menu

Мировоззрение

Мировоззрение – здесь собраны термины, определения и комментарии специалистов к ним на данную тему.

Осо́знанное сновиде́ние — изменённое состояние сознания, при котором человек осознаёт, что видит сон, и может в той или иной мере управлять его содержанием. Это некое пограничное состояние между фазой быстрого сна и бодрствованием. Осознанные сновидения являются предметом научных исследований, их существование подтверждено, в частности японскими учёными.

В процессе осознанного сновидения возможно моделирование любых ситуаций, невозможных в обычной жизни, что открывает широкий спектр возможностей для прикладного применения:

Виртуальная реальность. Осознанный сон можно рассматривать как виртуальную реальность, где практически отсутствуют какие-либо ограничения.

Психотерапевтический аспект. Научившись уверенному управлению действиями и событиями в осознанном сновидении, например полётам во сне вместо падений, изменению сюжетных линий, схожих, типовых и повторяющихся снов, сновидец имеет возможность испытать и перенести ощущение уверенности в свою повседневную жизнь и, в том числе, избавиться от некоторых страхов или фобий. Сновидение.

Сновиде́ние — субъективное восприятие образов (зрительных, слуховых, тактильных, вкусовых и обонятельных), возникающих в сознании спящего человека (предположительно и некоторых других млекопитающих).

Наука, изучающая сон, называется сомнология, сновидения — онейрология. Сновидения считаются связанными с фазой быстрого движения глаз (БДГ). Эта стадия возникает примерно каждые 1,5—2 часа сна, и её продолжительность постепенно удлиняется. Она характеризуется быстрым движением глаз, стимуляцией варолиева моста, учащённым дыханием и пульсом, и временным расслаблением скелетных мышц тела. Новейшие исследования доказывают, что сновидения возникают также и во время медленного сна. Но только эти сны короче и не такие эмоциональные.

Все люди способны видеть сны, но не всегда могут о них вспомнить после пробуждения. Некоторым сны вспоминаются тусклыми и обесцвеченными, другим напротив — яркими и насыщенными. Утверждение о том, что люди видят чёрно-белые сны, связано, скорее, с тем, что во сне они не воспринимают цветов вообще, в том числе чёрных и белых, а лишь образы предметов. Красочные сны обычно свойственны детям или людям с развитым воображением. Особой разновидностью снов являются осознанные сновидения, в которых человек осознаёт, что он спит, и иногда — пытается управлять сновидением.

Если за средний возраст принять 70 лет, то из них человек спит около 23 лет, из которых 8 лет видит сновидения. Остальные 15 лет сна проходят без сновидений.

Сон (лат. somnus) — периодически возникающее физиологическое состояние, противоположное состоянию бодрствования, характеризующееся пониженной реакцией на окружающий мир, присущее млекопитающим, птицам, рыбам и некоторым другим животным, в том числе насекомым. Осознанное сновидение.

Знание — результат познания, который можно логически или фактически обосновать, и эмпирически или практически проверить. Согласно распространённой трактовке современной эпистемологии, знание это — реальное положению дел, обоснованное фактами и рациональными аргументами убеждение человека. Говоря о знании, чаще всего подразумевают отражение действительности в сознании человека. На получение знаний о структуре предметов и явлений, об их существенных взаимосвязях нацелена наука и её научный метод. Знание индивида (или группы индивидов) — это обладание информацией, позволяющей решить какую-либо задачу. Знание противоположно незнанию (отсутствию информации), но противопоставляется также и вере. В самом широком смысле слова, в философской интерпретации, знание — это образ реальности субъекта в форме понятий и представлений. Научное знание — система знаний о законах природы, общества, мышления. Научное знание является основной научной картиной мира, поскольку описывает законы его развития. Категория:Знание. Категория:Эпистемология. Категория:Инженерия знаний. Категория:Научные издания. Наука. Познание. Эпистемология.

Истина — философская гносеологическая характеристика мышления в его отношении к своему предмету. Мысль называется истинной (или истиной), если она соответствует предмету. В общей философии, общественно-гуманитарных и естественных, технических науках под истиной подразумевают соответствие положений некоторому критерию проверяемости: теоретической, эмпирической. В философии понятие истины совпадает с комплексом базовых концепций, позволяющих различить достоверное и недостоверное знание по степени его принципиальной возможности согласовываться с действительностью, по его логической противоречивости/непротиворечивости, по степени его соответствия априорным принципам. В логике, для которой значение истинности суждений и умозаключений является одним из преимущественных предметов изучения, критерием истинности выступает логическая правильность: относительная полнота формальных аксиоматических систем и абсолютное отсутствие в них противоречий. В разделах науки (физике, химии, истории, социологии и др.) категория истины обладает двойственной характеристикой. С одной стороны, истина есть в традиционном понимании цель научного познания, а с другой — это самостоятельная ценность, обеспечивающая принципиальную возможность научного знания совпадать с объективной реальностью, как минимум быть комплексом базовых решений теоретических и практических задач.

