menu

Развитие личности

Развитие личности – здесь собраны термины, определения и комментарии специалистов к ним на данную тему.

Поступок, деяние — сознательное действие, реализованный акт свободной воли. Содержание поступка определяет нравственность и моральность поведения, различие добра и зла. Не всякое действие человека становится поступком, но только то, которое является сознательным выбором. В поступке можно выделить следующие компоненты: мотив поступка (что его направляет); цели поступка (могут совпадать, частично совпадать или противоречить интересам других людей); предмет преобразования (сам человек или личность другого человека; этим поступок и отличается от действия); средства (словесные, практические, наглядные; прямые, косвенные и др.); процесс (собственно поступок); результат (внутри- или межличностные изменения; при этом то, каким будет результат, можно только предполагать); оценка (для того чтобы оценить поступок, необходимо знать его мотивы). Поступок (Викисловарь). Деятельность. Действие.

Комментарии специалистов

#1269

Духовно-нравственная культура — составляющая общей системы культуры, которая включает в себя духовную деятельность и ее продукты. Характеризуется внутренним богатством сознания, степенью развития личности на основе высших социальных ценностей. В состав духовно-нравственной культуры входит познание, нравственность, воспитание, образование, право, политика, философия, этика, эстетика, наука, искусство, литература, мифология, религия. Духовно-нравственная культура как понятие определяется учеными по разным признакам: как сфера духовной деятельности, которая включает систему образования, воспитание, духовное творчество (занятие наукой, политикой, этикой, искусством, философией, религией, правом и т. д.); как система ценностей и убеждений, образцов, стандартов и норм поведения; как средство самореализации личности или группы в социальной жизни. Кроме того, мы также должны понимать, что духовно-нравственная культура формирует личность, ее взгляды, мировоззрение, ценностные ориентации, установки. Также благодаря наследственности духовно-нравственной культуры можно передавать знание, умение, навыки, художественные произведения и литературные произведения от поколения до поколения, от личности к личности.

Дух — у этого термина есть несколько значений: 1. Дух (философия) — философское понятие, обозначающее нематериальное начало. Определение соотношения духа и материи зачастую считается основным вопросом философии. Идеализм, спиритуализм — признание духа первоначалом мира. Идея духа может выступать как понятие (панлогизм), субстанция (пантеизм), личность (теизм, персоналистические концепции). 2. Дух (философия) — высшая способность человека, благодаря которой возможно самоопределение личности. Рационалистические философские системы отождествляют дух с мышлением и сознанием; в иррационализме, определяя сущность духа, рассматривают такие его аспекты, как интуиция, чувство, воля, воображение и т. д. Человек может развить дух своим умом, практическими делами, творческим, созидательным трудом. На практике это происходит путем сотворения духовных ценностей, классического наследия, воспитания детей как гармоничных личностей, благотворительностью и стремлением к абсолютным моральным принципам, связывающим человека с закономерным началом природы, прародителем, творцом. 3. Дух (мифология) — сверхъестественное бестелесное существо, наделённое волей, способностью воспринимать предметы и различными сверхъестественными способностями и возможностями, при этом само остающееся почти всегда недоступным для восприятия. 4. Дух — в религиозном мировоззрении изначальная движущая сила, присущая всему живому, а в некоторых культурах и неживому. 5. Святой Дух — в христианстве третья ипостась единого Бога — Святой Троицы. 6. Дух — встречается в значении всеобщего характера какой-либо человеческой общности, например дух времени (эпохи, века), народный дух (некая идеальная основа национального характера), корпоративный дух. 7. Дух (Дух времени) — интеллектуальная мода, доминирующая мыслительная традиция, определяющая и стандартизирующая стиль мышления определенной эпохи. 8. Дух — совокупность черт характера, темперамента, знаний и убеждений, придающую силы для действия во имя чего-либо (воинский дух). 9. Дух — запах или ощущение запаха (не человеческий дух, дух пространства, погребной дух). Категория:Философские термины. Духовность.

