалентными; могут различаться по интенсивности, силе (чем сильнее чувство, тем сильнее его физиологические проявления и влияние на поведение человека); побуждают к активной деятельности, мобилизуют силы человека (любовь, ненависть и другие) или расслабляют, парализуют силы (например страх, в некоторых своих проявлениях, или презрение). В науке все чувства принято условно разделять на 4 основных вида: 1. Нравственные: проявляют отношение человека к людям, к своей семье, к себе (любовь, гуманизм, уважение к Родине, отзывчивость, верность, достоинство). Они управляют поведением человека. 2. Эстетические: представляют собой переживание ощущения чего-то прекрасного. Ярче всего эти чувства проявлены при созерцании произведений искусства или природных проявлений. Имеют свое развитие в соответствии с пониманием искусства (юмор, сарказм, чуткость, творческое вдохновение, чувство возвышенного состояния). 3. Интеллектуальные: основаны на познании людей, стремлении к удовлетворению любознательности, поиска истины и решения конкретных мыслительных задач ( заинтересованность, любопытство, чувство таинственности, сомнение, недоумение). 4. Социальные: обеспечивают эмоциональное взаимодействие человека с окружающим его миром (справедливость, честь, долг, ответственность, патриотизм, солидарность, а также стеснительность, растерянность, скука, жадность). Чувство (Викисловарь). Шаблон:Эмоциональные процессы. Категория:Чувства. Эмоциональный процесс. Эмоция. Счастье.

Самоконтроль — способность контролировать свои эмоции, мысли и поведение. Самоконтроль основывается на воле — высшей психической функции, определяющей способность человека принимать осознанные решения и претворять их в жизнь. Самоконтроль является важнейшим элементом в способности человека достигать поставленных целей. Уровень самоконтроля определяется как врождёнными генетическими характеристиками, так и психологическими навыками человека. Самоконтроль противопоставляется импульсивности — неспособности противостоять сиюминутным соблазнам.

Составляющие эмоционального интеллекта: 1. Восприятие эмоций — способность распознавать эмоции (по мимике, жестам, внешнему виду, походке, поведению, голосу) других людей, а также идентифицировать свои собственные эмоции. 2. Использование эмоций для стимуляции мышления — способность человека (главным образом неосознанно) активировать свой мыслительный процесс, пробуждать в себе креативность, используя эмоции как фактор мотивации. 3. Понимание эмоций — способность определять причину появления эмоции, распознавать связь между мыслями и эмоциями, определять переход от одной эмоции к другой, предсказывать развитие эмоции со временем, а также способность интерпретировать эмоции во взаимоотношениях, понимать сложные (амбивалентные, неоднозначные) чувства. 4. Управление эмоциями — способность укрощать, пробуждать и направлять свои эмоции и эмоции других людей для достижения поставленных целей. Сюда также относится способность принимать эмоции во внимание при построении логических цепочек, решении различных задач, принятии решений и выборе своего поведения.

Дисциплинированность или самодисциплина — черта характера, или выработанная, ставшая привычкой склонность человека к соблюдению правил работы и норм поведения. Входит в число так называемых «прусских добродетелей». Тесно связана с психологическим понятием самоконтроля. Дисциплинированность — это готовность к выполнению и умение субъекта (носителя дисциплины) соблюдать дисциплинарные требования. Самодисциплина складывается из способности к саморегуляции — умения преодолевать отрицательные эмоции, мешающие выполнению задачи, умения преодолеть паралич решения и из способности выйти за рамки зоны комфорта.

