Элитари́зм (фр. élitisme, от фр. elite — лучшее, отборное, избранное) — концепция, постулирующая естественность и позитивность образования в обществе элитных страт. Согласно этой концепции, отсутствие процесса формирования элит — признак неразвитости или застойности общества. Элита в таком понимании закрыта, её члены не приемлют или презирают не принадлежащих к ней людей. Элитаризм является противоположностью эгалитаризма. Элитаризм также является идеологическим проявлением лежащего в основании человеческой психологии стремления к удовлетворению потребностей полноценными и совершенными формами существования и жизни. Это глубинное и фундаментальное основание психологии человека может быть выражено словами классика: «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли...» (А.П. Чехов). Элитаризм — это концепция отделения лучшего от худшего, концепция жизни во имя высших жизненных целей, концепция развития «высшего человека», подобного богам. Элитаризм призывает развивать свою личную силу, свои способности, жить в постижении тайн природы и гармонии с ней. Эгалитари́зм (фр. égalitarisme от égalité «равенство») — концепция, в основе которой лежит идея, предполагающая создание общества с равными социальными и гражданскими правами всех членов этого общества, как идеал — равенство возможностей. Противоположность элитаризма.
Общество
Секуляризм — концепция, согласно которой правительство и другие источники норм права должны существовать отдельно от любого типа религий. С одной стороны, секуляризм может означать свободу от религиозных законов и учений и отсутствие принуждения к религиозному вероисповеданию со стороны государства и общества, которые должны быть нейтральными в вопросах религии. С другой стороны, секуляризм может означать концепцию о том, что деятельность людей, особенно политическая, должна быть основана на доказательствах и фактах, непредубеждённой вследствие религиозного вмешательства. Секуляризм не следует путать с атеизмом и индифферентизмом. Процесс секуляризма часто называют секуляризацией. Секуляриза́ция (от лат. saecularis — светский) — в социологии процесс снижения роли религии в жизни общества; переход от общества, регулируемого преимущественно религиозной традицией, к светской модели общественного устройства на основе рациональных (внерелигиозных) норм. Госуда́рственная рели́гия (синоним официальная религия) — вероучение, официальный статус которого подтверждён данным государством. Государство без государственной религии называют светским или секулярным государством. Отделение церкви от государства — принцип взаимоотношений государства и церкви, предполагающий отказ государства от вмешательства в дела церкви; свободу граждан от принуждения к исповеданию той или иной религии; отсутствие закрепленных за церковью государственных функций. Категория:Секуляризм. Категория:Свобода вероисповедания. Категория:Религия и общество. Категория:Религия и наука. Категория:Религия и политика. Категория:Религиозное поведение и опыт. Светское государство. Свобода совести. Теократия. Религия и общество.
Политология религии — одна из новейших политологических дисциплин, она появилась в последних десятилетиях XX века. Политологию религии можно определить как одну из новейших политологических дисциплин, которая изучает влияние религии на политику и политики на религию. Особое внимание уделяется отношениям субъекта политики в узком смысле слова с верой и религиозными сообществами. Основными направлениями политологии религии, которые находятся в постоянном развитии, являются: 1. Всё то, что в рамках религиозного учения и религиозной практики, имеет непосредственно политическое содержание и заказ. Например: религиозное понимание власти, силы, политического авторитета, государства, политической организации, войны, мира и т. д. 2. Всё то, что в рамках религиозного поведения и религиозной практики, не имеет непосредственно политического содержания и заказа, но имеет непосредственные политические последствия. Например: строительство объектов религиозного назначения, паломничества. 3. Позиция субъекта политики в более узком смысле по отношению к религии и религиозным объединениям. Например: позиции политических партий и групп, направленные на оказание давления на религию и религиозные объединения. 4. Всё то, что в рамках как будто совершенно дружественного поведения, не имеющего религиозного мотива, вызывает религиозные последствия. Например, в случае, если в каком-либо конфессиональном сообществе приверженцы одной религии получают монополию на какую то экономическую отрасль, что вызывает политические последствия. Антикультовое движение — светское движение, в котором деятельность групп людей или организаций, рассматриваемых в качестве «культов» (или «сект», «новых религиозных движений» в зависимости от принимаемой терминологии) с социологических или теологических позиций, критикуется с точки зрения нанесения вреда обществу и личности. В широком смысле — любая оппозиция деятельности таких групп и организаций. Оппозиция культам: оппозиция сектам, культам и новым религиозным движениям (НРД) — критика и иная деятельность, направленная против групп людей, которые рассматриваются как НРД (или как культы, секты, в зависимости от принимаемой терминологии) с социологической или теологической точек зрения. Категория:Политология религии. Категория:Религия и политика. Категория:Религия и право. Категория:Религиозное поведение и опыт. Религия и общество. Социология религии. Теократия. Секуляризм. Светское государство. Свобода совести. Религия.