Духовность — в самом общем смысле — совокупность проявлений духа в мире и человеке. В социологии, культурологии и публицистике «духовностью» часто называют объединяющие начала общества, выражаемые в виде моральных ценностей и традиций, сконцентрированные, как правило, в религиозных учениях и практиках, а также в художественных образах искусства. В рамках такого подхода, проекция духовности в индивидуальном сознании называется совестью, а также утверждается, что укрепление духовности осуществляется в процессе проповеди (увещания), просвещения, идейно-воспитательной или патриотической работы. В психологии: в подавляющем большинстве подходов к духовности она рассматривается как явление, выходящее за рамки индивидуальности и связанное со сверхличностными, божественными или космическими силами. Также рассматривается как признак зрелости личности, вышедшей за пределы своих узких интересов и преходящих ценностей. Духовность (Викисловарь) — 1. Свойство по значению прилагательного духовный; свойство человека или явления, характеризующее его ориентированность на духовные ценности. 2. Составляющая человеческого существа, не связанная с материальным, ориентированная на жизнь духа. Духовный (Викисловарь) — 1. Связанный, соотносящийся по значению с существительным дух, связанный с миром духа человека. 2. Связанный с интеллектуальным, нравственным миром человека. 3. Связанный с религией, с церковью, также с библейской или религиозной тематикой. Категория:Духовность. Дух.