Первобытный мир (также доисторическая эпоха, первобытное общество) — период в истории человечества до изобретения письменности, после которого появляется возможность исторических исследований, основанных на изучении письменных источников. Термин доисторический вошёл в употребление в XIX веке. В широком смысле слово «доисторический» применимо к любому периоду до изобретения письменности, начиная с момента возникновения Вселенной (около 14 млрд лет назад), но в узком — только к доисторическому прошлому человека. Обычно в контексте дают указания, какой именно «доисторический» период обсуждается, например, «доисторических обезьян миоцена» (23—5,5 млн лет назад) или «Homo sapiens среднего палеолита» (300—30 тыс. лет назад). Поскольку, по определению, о данном периоде нет письменных источников, оставленных его современниками, информацию о нём получают, опираясь на данные таких наук, как археология, этнология, палеонтология, биология, геология, антропология, археоастрономия, палинология. Поскольку данные о доисторических временах крайне редко касаются личностей и даже не всегда говорят что-либо об этносах, основной социальной единицей доисторической эпохи человечества является археологическая культура. Наиболее разработанной периодизацией является археологическая, в основе которой лежит сопоставление изготовленных человеком орудий труда, их материалов, форм жилищ, захоронений и т. д. По этому принципу история человечества в основном делится на: 1. Каменный век, который в свою очередь делиться на: А) Палеолит: Нижний палеолит — период появления древнейших видов людей и широкого распространения Homo erectus. Средний палеолит — период вытеснения эректусов эволюционно более продвинутыми видами людей, включая современного человека. В Европе в течение всего среднего палеолита господствуют неандертальцы. Верхний палеолит — период господства современного вида людей на всей территории земного шара в эпоху последнего оледенения. Б) Мезолит и эпипалеолит; терминология зависит от того, насколько данный регион затронуло исчезновение мегафауны в результате таяния ледника. Период характеризуется развитием техники производства каменных орудий труда и общей культуры человека. Керамика отсутствует. В) Неолит — эпоха появления сельского хозяйства. Орудия труда и оружие по-прежнему каменные, однако их производство доводится до совершенства, широко распространяется керамика. 2. Медный век (не у всех народов). 3. Бронзовый век. 4. Железный век. Шаблон:Обзор всемирной истории. Категория:Первобытное общество. Категория:Доисторический период. Категория:Каменный век. Категория:Медный век. Категория:Бронзовый век. Категория:Железный век. Категория:Археологические культуры. Категория:Календарные эры. Ранние миграции человека. Всемирная история. Социокультурная эволюция.

Психоло́гия рели́гии представляет собой применение психологических исследовательских методов и интерпретационных моделей к различным религиозным традициям, формам духовности, а также к религиозным и нерелигиозным индивидуумам. Данная наука стремится точно описать детали и происхождение религиозных верований и религиозного поведения, а также связанные с ними обычаи. Религиозность трудно однозначно определить, но различные учёные рассматривают это понятие в широком смысле как вовлечённость в религию и следование религиозным ориентирам. Сюда входят эмпирические, ритуальные, идеологические, интеллектуальные, логические, вероучительные, конфессиональные, доктринальные, нравственные, культурные аспекты. Религиозный опыт (также духовный опыт, мистический опыт) — субъективный жизненный опыт встреч с высшей реальностью, чувство присутствия безграничной тайны в жизни человека, ощущение зависимости от божественной силы или от невидимого порядка вещей, чувство вины и страха перед божьим судом или внутреннее умиротворение в надежде на божественное всепрощение. Околосме́ртные пережива́ния (околосмертный опыт, англ. near-death experiences, NDE) — общее название различных субъективных переживаний человека, которые могут возникать в ходе угрожающих жизни событий, после которых человек выжил. Эти переживания могут включать в себя такие элементы, как ощущение выхода из физического тела, эйфорию, мистические видения, чувство исчезновения эго и выхода за пределы пространства и времени. Эти переживания были описаны ещё в древних религиозных текстах. Внетелесное переживание — нейропсихологический феномен, в котором человек испытывает иллюзию выхода из собственного физического тела и иногда также видит его со стороны (аутоскопия). Когнити́вное религиове́дение (англ. cognitive science of religion) — направление религиоведения, предметом которого является прежде всего изучение религиозных представлений и религиозного поведения с точки зрения когнитивных и эволюционных наук. Категория:Психология религии. Категория:Социология религии. Категория:Религиозное поведение и опыт. Категория:Трансперсональная психология. Суеверие. Социология религии. Религия. Религия и общество.