Позитивное мышление — концепция, применяемая на семинарах по мотивационному развитию личности, а также в соответствующей литературе. Метод «позитивного мышления» в своей основе исходит из того, что применяющий его путём постоянного позитивного влияния осознанного мышления (например с помощью аффирмаций или медитативных визуализаций) достигает в мыслях продолжительного конструктивного и оптимистического настроения и тем самым повышает свою удовлетворённость и качество жизни. В последние годы было проведено много исследований, которые показали преимущества позитивного мышления. В первую очередь, преимущества эти касаются здоровья: увеличение продолжительности жизни, более низкие показатели депрессии, низкий уровень стресса, улучшение психологического и физического благополучия. Остальные преимущества включают: повышение вероятности достижения цели; высокий уровень мотивации и силы воли; умение справляться с конфликтами и общаться с людьми; хорошая концентрация; уверенность в себе.
Эмоциональный процесс — психофизиологический процесс, мотивирующий и регулирующий деятельность (поведение, восприятие, мышление), отражающий субъективное значение объектов и ситуаций, и представленный в сознании в форме переживания. Среди эмоциональных процессов выделяют: 1. Аффекты — кратковременные и интенсивные эмоциональные процессы, сопровождающиеся резко выраженными двигательными проявлениями и изменениями в работе внутренних органов. Например, испуг, гнев. 2. Эмоции — более продолжительные и менее интенсивные, чем аффекты, эмоциональные процессы, отражающие субъективное значение ситуаций, но не конкретных объектов самих по себе. Например, тревога. 3. Чувства — более продолжительные и менее интенсивные, чем аффекты, эмоциональные процессы, отражающие субъективное значение конкретных объектов. Например, ненависть. 4. Настроения — достаточно продолжительные эмоциональные процессы невысокой интенсивности. Например, скука. Переживание — то, как отражаются в сознании эмоциональные процессы субъекта. Шаблон:Эмоциональные процессы. Категория:Эмоциональные процессы. Эмоция. Чувство. Настроение. Аффект. Радость.
Мысль 1. Действие ума, разума, рассудка (процесс обработки информации в мозгу человека). 2. То, что явилось в результате размышления, идея (результат такого процесса, идея или формулировка, появившаяся в результате работы мозга).
Базовые эмоции по Изарду: интерес — возбуждение; удовольствие — радость; удивление; горе — страдание; гнев — ярость; отвращение — омерзение; презрение — пренебрежение; страх — ужас; стыд — застенчивость; вина — раскаяние.
Невротизм (нейротизм) — черта личности, характеризующаяся эмоциональной неустойчивостью, тревогой, низким самоуважением, иногда — вегетативными расстройствами. Невротизм не следует отождествлять с неврозом, так как невротические симптомы может обнаруживать и здоровый человек. Невротизм измеряется, как правило, с помощью специальных шкал или личностных опросников. В широком смысле невротизм можно определять как неспособность эффективно регулировать негативные эмоции. Негативные эмоции склонны возникать, когда люди полагают, что они плохо справляются с достижением своих целей. Противоположный полюс - эмоциональная стабильность: характеристика эмоциональной зрелости личности, их интегрированности, то есть адекватности эмоциональных реакций, их последовательности, предсказуемости и способности индивида их контролировать.
Конфликт определяется в психологии как отсутствие согласия между двумя или более сторонами. В случае межличностного конфликта под сторонами понимаются лица или группы, а в случае внутриличностного — установки, ценности, идеи одного субъекта. Конфликт — наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм. Конфликты являются предметом изучения науки конфликтологии.
Грусть — отрицательно окрашенная эмоция. Возникает в случае значительной неудовлетворённости человека в каких-либо аспектах его жизни. Понятие грусти считается противоположным радости и близко по значению таким словам, как печаль, тоска, уныние, скорбь, меланхолия. Иногда эти слова считаются синонимами. В клиническом состоянии грусть переходит в депрессивные состояния организма. Это может повлечь за собой постоянные приступы меланхолии, плохого настроения, неспособность делать обычные повседневные дела. В искусстве грусть нередко становилась двигателем, а то и основной философской составляющей произведения. Грусть возникает в случае значительной неудовлетворённости человека в каких-либо аспектах жизни. Цель грусти — мотивировать человека изменять положение к лучшему, добиваться своих целей, устранять неудовлетворённость желаний: поскольку грусть является неприятным чувством, она вынуждает человека действовать, устранять её причину, чтобы избавиться от неё, мотивируя его таким образом к развитию и исполнению своих целей. Такие эмоции, как обида и отчаяние принципиально отличаются от грусти.
Прокрастинация — в психологии склонность к постоянному откладыванию даже важных и срочных дел, приводящая к жизненным проблемам и болезненным психологическим эффектам.
Настроение — достаточно продолжительный эмоциональный процесс невысокой интенсивности, образующий эмоциональный фон для протекающих психических процессов. Настроения принято отличать от аффектов, чувств и эмоций.

Поведение — определённый сложившийся образ взаимодействия с окружающей средой. Поведение определяется способностью изменять свои действия под влиянием внутренних и внешних факторов. Поведение — характерная черта животного типа организации, оно имеет огромное приспособительное значение, позволяя животным избегать негативных факторов окружающей среды. Поведение, в отличие от психики, доступно для непосредственного наблюдения и является предметом широкого спектра наук, от психологии, этологии, зоопсихологии и сравнительной психологии до поведенческой экологии. Поведение (Викисловарь). Категория:Поведение.

Эмоциональная саморегуляция (эмоциональная регуляция, ЭР) — это способность эмоционально реагировать на жизненные события социально приемлемым образом, сохраняя достаточную гибкость, чтобы допускать спонтанные реакции, но откладывать их в случае необходимости. Её можно описать как совокупность процессов наблюдения, оценки и модификации эмоциональных реакций, которые осуществляют усиление или ослабление эмоций. Эмоциональная саморегуляция принадлежит к более широкому классу процессов регуляции эмоций, включающих как контроль над собственными чувствами, так и воздействие на чувства других людей в процессе межличностного общения. Она является необходимым условием для социализации и зависит как от культуры общества, так и от социального контекста ситуации.
spinner