Компетентность — наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области. К существенным признакам компетентности относят уровень, определяемый комбинацией следующих критериев: уровень усвоения знаний и умений (качество знаний и умений); диапазон и широта знаний и умений; способность выполнять специальные задания; способность рационально организовывать и планировать свою работу; способность использования знания в нестандартных ситуациях (быстро адаптироваться при изменении техники, технологии, организации и условий труда). Знание. Умение. Навык. Опытное знание.
Нравственность — моральное качество человека, некие правила, которыми руководствуется человек в своём выборе. Мораль. Нормы морали. Моральное самосознание. Этика. Нормативная этика. Прикладная этика. Нравы. Социальное поведение. Социальные нормы.
Добродетель — положительное нравственное свойство характера определённого человека, определяемое его волей и поступками; постоянное деятельное направление воли к исполнению нравственного закона. Сегодня известны несколько вариантов наборов добродетелей, при обобщении которых можно составить их примерный перечень: Бережливость, Благодарность, Благоразумие, Великодушие, Мудрость, Самоотверженность, Мужество, Стойкость, Терпение, Усердие, Трудолюбие, Самодисциплина, Умеренность, Справедливость, Честность, Чувство долга, Щедрость. Категория:Добродетели.
Твёрдость (также твёрдость характера, твёрдость воли, твёрдость духа) — черта характера, характеризующаяся последовательностью и упорством в достижении целей или отстаивании взглядов. В психологии с твёрдостью, помимо упорства, могут ассоциироваться понятия жизнестойкости, резильентности, мотивации достижения. В этике твёрдость считается положительным качеством, а в системе прусских добродетелей — и добродетелью. Твёрдость — это упорное и увлечённое достижение долговременных целей. Взяв в основу биографии известных исторических личностей, исследователи и учёные вывели схожую с определением формулу, в особенности для тех личностей, которые признаны более успешными и влиятельными, чем их коллеги: все они помимо нормальных способностей обладали определёнными чертами характера. Способности играли важную роль в достижениях этих людей, но, кроме этого им были свойственны усердие и настойчивость мотивов и усилий. Твёрдость определяется, как стабильная черта, которая не требует быстрой обратной реакции (результата). Личности с высоким уровнем твёрдости могут в течение длительного времени поддерживать решительность и мотивацию несмотря на неудачный жизненный опыт и несчастья. Их энтузиазм и увлечение поставленной долговременной целью — важнейший фактор, вырабатывающий выносливость, необходимую для того, чтобы не сбиваться с курса несмотря на проблемы и неудачи. Человек с твёрдым характером настроен выиграть марафон, а не спринт. Понятие твёрдости связано с понятием настойчивости. Твёрдость, в отличие от многих традиционных критериев поведения, не связана с интеллектом. По мнению учёных, это помогает объяснить почему некоторые личности, обладающие высоким интеллектом, не могут работать на высоком уровне в течение длительного периода времени. Твёрдость выступает предпосылкой для упорства. Упорство — это постоянное движение к цели, невзирая на все препятствия, разочарования и отвлекающие факторы. Твёрдость добавляет личности страстное увлечение целью, что, в свою очередь, даёт силы на длительное стремление её достичь. Жизнестойкость - как личностная черта, амортизирующая воздействие сильного стресса, относится к умению личности проходить через сложные обстоятельства и, в отличие от твёрдости, не подразумевает длительного стремления к определённой цели. Категория:Черты личности.
Эрудиция — всесторонняя образованность, широкие познания во многих областях. Эрудиция — глубина, блеск и широта, которая возникает в результате образования и систематического чтения и осмысления литературных и не только литературных источников. Человек-эрудит имеет дополнительные знания в более обширной области информации, имеет более глубокие и тесные отношения с литературой по предмету и более широкий интеллектуальный горизонт. Эрудиция имеет отношение к образованному человеку. Однако это не одно и то же. Человек-эрудит обязательно образован, но образованный человек — не обязательно эрудит. Критическое различие в том, что человек-эрудит стремится преодолеть свою грубость и необразованность, в то время как просто образованный человек не видит в этом особенного достоинства. Человек-эрудит вникает в конкретные темы непосредственно через книги и исследование, а не из курсов обучения предмету.
Эмоциональный интеллект (ЭИ) — способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач. Относится к гибким навыкам. Чему помогает ЭИ? - избавиться от стресса в случае повышенной неопределенности и хаоса; формировать образы действия предварительно, даже если информации недостаточно; лучше понимать людей; получать чувственное удовольствие и понимать, что нас держит в той или иной ситуации; проявлять обаяние и харизматичность; оптимизировать индивидуальность и открытость поведения; лучше чувствовать красоту и глубину окружающего мира. Что нам надо знать об ЭИ? - люди живые, даже когда об этом забывают; чувства все время с нами; мы существа, которые часто бывают рассеянны; чем меньше мы говорим, тем сильнее наши слова; или мы управляем привычками, или они нами; управлять не значит подавлять; видеть красоту вокруг и жить ею помогает думать качественно иначе. Что мешает развитию и проявлению ЭИ? - недооценка чувственных переживаний; страх течения собственной эмоциональной жизни; неумение чувствовать; не слишком развитая рефлексия, отсутствие опыта описания внутренней жизни; неумение наблюдать мелочи и увязывать их в «картины»; показная взрослость и разумность.
Эмоция — психический процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям и объективному миру. Эмоции отличают от других видов эмоциональных процессов: аффектов, чувств и настроений. Эмоции, как и многие другие психические явления, изучены слабо и понимаются разными авторами по-разному, поэтому вышеприведённое определение нельзя считать ни точным, ни общепринятым. Выделяют следующие виды эмоций: негативная; позитивная; нейтральная; нетрадиционная; статическая; динамическая. Базовые эмоции - эмоции, которые присущи всем здоровым людям и которые одинаково проявляются у представителей самых разных культур, проживающих на разных континентах. Противоположность базовым - вариативные эмоции, внешнее проявление которых культурно и личностно обусловлено и нередко носит конвенциональный (договорной) или сугубо индивидуальный характер. Классификация по К. Изарду: радость, удивление, печаль, гнев, отвращение, презрение, горе-страдание, стыд, интерес-волнение, вина, смущение. Шаблон:Эмоциональные процессы. Категория:Эмоции.
Чувство — эмоциональный процесс человека, отражающий субъективное оценочное отношение к реальным или абстрактным объектам. Чувства отличают от аффектов, эмоций и настроений. В отличие от эмоций чувства привязаны к объектам: они возникают по отношению к кому или чему-либо, а не к ситуации в целом. Проявляются у людей по-разному, потому что у каждого человека есть свой собственный набор индивидуальных черт и личностных качеств, которые оказывают влияние на чувства. Характеристики: могут быть приятными, неприятными или амбивалентными; могут различаться по интенсивности, силе (чем сильнее чувство, тем сильнее его физиологические проявления и влияние на поведение человека); побуждают к активной деятельности, мобилизуют силы человека (любовь, ненависть и другие) или расслабляют, парализуют силы (например страх, в некоторых своих проявлениях, или презрение). В науке все чувства принято условно разделять на 4 основных вида: 1. Нравственные: проявляют отношение человека к людям, к своей семье, к себе (любовь, гуманизм, уважение к Родине, отзывчивость, верность, достоинство). Они управляют поведением человека. 2. Эстетические: представляют собой переживание ощущения чего-то прекрасного. Ярче всего эти чувства проявлены при созерцании произведений искусства или природных проявлений. Имеют свое развитие в соответствии с пониманием искусства (юмор, сарказм, чуткость, творческое вдохновение, чувство возвышенного состояния). 3. Интеллектуальные: основаны на познании людей, стремлении к удовлетворению любознательности, поиска истины и решения конкретных мыслительных задач ( заинтересованность, любопытство, чувство таинственности, сомнение, недоумение). 4. Социальные: обеспечивают эмоциональное взаимодействие человека с окружающим его миром (справедливость, честь, долг, ответственность, патриотизм, солидарность, а также стеснительность, растерянность, скука, жадность). Чувство (Викисловарь). Шаблон:Эмоциональные процессы. Категория:Чувства. Эмоциональный процесс. Эмоция. Счастье.