Дух — у этого термина есть несколько значений: 1. Дух (философия) — философское понятие, обозначающее нематериальное начало. Определение соотношения духа и материи зачастую считается основным вопросом философии. Идеализм, спиритуализм — признание духа первоначалом мира. Идея духа может выступать как понятие (панлогизм), субстанция (пантеизм), личность (теизм, персоналистические концепции). 2. Дух (философия) — высшая способность человека, благодаря которой возможно самоопределение личности. Рационалистические философские системы отождествляют дух с мышлением и сознанием; в иррационализме, определяя сущность духа, рассматривают такие его аспекты, как интуиция, чувство, воля, воображение и т. д. Человек может развить дух своим умом, практическими делами, творческим, созидательным трудом. На практике это происходит путем сотворения духовных ценностей, классического наследия, воспитания детей как гармоничных личностей, благотворительностью и стремлением к абсолютным моральным принципам, связывающим человека с закономерным началом природы, прародителем, творцом. 3. Дух (мифология) — сверхъестественное бестелесное существо, наделённое волей, способностью воспринимать предметы и различными сверхъестественными способностями и возможностями, при этом само остающееся почти всегда недоступным для восприятия. 4. Дух — в религиозном мировоззрении изначальная движущая сила, присущая всему живому, а в некоторых культурах и неживому. 5. Святой Дух — в христианстве третья ипостась единого Бога — Святой Троицы. 6. Дух — встречается в значении всеобщего характера какой-либо человеческой общности, например дух времени (эпохи, века), народный дух (некая идеальная основа национального характера), корпоративный дух. 7. Дух (Дух времени) — интеллектуальная мода, доминирующая мыслительная традиция, определяющая и стандартизирующая стиль мышления определенной эпохи. 8. Дух — совокупность черт характера, темперамента, знаний и убеждений, придающую силы для действия во имя чего-либо (воинский дух). 9. Дух — запах или ощущение запаха (не человеческий дух, дух пространства, погребной дух). Категория:Философские термины. Духовность.

Палеолит — первый исторический период каменного века с начала использования первых колотых каменных орудий гоминидами (род homo) (около 2,6 млн лет назад) до появления у человека земледелия приблизительно в 10 тысячелетии до н. э. Выделен в 1865 г. Джоном Лаббоком. Палеолит — эра существования ископаемого человека, а также ископаемых ныне вымерших видов животных. Он занимает большую часть (около 99 %) времени существования человечества и совпадает с двумя геологическими эпохами кайнозойской эры — плейстоценом и голоценом. Конец палеолита датируется примерно 11—10 тыс. лет назад. Это время перехода к мезолиту — промежуточной эпохе между палеолитом и неолитом. Ранний (нижний) палеолит — период в истории человечества, начавшийся с конца эпохи плиоцена, в котором началось первое использование каменных орудий предками современного человека Homo habilis. Это были сравнительно простые инструменты, известные как колуны, сфероиды (грубо обитые камни) и отщепы. Homo habilis освоили каменные орудия в эпоху олдувайской культуры, которые использовались в качестве рубил и каменных сердечников. На нижний палеолит приходится почти вся биологическая эволюция человека. Её изучение — предмет широкого научного исследования, целью которого является понимание причин происхождения и особенностей развития отдельных видов человека. В исследовании участвуют представители многих научных дисциплин: антропологии, палеоантропологии, палеонтологии, лингвистики, генетики. Олдувайская культура — наиболее примитивная культура обработки камня, в которой для получения острого края камень раскалывался обычно просто пополам, без дополнительной доработки. Возникла около 2,4 млн лет назад, исчезла около 1 млн лет назад. Аббевильская культура — археологическая культура среднего палеолита. Аббевильская культура возникла приблизительно 1,5 млн лет назад, сменив олдувайскую культуру, и закончилась примерно 300 тыс. лет назад, когда её сменила ашёльская культура. Однако некоторые археологи рассматривают аббевильскую культуру как начальную фазу ашёльской. Средний палеолит, или Средний древний каменный век, — эпоха, длившаяся в период от 300 000 до 30 000 лет назад. Более точная датировка существующими методами затруднена. Средний палеолит хорошо исследован. Характеризуется широким расселением человека в результате которого палеоантроп (человек среднего палеолита) расселился практически по всей свободной от ледника территории Европы. Верхний (поздний) палеолит (40—12 тыс. лет назад) — наиболее суровая фаза последнего вюрмского оледенения, когда современные люди расселились по всей Земле. После появления первых современных людей в Европе (кроманьонцев) произошёл относительно быстрый рост их культур, наиболее известные из которых: шательперонская, ориньякская, солютрейская, граветтская и мадленская археологические культуры. Хронология раннего палеолита содержит сведения о важнейших находках останков представителей рода Homo и археологических артефактах, а также о геологических эпохах, важных для их датировки, за период 3 млн. — 300 тыс. лет назад. Хронология среднего палеолита содержит сведения о важнейших археологических и антропологических находках, а также о геологических и климатических этапах, за период примерно 300—50 тыс. лет назад. Хронология позднего палеолита включает обзор сведений об археологических культурах, важнейших памятниках и антропологических находках для периода от возникновения позднего палеолита до возникновения мезолита (примерно 50—14 тысяч лет назад). Шаблон:Антропогенез. Категория:Палеолит. Категория:Палеолит по регионам. Категория:Каменный век. Категория:Археологические культуры. Категория:Кайнозой. Первобытный мир. Мезолит. Неолит. Ранние миграции человека