Социология религии — отрасль социологии, изучающая взаимоотношения между религией и обществом. Социология религии изучает религиозные практики, исторический опыт взаимодействия религии и общества, универсальные темы и роли религии в социальных процессах. В отличие от философии религии, социология религии не ставит своей целью оценку религиозных убеждений. Современную социологию религии можно представить, как совокупность трех уровней знаний: методологического, теоретического и эмпирического. Современная социология религии сосредоточена на таких вопросах, как секуляризация, гражданская религия, а также согласованности религии в контексте глобализации и мультикультурализма. Гражданская религия (англ. civil religion) — совокупность религиозных ценностей, символов, обрядов и понятий, которые обеспечивают национальное или политическое единство. Гражданская религия — это религия, объединяющая общество, независимо от вероисповедания на основе общих символов, ритуалов и идей, принимаемых большинством граждан страны как священные, которые несут надмирный характер и объединяют нацию в одно целое. Отличительной чертой гражданской религии является её связь с государственной властью. Государство использует религию и символы для осуществления своих политических целей. Религио́зная иденти́чность — форма коллективного и индивидуального самосознания, построенная на осознании принадлежности к определенной религии и формирующая представления о себе и мире посредством соответствующих религиозных догм. Религиозная идентичность является одной из первых форм самосознания человека и потому находится у истоков формирования других видов идентичностей. Религиозность трудно однозначно определить, но различные учёные рассматривают это понятие в широком смысле как вовлечённость в религию и следование религиозным ориентирам. Сюда входят эмпирические, ритуальные, идеологические, интеллектуальные, логические, вероучительные, конфессиональные, доктринальные, нравственные, культурные аспекты. Религиозный фанатизм (лат. fanaticus «исступлённый, неистовый») — слепая, доведённая до крайней степени приверженность религиозным идеям и стремление к неукоснительному следованию им в практической жизни, нетерпимость к иноверцам и инакомыслящим. Религио́зный скепти́цизм — вид скептицизма в отношении тех или иных аспектов религиозности, не связанный с отрицанием религии в целом. Нерелигио́зность — отсутствие религиозных убеждений, равнодушие к религии, неприятие или враждебность по отношению к ней. Категория:Социология религии. Категория:Религиозное поведение и опыт. Категория:Религия и общество. Категория:Религия. Религия и общество. Политология религии. Секуляризм. Светское государство. Свобода совести. Религия.