Самоконтроль — способность контролировать свои эмоции, мысли и поведение. Самоконтроль основывается на воле — высшей психической функции, определяющей способность человека принимать осознанные решения и претворять их в жизнь. Самоконтроль является важнейшим элементом в способности человека достигать поставленных целей. Уровень самоконтроля определяется как врождёнными генетическими характеристиками, так и психологическими навыками человека. Самоконтроль противопоставляется импульсивности — неспособности противостоять сиюминутным соблазнам.

Экзистенциализм, также философия существования — особое направление в философии XX века, акцентирующее своё внимание на уникальности бытия человека, провозглашающее его иррациональным. Экзистенциализм развивался параллельно родственным направлениям персонализма и философской антропологии, от которых он отличается, прежде всего, идеей преодоления (а не раскрытия) человеком собственной сущности и большим акцентом на глубине эмоциональной природы, "наличного существования". Экзистенциальная философия — это философия бытия человека. Основная категория философии экзистенциализма — это экзистенция, обозначающая прежде всего уникальное и непосредственно переживаемое человеческое существование. В экзистенциализме человек воспринимается всегда в процессе становления, в потенциальном переживании кризиса, в которой он переживает тревогу, отчаяние, отчуждение от самого себя и конфликты. Человек является способным мыслить и осознавать своё бытие, а следовательно, рассматривается в экзистенциализме как ответственный за своё существование. Человек должен осознавать себя и быть ответственным за себя, если он хочет стать самим собой. Категория:Экзистенциализм.
Ответственность – отношение зависимости человека от иного, воспринимаемого им в качестве определяющего основания для принятия решений и совершения действий, прямо или косвенно направленных на сохранение иного или содействие ему. Объектом ответственности могут быть другие люди, в т.ч. будущие поколения, общности, а также животные, окружающая среда, материальные, социальные и духовные ценности и т.д. Ответственность, обусловленная статусом, осознаётся человеком как призвание, обусловленная соглашением – как обязанность. Ответственность может быть двоякой: а) накладываемой групповыми, корпоративными, служебными или какими-то иными локальными обязанностями, сближается в таком понимании с подотчетностью. б) самостоятельно принимаемой личностью в качестве личного и универсализуемого долга.

Психология — наука, изучающая закономерности возникновения, развития и функционирования психики и психической деятельности человека и групп людей. Психика — сложное понятие в философии, психологии и медицине. Это - совокупность душевных процессов и явлений (ощущения, восприятия, эмоции, память и т. п.); специфический аспект жизнедеятельности животных и человека в их взаимодействии с окружающей средой. Психология тесно связана с психиатрией (отрасль медицины, назначение которой распознавание и лечение психических расстройств), и психотерапией. Психотерапия — система лечебного воздействия на психику и через психику на организм человека. Часто определяется как деятельность, направленная на избавление человека от различных проблем (эмоциональных, личностных, социальных и т. п.). Современная психология представляет собой многоотраслевую науку. Их условно разделяют на фундаментальные (общие) и прикладные (специальные). Фундаментальные отрасли, как правило, называют термином «общая психология». Прикладными называют отрасли психологии, которые имеют практическое значение: Педагогическая психология, Психология развития, Социальная психология, Политическая психология, Психология искусства, Психология творчества, Семейная психология, Психология труда, Психология управления и многие другие. Шаблон:Психология. Шаблон:Психотерапия. Портал:Психология. Категория:Психология. Категория:Психологические понятия. Категория:Разделы психологии.