Геохронологическая шкала (стратиграфическая шкала) — геологическая временная шкала истории Земли, применяемая в геологии и палеонтологии, своеобразный календарь для промежутков времени в сотни тысяч и миллионы лет. Согласно современным общепринятым представлениям, возраст Земли оценивается в 4,5—4,6 млрд лет. Последующее время в истории Земли было разделено на различные временные интервалы. Их границы проведены по важнейшим событиям, происходившим тогда. Время существования Земли разделено на два главных интервала: фанерозой и докембрий (криптозой). Докембрийский период, или криптозой — часть геологической истории Земли, предшествовавшая началу кембрийского периода (около 542 млн лет назад), который в свою очередь разделено на три эона: Протерозой, Архей, Катархей. Эон в геологии — отрезок времени геологической истории, в течение которого формировалась эонотема; объединяет несколько эр. В геологии различают четыре эона: 1. Фанерозой — 542 млн лет (от 542 млн лет назад до настоящего времени). 2. Протерозой — 958 млн лет (от 2500 до 542 млн лет назад). 3. Архей — 1500 млн лет (от 4000 до 2500 млн лет назад). 4. Катархей — 600 млн лет (от 4600 до 4000 млн лет назад). Фанерозойский эон, фанерозой — геологический эон, начавшийся ≈542 миллионов лет назад и продолжающийся сейчас; время «явной» жизни. Началом фанерозойского эона считается кембрийский период, когда произошло резкое увеличение числа биологических видов и появились организмы, обладающие минеральными скелетами, членистоногие и хордовые, а также образовались сложные формы растений. Подразделяется на три геологических эры (от более древних к молодым): 1. Палеозой. Началась 542 миллиона лет назад и закончилась 252 млн лет назад (всего около 290 млн лет). Делится на 6 периодов: кембрий, ордовик, силур, девон, карбон и пермь. 2. Мезозой. Продолжалась от 252 млн лет назад до 66 млн лет назад (всего около 186 млн лет). Делится на три периода: триасовый, юрский и меловой. 3. Кайнозой. Текущая эра геологической истории Земли. Началась ~66 миллионов лет назад. Делится на три периода: палеоген, неоген, четвертичный период. Четвертичный период, или антропоген (четвертичная система; антропогеновый период; квартер) — геологический период (геологическая система), современный этап истории Земли, третий (текущий) период кайнозойской эры. Начался 2,588 миллиона лет назад, продолжается по сей день. Подразделяется на две эпохи: плейстоцен и голоцен. Плейстоцен (2,588 млн — 11,7 тысяч лет назад) — время великих оледенений. В этой геологической эпохе ледниковые периоды чередовались с относительно тёплыми межледниковьями. Голоцен (начался 11,7 тыс. лет назад и продолжается до сих пор) — межледниковая эпоха с относительно стабильным климатом. Антропоцен — неформальный геохронологический термин, обозначающий геологическую эпоху с уровнем человеческой активности, воздействующей на дикую природу и играющей существенную роль в экосистеме Земли. На 35-й сессии Международного геологического конгресса, рабочей группой были представлены доказательства начала новой геологической эпохи, делегаты проголосовали за то, чтобы рекомендовать антропоцен в качестве новой эпохи, начавшейся в 1950-е годы. Категория:Геохронологическая шкала. Категория:Фанерозой. Категория:Геологические эры. Категория:Геологические периоды. Категория:Четвертичный период. Первобытный мир. Палеолит. Хронология эволюции

Голоценовое вымирание (в некоторых источниках Шестое массовое вымирание) — протекающее в настоящее время одно из наиболее значительных массовых вымираний видов в истории Земли. Это продолжающееся вымирание видов совпадает с современной эпохой голоцена и во многом является результатом человеческой деятельности. Оно охватывает многочисленные семейства растений и животных, включая млекопитающих, птиц, земноводных, рыб, рептилий и членистоногих. За последние 500 лет с лица Земли исчезли почти 900 видов животных. Сейчас под угрозой вымирания находятся 40 % видов амфибий и 25 % видов млекопитающих. В целом вымирание голоцена может быть связано с воздействием человека на окружающую среду. Оно продолжается в XXI веке, когда потребление мяса, чрезмерный вылов рыбы, закисление океана и сокращение популяций земноводных являются несколькими более обширными примерами почти универсального космополитического сокращения биоразнообразия. Человеческое перенаселение (и продолжающийся рост населения) наряду с расточительным потреблением, как полагают учёные, являются главными причинами продолжающегося вымирания видов. Голоцен — современная геологическая эпоха четвертичного периода сменившая плейстоцен примерно 12 тысяч лет назад и продолжающаяся по настоящее время. Антропоцен — неформальный геохронологический термин, обозначающий геологическую эпоху с уровнем человеческой активности, воздействующей на дикую природу и играющей существенную роль в экосистеме Земли. На 35-й сессии Международного геологического конгресса, рабочей группой были представлены доказательства начала новой геологической эпохи, делегаты проголосовали за то, чтобы рекомендовать антропоцен в качестве новой эпохи, начавшейся в 1950-е годы. Шаблон:Массовые вымирания. Категория:Массовые вымирания видов. Категория:Голоцен. Категория:Глобальные проблемы. Массовые вымирания. Глобальные проблемы