Психоло́гия рели́гии представляет собой применение психологических исследовательских методов и интерпретационных моделей к различным религиозным традициям, формам духовности, а также к религиозным и нерелигиозным индивидуумам. Данная наука стремится точно описать детали и происхождение религиозных верований и религиозного поведения, а также связанные с ними обычаи. Религиозность трудно однозначно определить, но различные учёные рассматривают это понятие в широком смысле как вовлечённость в религию и следование религиозным ориентирам. Сюда входят эмпирические, ритуальные, идеологические, интеллектуальные, логические, вероучительные, конфессиональные, доктринальные, нравственные, культурные аспекты. Религиозный опыт (также духовный опыт, мистический опыт) — субъективный жизненный опыт встреч с высшей реальностью, чувство присутствия безграничной тайны в жизни человека, ощущение зависимости от божественной силы или от невидимого порядка вещей, чувство вины и страха перед божьим судом или внутреннее умиротворение в надежде на божественное всепрощение. Околосме́ртные пережива́ния (околосмертный опыт, англ. near-death experiences, NDE) — общее название различных субъективных переживаний человека, которые могут возникать в ходе угрожающих жизни событий, после которых человек выжил. Эти переживания могут включать в себя такие элементы, как ощущение выхода из физического тела, эйфорию, мистические видения, чувство исчезновения эго и выхода за пределы пространства и времени. Эти переживания были описаны ещё в древних религиозных текстах. Внетелесное переживание — нейропсихологический феномен, в котором человек испытывает иллюзию выхода из собственного физического тела и иногда также видит его со стороны (аутоскопия). Когнити́вное религиове́дение (англ. cognitive science of religion) — направление религиоведения, предметом которого является прежде всего изучение религиозных представлений и религиозного поведения с точки зрения когнитивных и эволюционных наук. Категория:Психология религии. Категория:Социология религии. Категория:Религиозное поведение и опыт. Категория:Трансперсональная психология. Суеверие. Социология религии. Религия. Религия и общество.
Критическое мышление – система суждений, которая используется для анализа вещей с критической точки зрения и событий с формулированием обоснованных выводов и позволяет выносить обоснованные оценки, интерпретации, а также корректно применять полученные результаты к ситуациям и проблемам. В общем значении под критическим мышлением подразумевается мышление более высокого уровня, чем мышление докритическое. Критическое мышление — способность человека ставить под сомнение поступающую информацию, включая собственные убеждения. Существует мнение, что переход к критическому уровню мышления в том или ином сообществе — необходимая предпосылка для начала цивилизационного развития данного сообщества. Набор ключевых навыков, необходимых для критического мышления, включает в себя наблюдательность, способность к интерпретации, анализу, выведению заключений, способность давать оценки. Критическое мышление применяет логику, а также опирается на метазнание и широкие критерии интеллектуальности, такие как ясность, правдоподобие, точность, значимость, глубина, кругозор и справедливость. Творческое воображение, ценностные установки и в меньшей степени выраженная эмоциональность также являются составными частями критического мышления. Категория:Критическое мышление. Рациональность. Здравый смысл. Логика. Философское познание.
Светский или секулярный гуманизм (англ. Secular humanism) — одно из направлений современной философии гуманизма, мировоззрение, которое провозглашает человека, его право на счастье, развитие и проявление своих положительных способностей наивысшей ценностью. Гуманистическое мировоззрение противопоставляется религиозному, не признаёт существования сил, стоящих выше человека и природы. Светский гуманизм утверждает способность и обязанность вести этический образ жизни без привлечения гипотезы о существовании бога. Светский гуманизм выделился из гуманистического движения в ответ на критику гуманизма религиозными фундаменталистами. Светский гуманизм является одним из направлений гуманизма, и, соответственно, содержит его основные принципы. Главным признаком гуманизма является признание человека, его права на счастье высшей ценностью. Светские гуманисты стремятся продемонстрировать правоту собственной точки зрения не путём антирелигиозной деятельности, а путём создания реальной альтернативы религиозным культам и верованиям. Например, основывая этические общества, созданные для осуществления морального и нравственного образования. Принципы светского гуманизма: 1. Свободное исследование — недопустимость любого вида цензуры, догматизма; свобода прессы и средств коммуникации. 2. Отделение церкви от государства — необходимость отделения религии от государства во избежание нарушения принципа свободного исследования. 3. Идеал свободы — недопустимость любой формы тоталитаризма, идеал уважения прав меньшинства и власти закона. 