Достижение — попадание в определённое место, переход к определённому статусу, возрасту или качеству, воплощение определённого плана. Успех — достижение поставленных целей в задуманном деле, положительный результат чего-либо, общественное признание чего-либо или кого-либо. Достигать. Добиваться. Реализовать. Осуществлять. Воплощать. Цель. Задача. Выполнение.

Самореализация — реализация потенциала личности, осуществление своего человеческого назначения, призвания. Аристотель писал, что счастье достижимо через реализацию своих потенциальных возможностей. В новое время о самореализации как высшей ценности общества начал говорить Карл Маркс, который вслед за Фейербахом утверждал: «Человек — высшее существо для человека». Проблематику самореализации в ХХ веке активно разрабатывал американский психолог А. Маслоу. Маслоу считал, что потребность в самореализации является последней по очерёдности из потребностей человека, в соответствии с «пирамидой потребностей». Самоактуализация — стремление человека к наиболее полному выявлению и развитию своих личностных возможностей. Понятие «самоактуализация» имеет два основных значения. Первое: его можно применить в рамках мотивации, т.е. как мотив для наибольшей реализации личностных возможностей. Второе: это финальный период становления личности (согласно теории личности А. Маслоу). По мнению А. Маслоу, самоактуализация – это стремление стать всем тем, что возможно; желание в самосовершенствовании, саморазвитии, в воплощении в жизнь своего потенциала. Такой маршрут нелегок, его сопровождает чувство страха и тревоги в связи с неизвестностью и ответственностью, но он ведет к насыщенной, наполненной, внутренне богатой жизни. По мнению К. Роджерса, самоактуализация – это та великая движимая сила, которая заставляет человека постоянно развиваться. Самосовершенствование — сознательное развитие в себе каких-либо положительных качеств, способностей, умений. Саморазвитие — развитие собственными силами, без содействия каких-либо внешних сил; умственное или физическое развитие человека путём самостоятельных занятий, упражнений. Категория:Гуманистическая психология. Самоактуализация. Эвдемонизм. Гуманистическая психология.

Дисциплинированность или самодисциплина — черта характера, или выработанная, ставшая привычкой склонность человека к соблюдению правил работы и норм поведения. Входит в число так называемых «прусских добродетелей». Тесно связана с психологическим понятием самоконтроля. Дисциплинированность — это готовность к выполнению и умение субъекта (носителя дисциплины) соблюдать дисциплинарные требования. Самодисциплина складывается из способности к саморегуляции — умения преодолевать отрицательные эмоции, мешающие выполнению задачи, умения преодолеть паралич решения и из способности выйти за рамки зоны комфорта.

Самоактуализация — стремление человека к наиболее полному выявлению и развитию своих личностных возможностей. В психологии и педагогике гуманистического направления утверждается, что только с помощью самоактуализации человеку возможно реализовать себя, обрести смысл своего существования, стать тем, кем он способен стать, «а не тем, кем ему навязывают быть окружающие». Понятие «самоактуализация» имеет два основных значения. Первое: его можно применить в рамках мотивации, т.е. как мотив для наибольшей реализации личностных возможностей. Второе: это финальный период становления личности (согласно теории личности А. Маслоу). По мнению А. Маслоу, самоактуализация – это стремление стать всем тем, что возможно; желание в самосовершенствовании, саморазвитии, в воплощении в жизнь своего потенциала. Такой маршрут нелегок, его сопровождает чувство страха и тревоги в связи с неизвестностью и ответственностью, но он ведет к насыщенной, наполненной, внутренне богатой жизни. По мнению К. Роджерса, самоактуализация – это та великая движимая сила, которая заставляет человека постоянно развиваться. Категория:Гуманистическая психология. Самоактуализация. Эвдемонизм. Гуманистическая психология.
spinner