Антропоцентризм — философское идеалистическое и мировоззренческое представление, согласно которому человек есть средоточие Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий. Антропоцентризм представляет собой одно из наиболее последовательных выражений точки зрения телеологии, то есть приписывания миру внеприродных, внешних ему целей. Антропоцентризм предписывает ставить феномен человека во главу всей прочей жизни. Ценность человеческой жизни может уравновесить только ценность другой человеческой жизни. В философии под антропоцентризмом понимается сосредоточие философских исследований на проблематике человека. Антропоцентризм ставится в оппозицию мировоззрению монотеистических религий (теоцентризму), где центром всего является Бог, а также античной философии (космоцентризму), где в центре всего находится космос. Теоцентризм — философская концепция, в основе которой лежит понимание Бога как абсолютного, совершенного, наивысшего бытия, источника всей жизни и любого блага. Теоцентризм связан с теизмом и его принципами. Космоцентризм — философское направление античности, система философских взглядов, появившаяся в Древней Греции, согласно которой мир воспринимается как космос, разнообразный, гармоничный и одновременно способный вселить ужас. Все явления окружающего мира рассматривались через призму космоса.

Критическое мышление – система суждений, которая используется для анализа вещей с критической точки зрения и событий с формулированием обоснованных выводов и позволяет выносить обоснованные оценки, интерпретации, а также корректно применять полученные результаты к ситуациям и проблемам. В общем значении под критическим мышлением подразумевается мышление более высокого уровня, чем мышление докритическое. Критическое мышление — способность человека ставить под сомнение поступающую информацию, включая собственные убеждения. Существует мнение, что переход к критическому уровню мышления в том или ином сообществе — необходимая предпосылка для начала цивилизационного развития данного сообщества. Набор ключевых навыков, необходимых для критического мышления, включает в себя наблюдательность, способность к интерпретации, анализу, выведению заключений, способность давать оценки. Критическое мышление применяет логику, а также опирается на метазнание и широкие критерии интеллектуальности, такие как ясность, правдоподобие, точность, значимость, глубина, кругозор и справедливость. Творческое воображение, ценностные установки и в меньшей степени выраженная эмоциональность также являются составными частями критического мышления. Категория:Критическое мышление. Рациональность. Здравый смысл. Логика. Философское познание.

Пандеи́зм (от греч. παν — всё, всякий и лат. deus — бог) — философское учение, сочетающее пантеизм и деизм. То есть признающее божество началом и основой всех вещей (всё есть Бог), обожествляющее Вселенную, природу, но отрицающее личного Бога, Откровение и Провидение, и вообще богословское, догматическое учение. Самая обширная книга по пандеизму была написана Максом Бернхардом Вайнштейном в 1910 году. Теорию о том, что Бог сотворил мир из себя самого, Вайнштейн обнаружил в учении теолога IX века Иоанна Скота Эриугены, который пишет, что Вселенная состоит из нескольких элементов: Бога как первоначала, платоновского мира идей, физической составляющей Вселенной и Бога, как цели всего сущего, того, к чему оно в итоге возвращается. Вайнштейн предположил, что может существовать некая «психическая энергия», неизвестная современной физике и более фундаментальная, чем эфир, так что тепловая смерть отнюдь не приведёт к концу Вселенной, понимаемой как наполненное этой энергией духовное существо. Считая, что Вселенная с большей вероятностью конечна, чем бесконечна, Вайнштейн заключил, что у неё должно быть и начало во времени, иначе тепловая смерть уже давно наступила бы. Однако мир не может возникнуть сам по себе, для этого нужна какая-то сверхъестественная причина, которая может вступать в дело не только при рождении, но и в момент смерти Вселенной. Другими словами, божественное вмешательство может запускать процесс заново — и так бесконечное количество раз, — тем самым разрешая проблему конца мира. Впрочем, принять существование теистического бога, порождающего Вселенную, Вайнштейн не мог, что привело его к идее пандеизма, которую он подробно исследовал с исторической точки зрения в своей монографии 1910 года. Суть доктрины пандеизма состоит в том, что Вселенная возникла в результате божественного вмешательства, но при этом самого бога нигде за пределами мира не осталось; он как бы растворился в мире. В качестве такого «растворённого в мире бога» может выступать гипотетическая ментальная, или психическая, энергия. Будучи своего рода соединением пантеизма и деизма, элементы пандеизма неоднократно возникали в трудах различных мыслителей прошлого. В частности, Вайнштейн особо выделял Джордано Бруно, как раннего пандеиста. В своей книге он широко исследовал взгляды философов и теологов прошлого, стремясь как можно дальше проследить корни концепции пандеизма. Во многом именно благодаря этому анализу имя Вайнштейна сохранило известность до нашего времени. Бог стал Вселенной (eng.) — вера в то, что Бог стал Вселенной, является богословской доктриной, которая была разработана несколько раз исторически, и считает, что создатель вселенной фактически стал вселенной. Исторически, для версий этой теории, где Бог перестал существовать или действовать как отдельная и сознательная сущность, некоторые использовали термин пандеизм, который сочетает в себе аспекты пантеизма и деизма, для обозначения такой теологии. Область знания:Мировоззренческие концепции. Пантеизм. Деизм.