4. Этика, основанная на критическом мышлении — независимость этики от религии; возможность и необходимость вывода моральных норм без религиозного откровения. 5. Моральное образование — необходимость нравственного воспитания и образования детей; недопустимость навязывания религии молодым людям, прежде чем они будут способны дать на это добровольное и осмысленное согласие. 6. Религиозный скептицизм — скептическое отношение к претензиям сверхъестественного на реальность. 7. Разум — использование рациональных методов исследования, логики и опыта в процессе накопления знания и установления критериев его истинности. 8. Наука и техника — признание научного метода наиболее достоверным способом понимания мира. 9. Эволюция — порицание попытки креационизма включать в учебники биологии религиозные доктрины, потому как «очевидность фактов настолько убедительно подтверждает само существование эволюции видов, что отрицать его слишком трудно». 10. Образование. «Образование должно быть неотъемлемой составляющей созидания гуманных, свободных и демократических обществ». Передача знания, поощрение морального роста, обучение профессиям, помощь в выборе жизненного пути, преподавание правил поведения в демократическом обществе, стремление развивать способность к критическому мышлению. Опасность СМИ как средства навязывания догм. Категория:Гуманизм. Область знания:Мировоззренческие концепции. Гуманизм.
Языки мира. На Земле насчитывается 7117 языков на 2020 год. С развитием коммуникаций число живых языков сокращается со средней скоростью 1 язык в две недели. На 40 наиболее распространённых языках разговаривает примерно 2/3 населения Земли. Больше всего людей говорят на китайском, хинди, английском, испанском, арабском, русском и португальском. Значительно распространён и французский язык, однако число тех, кто считает его родным (первым), сравнительно невелико. Язы́к — сложная знаковая система, естественно или искусственно созданная и соотносящая понятийное содержание и типовое звучание (написание). Языки изучает лингвистика (языкознание). Знаковые системы — предмет изучения семиотики. Влияние структуры языка на человеческое мышление и поведение изучается психолингвистикой. Языкова́я система́тика — вспомогательная дисциплина, помогающая упорядочивать изучаемые лингвистикой объекты — языки, диалекты и группы языков. Результат такого упорядочивания также называется систематикой языков. Языки в Интернете. Вопрос о популярности тех или иных языков в современном Интернете остаётся дискуссионным и часто зависит от заданных параметров. Статистический подсчёт осложняется также растущим многоязычием сайтов и даже страниц. В пятерку самых популярных языков Интернета в настоящее время входят английский, русский, японский, немецкий и испанский языки. Междунаро́дный язы́к — язык, использующийся для коммуникации значительным количеством людей по всему миру. Для обозначения этого понятия также используется термин язык мирового значения. В современном мире выделяется от 7 до 10 международных языков. Граница между международными языками и языками межнационального общения является размытой. Английский, арабский, испанский, китайский, русский и французский являются официальными языками ООН. Список языков мирового значения. Список языков по количеству носителей. Шаблон:Язык и языки. Категория:Языки. Категория:Лингвистика. Грамматика. Семантика.
Религия и общество. Религия и наука. По вопросу взаимодействия науки и религии существует несколько точек зрения, которые можно условно разделить на четыре типа: 1. Конфликт. Согласно этой точке зрения наука и религия находятся в противоречии и несовместимы друг с другом. 2. Независимость. Наука и религия имеют дело с различными областями познания. 3. Диалог. Области познания перекрываются и возникает необходимость устранения противоречий по отдельным вопросам путём опровержения, либо согласования позиций. 4. Интеграция. Обе области познания объединяются в целостную систему рассуждений. _Религия и политика. Взаимоотношения церкви и государства могут выражаться одним из двух способов: 1. Наличие государственной церкви, за которой закреплено привилегированное положение по сравнению с другими вероисповеданиями. 2. Режим отделения церкви от государства и школы от церкви. Отделение церкви от государства — принцип взаимоотношений государства и церкви, предполагающий отказ государства от вмешательства в дела церкви; свободу граждан от принуждения к исповеданию той или иной религии; отсутствие закрепленных за церковью государственных функций. Взаимосвя́зь религио́зности и интелле́кта — результат статистических исследований связи коэффициента интеллекта (IQ) и религиозности общества. Различные исследования показывают, что люди, более полагающиеся на интуицию, имеют тенденцию к большей религиозности, в то время как люди с развитым аналитическим, дедуктивным и более рациональным мышлением менее религиозны. Категория:Религия и общество. Категория:Религия и наука. Категория:Религия и политика. Категория:Религия и образование. Категория:Религия и право. Категория:Религиозное поведение и опыт. Политология религии. Социология религии. Психология религии. Теократия. Секуляризм. Светское государство. Свобода совести. Религия.