Метафизический (онтологический) натурализм – это доктрина, согласно которой природа выступает единым, универсальным, исключающим сверхъестественное, принципом объяснения всего сущего. В результате методы и принципы естественных наук находят применение в сфере духовных и социокультурных явлений, а метафизические проблемы вовсе изымаются из философии. Метафизический натурализм (также называемый "онтологическим натурализмом", "философским натурализмом" и "антисупернатурализмом") представляет собой философскую систему мировоззрения и убеждений, которая утверждает, что нет ничего, кроме естественных или природных элементов, принципов и отношений того рода, которые познаются и изучаются естественными науками. Поскольку наука не располагает достоверной документацией о каких-либо сверхъестественных явлениях, метафизический натурализм утверждает, что нет таких явлений, которые бы имели какое-либо реальное существование. Центральный тезис онтологического натурализма имеет следующий вид: «Все что существует, имеет определенное качество А» о том, что существует в утвердительном отношении, и утверждение вида «Объекты, обладающие качеством В не существуют» в отрицательном отношении. Онтологический натурализм заключается в том, что, по мнению его представителей, все пространственно-временные объекты идентичны в своих существенных свойствах и метафизически образованы физическими субъектами. Эти объекты являются объектами изучения естественных наук. Как ясно из описания,"онтологический натурализм" является философской программой и некоторого рода метафизической доктриной. В этом содержится особая парадоксальность "натурализма", как метафизической программы, исключающей "метафизику" в ее классическом философском содержании. Именно поэтому онтологический натурализм очень часто отождествляется с "материализмом". В большом количестве дискуссий онтологический натурализм считается эквивалентным физикализму. Натурализм (фр. naturalisme; от лат. naturalis — природный, естественный) — философское направление, которое рассматривает природу как универсальный принцип объяснения всего сущего, причём часто открыто включает в понятие «природа», также дух и духовные творения; биологическое мировоззрение XIX века. Категория:Философия науки. Категория:Монизм. Категория:Метафизика. Материализм. Физикализм. Монизм. Научный реализм. Метафизика.

Физикали́зм — это монистический онтологический тезис, согласно которому всё, что существует, является физическим или производно от физического (часто еще говорят конституировано, укоренено или супервентно). В современной философии физикализм чаще всего ассоциируют с проблемой сознание-тело в философии сознания, в отношении которой физикализм придерживается позиции, что у сознания нет самостоятельного онтологического статуса и оно тождественно или производно (конституировано, реализовано, супервентно, укоренено) от мозга или физического в самом широком понимании. Физикализм часто приравнивают к материализму. Некоторые авторы считают, что физикализм допускает существование таких явлений, которые не вписываются в картину мира материализма. Физикализм является доминирующей позицией в философии сознания. С этой концепцией также связана позиция методологического натурализма, суть которого состоит в том, что практически все процессы, законы или события основаны на естественных процессах, законах и событиях и могут быть объяснены посредством их. Редуктивный и нередуктивный физикализм: все виды редуктивного физикализма основаны на идее о том, что всё можно аналитически свести к фундаментальным физическим основам. Это является одной из причин, по которой физикализм часто используют как синоним термина «материализм». Нередуктивный физикализм является идеей о том, что, хотя психические состояния вызваны физическими состояниями, их нельзя свести к физическим свойствам. Супервентность (англ. Supervenience) — отношение детерминированности состояния любой системы состоянием другой системы. Набор свойств одной системы супервентен относительно набора свойств другой системы в том случае, если существование различия между двумя фактами в свойствах первой системы невозможно без существования такого же различия между двумя фактами в свойствах второй системы. Понятие супервентности является центральным понятием современной аналитической философии и часто используется в философии сознания для описания зависимости ментальных явлений от физических явлений. Редукционизм (от лат. reductio «возвращение, приведение обратно») — методологический принцип, согласно которому сложные явления могут быть полностью объяснены с помощью законов, свойственных явлениям более простым (например, социологические явления объясняются биологическими или экономическими законами). Шаблон:Философия сознания. Категория:Философия сознания. Категория:Монизм. Материализм. Монизм. Метафизический натурализм. Научный реализм

Бытие — в самом широком значении — существование. Понятие бытия — центральное философское понятие. Поскольку бытие может пониматься как единственное, постольку термин «бытие» часто используют для обозначения мира как целого. Предмет изучения онтологии. Противоположные понятия — «небытие» и «ничто». Существенные философские проблемы — соотношение бытия и мышления, соотношение бытия и времени, соотношение бытия и небытия. Принято выделять ряд различающихся и в то же время взаимосвязанных основных форм бытия: бытие вещей (тел), процессов включает бытие вещей, процессов, состояний природы; бытие природы как целого и бытие «второй природы», то есть вещей и процессов, произведенных человеком; бытие человека — как в мире вещей, так и специфически человеческое бытие; бытие духовного (идеального) разделяется на индивидуализированное духовное и объективированное (внеиндивидуальное) духовное; бытие социального делится на индивидуальное бытие (бытие отдельного человека в обществе и в процессе истории) и бытие общества. Существование (лат. exsistentia/existentia от exsisto/existo — выступаю, появляюсь, выхожу, возникаю, происхожу, оказываюсь, существую) — аспект всякого сущего, в отличие от другого его аспекта — сущности. В отличие от слова «бытие», слово «существование», как правило, выражает только аспект сущего, тогда как слово «бытие» употребляют также в значении «всё существующее», «мир как целое». Особое место занимает вопрос существования (экзистенция) человека. Экзистенция — центральная категория экзистенциальной философии (Кьеркегор, Ясперс, Хайдеггер, Сартр, Марсель, Камю и др.), обозначающая прежде всего уникальное и непосредственно переживаемое человеческое существование. Сущее — существительное, образованное от причастия «существующее», означает «то, что есть». В философии сущее рассматривается в двух аспектах — со стороны своей определённости, сущности, и со стороны своего существования, бытия. Модус (философия) — мера, образ, способ, вид существования или действия чего-либо. В логике применяется для обозначения разновидностей форм умозаключений. Спиноза полагал, что модусы — различные состояния, которые принимает единая субстанция; представляет собой переходную форму. Небытие — отсутствие, отрицание бытия, несуществование вообще, несуществующая реальность. Ничто — категория, фиксирующая отсутствие, небытие определённой сущности, или отсутствие, отрицание бытия вообще, активное начало негации. «Ничто» предметное относится к сфере относительного небытия (которое может иметь пространственно-временную локализацию), «ничто» беспредметное относится к сфере абсолютного небытия (которая бесконечна). В переносном смысле слово «ничто» используется как гипербола умаления значения объекта или явления. Несуществующий объект — философская категория, обозначающая вещь, явление или процесс, который может быть помыслен или описан (с той или иной степенью достоверности), но который не существует в реальности. Категория:Бытие. Категория:Онтология. Категория:Метафизика. Категория:Ничто. Онтология. Небытие. Сущность. Реальность. Материя. Мультивселенная. Субстанция. Вечность. Бесконечность.

Антропогенез — часть биологической эволюции, которая привела к появлению человека разумного (лат. Homo sapiens), отделившегося от прочих гоминид, человекообразных обезьян и плацентарных млекопитающих, процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи. Изучением антропогенеза занимается множество наук, в частности антропология, палеоантропология, генетика, лингвистика. Хронология эволюции человека описывает основные события в эволюции вида Homo sapiens и эволюцию предков современного человека. Она включает краткие объяснения некоторых видов, родов и высших рангов таксонов, которые сегодня рассматриваются как возможные предки современных людей. Эволюционная хронология гоминидных таксонов — краткий обзор эволюционного развития предгоминид и гоминид по временным границам их происхождения, включающий вид Homo sapiens. Термины и информации, связанные с темой. По хронологии: Возникновение жизниЭукариотыЖивотные ХордовыеМлекопитающие Приматы Гоминиды Гоминины Австралопитеки Люди (Homo)Человек умелыйЧеловек рудольфскийЧеловек прямоходящий (Homo erectus)Человек грузинский (Дманисский гоминид)Человек работающийЧеловек-предшественникЧеловек из Чепрано (Homo cepranensis)Гейдельбергский человекРодезийский человекНеандерталецДенисовский человек Человек разумный (Homo sapiens)Идалту (Человек разумный старейший)Человек флоресский. Другие: ПалеоантропологияАрхеогенетикаПредки человекаВымершие гоминидыПереходная формаБлижайший общий предокКоэффициент энцефализации ПитекантропСинантропКениантропы Афарский австралопитекHomo nalediЧеловек современной анатомии (Homo sapiens sapiens)Шаньдиндунский человекHomo luzonensis Список останков ископаемых людейКроманьонецМальчик из ТурканыОлдувайская культураОсвоение огня древними людьмиРанние миграции человекаРасшифровка генома неандертальцаНеандертальский музейКолыбель человечества. Шаблон:Антропогенез. Шаблон:Вымершие приматы. Категория:Антропогенез. Категория:Предки человека. Категория:Вымершие гоминиды. Категория:Неандертальцы. Категория:Homo erectus. Хронология эволюции. Великий фильтр. Область знания:Возникновение и эволюция жизни. Область знания:Происхождение человека. Область знания:Внеземная жизнь.