Человечество — совокупность всех людей. Ввиду высокого уровня социального развития, антропологические различия между людьми дополняются культурными (в значительно большей степени, чем у других социальных животных). Человечество неразрывно связано с культурой, созданной на протяжении всего времени существования человечества и подвергающейся изменениям в ходе его развития. Население Земли — общее число людей, живущих на Земле. Шаблон:Земля. Категория:Человек разумный.
Философия — особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о наиболее общих характеристиках, предельно-обобщающих понятиях и фундаментальных принципах реальности (бытия) и познания, бытия человека, об отношении человека и мира. К задачам философии на протяжении её истории относились как изучение всеобщих законов развития мира и общества, так и изучение самого процесса познания и мышления, а также изучение нравственных категорий и ценностей. Философия фактически существует в виде множества различных философских учений, которые могут противостоять друг другу, но при этом и дополняют друг друга. Разделы и подразделы философии: 1. Метафизика — исследование первоначальной природы реальности, мира и бытия как такового. 2. Онтология — учение о бытии как таковом. 3. Эпистемология — вопросы знания и познания. 4. Логика — наука о формах, методах и законах интеллектуальной познавательной деятельности, формализуемых на логическом языке. 5. Этика —нравственность и мораль. 6. Аксиология — теория ценностей. 7. Эстетика — учение о сущности и формах прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни, об искусстве как особой форме общественного сознания. 8. История философии — исторические типы философии. 9. Философская антропология — учение о природе и сущности человека. 10. Философия права — исследование смысла права, его сущности и понятия, его оснований и места в мире, его ценности и значимости. 11. Социальная философия — вопрос о том, что есть общество и какое место занимает в нём человек. 12. Философия истории — вопросы об объективных закономерностях и духовно-нравственном смысле исторического процесса, о путях реализации человеческих сущностных сил в истории, о возможностях обретения общечеловеческого единства. 13. Философия сознания — природа сознания, а также соотношение сознания и физической реальности. 14. Философия культуры — раздел философии, рассматривающий культуру как целостность. 15. Философия науки — изучение понятия, границы и методологии науки. 16. Методология науки — учение о методах и процедурах научной деятельности. 17. Метафилософия — теория, исследующая функцию и предназначение философии, философия философии. 18. Философия религии — исследование религии. 19. Философия языка — выявление основополагающей роли языка и речи в познании и структурах сознания и знания. 20. Философия экономики — рассмотрение философских оснований экономической науки. 21. Политическая философия — изучение идей, относящиеся к политике, политическим ценностям, сущности политической действительности. Также: Праксеология. Сравнительная философия. Методология. Философия техники. Философия биологии. Философия медицины. Философия математики. Философия педагогики. Философия физики, и другие. Портал:Философия. Портал:Философия. Избранная личность. Шаблон:Разделы философии. Категория:Философия. Категория:Разделы философии. Категория:Философские направления и школы. Категория:Философские термины. Категория:Философские теории. Категория:Философия и общество. Категория:Философия по темам. Наука. Практическая философия. Мировоззрение. Мораль. Ценность.
- 1
- 2
- 3
- ...
- 11
- chevron_right