Вселенная – этот термин имеет несколько значений: 1. Вселенная (философия) - используется как синоним таких понятий: Мир, Мироздание и т.п. 2. Вселенная (космология) - объект, который согласно научным гипотезам, начал расширяться в результате так называемого «Большого взрыва» из начального сверхплотного и сверхгорячего состояния, вследствие чего, сформировались другие небесные тела и космические объекты. Расширение Вселенной продолжается и по сей день. На сегодня какую форму и размеры имеет науке неизвестно. Это значение больше используется в рамках темы Мультивселенной. 3. Вселенная (космология) — также используется вместо термина "Метагалактика" (часть Вселенной, доступной наблюдениям в настоящее время или в обозримом будущем). Наблюдаемая Вселенная. Космогония. Крупномасштабная структура Вселенной. Размер Вселенной. Расширение Вселенной. Будущее Вселенной. Мультивселенная.

Первопричина — основная, исходная причина чего-либо. В философии: несотворённая или самосотворённая причина, к которой должен, в конечном счёте, приводить любой причинно-следственный ряд. В религиозной философии: это понятие, распространяющее причинную обусловленность всех конечных природных процессов на мир в целом: раз эти процессы имеют свои причины, то должна быть причина появления всего мира. Такая первопричина называется Творец. Различные философские понятия первопричины: деизм ограничивает Творца функцией первопричины — первотолчка, теизм же наделяет его и свойством вмешательства в последующее развитие сотворенного им мира (Провидение Божие). Понятие первопричины перешло также в христианскую традицию и стало основанием одной из версий космологического аргумента о существовании Творца. В соответствии с этим аргументом, всякое наблюдаемое событие является результатом причинно-следственного ряда, необходимо оканчивающегося первопричиной, которая и есть Творец. Классическую формулировку этого аргумента дал Св. Фома Аквинский. Космологический аргумент отвергали многие позднейшие мыслители, в том числе Дэвид Юм и Иммануил Кант. Кант настаивал, что причинно-следственные отношения непригодны для понимания отношений Творца и мира: Творец дает миру смысл и охватывает его спасающей любовью, Он — Сверхпричина. В томизме, однако, Творец рассматривается как Первопричина существования (esse) вещей: Бог-Творец дарует вещам существование и не является их причиной в смысле Лейбница и Канта. В буддизме: буддизм полагает, что первопричину нужно искать в собственном постижении. Проблема первопричины не может быть разрешена интеллектом. Разум лишь истратит время на то, чтобы отвести от решения. Буддизм не призывает верить в то, что человек сам является Творцом мира, но он обещает, что по выполнении нужных требований человек сам узнаёт ответ, причём без тени сомнения. Перводвигатель — центральное понятие космологии Аристотеля. Его учение о перводвигателе представляет собой выделение «движущей причины» применительно к космосу в целом и к метафизическим вопросам в частности. При помощи понятия «перводвигатель» Аристотель стремился объяснить обосновать вечность мира и целесообразность природы. Архэ в досократовской древнегреческой философии — первооснова, первовещество, первоэлемент, из которого состоит мир. Дао — одна из важнейших категорий китайской философии. Конфуций и ранние конфуцианцы придали ему этическое значение, истолковав как «путь человека», то есть нравственное поведение и основанный на морали социальный порядок. Наиболее известная даосская интерпретация Дао содержится в трактате Дао Дэ Цзин — «Дао вечно и не имеет имени». В даосизме термин «дао» приобретает уже не этическое, а онтологическое значение, причём под ним понимаются и первопричина вселенной, и лежащая в её основе таинственная и непознаваемая закономерность, и целостность жизни. Творец. Категория:Причинность. Категория:Божественные атрибуты. Категория:Онтология. Область знания:Бытие и Первопричина. Субстрат. Абсолют. Бог. Субстанция. Панпсихизм.

Мультивселенная — гипотетическое множество всех возможных реально существующих параллельных вселенных (включая ту, в которой мы находимся). Представления о структуре Мультивселенной, природе каждой вселенной, входящей в её состав, и отношениях между этими вселенными зависят от выбранной гипотезы. Вселенные, входящие в Мультивселенную, называются альтернативными вселенными, альтернативными реальностями, параллельными вселенными или параллельными мирами.
spinner