menu

Популяризация науки

Популяризация науки – здесь собраны термины, определения и комментарии специалистов к ним на данную тему.

Критическое мышление – система суждений, которая используется для анализа вещей с критической точки зрения и событий с формулированием обоснованных выводов и позволяет выносить обоснованные оценки, интерпретации, а также корректно применять полученные результаты к ситуациям и проблемам. В общем значении под критическим мышлением подразумевается мышление более высокого уровня, чем мышление докритическое. Критическое мышление — способность человека ставить под сомнение поступающую информацию, включая собственные убеждения. Существует мнение, что переход к критическому уровню мышления в том или ином сообществе — необходимая предпосылка для начала цивилизационного развития данного сообщества. Набор ключевых навыков, необходимых для критического мышления, включает в себя наблюдательность, способность к интерпретации, анализу, выведению заключений, способность давать оценки. Критическое мышление применяет логику, а также опирается на метазнание и широкие критерии интеллектуальности, такие как ясность, правдоподобие, точность, значимость, глубина, кругозор и справедливость. Творческое воображение, ценностные установки и в меньшей степени выраженная эмоциональность также являются составными частями критического мышления. Категория:Критическое мышление. Рациональность. Здравый смысл. Логика. Философское познание.

Научная фантастика — это книги о воображаемых мирах. Этот жанр заставляет писателей и читателей выходить за рамки собственной вселенной и чаще всего рассматривает вопросы о нравственности, войне или семейных ценностях. Лучшие научно-фантастические произведения дают также представление о последствиях инноваций, демонстрируя бесконечные возможности того, что может случиться, когда мы раздвинем границы науки. Социальная фантастика — жанр научно-фантастической литературы, в котором ведущую роль играют различные описания связи технического прогресса и социального устройства общества будущего, причудливые варианты влияния технологий на социум, близких к описанию технократии. Использование фантастических мотивов позволяет показать развитие общества в необычных, никогда не существовавших в реальности условиях. Распространёнными формами социальной фантастики являются утопия и антиутопия. Шаблон:Научная фантастика. Категория:Научная фантастика. Категория:Научно-фантастическая литература. Категория:Научно-фантастические фильмы.
Мировоззрение — система взглядов, оценок и образных представлений о мире и месте в нём человека, общее отношение человека к окружающей действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. Мировоззрение придаёт деятельности человека организованный, осмысленный и целенаправленный характер. Типы мировоззрения: выделяют обыденное мировоззрение, научное, философское, религиозное. С точки зрения исторического процесса выделяют следующие ведущие исторические типы мировоззрения: мифологическое, религиозное и философское. Философское мировоззрение определяется как системно-теоретическое. Основным отличием философского мировоззрения от мифологии является высокая роль разума: если миф опирается на эмоции и чувства, то философия — прежде всего на логику и доказательность. Мироощущение — отношение человека к природе и окружающей действительности, которое выражено в его различных настроениях, чувствах, действиях и поступках. Мироощущение выступает в качестве эмоционально-психологической основы мировоззрения, в то время как миропонимание является его познавательно-интеллектуальной стороной. Если используются наглядные представления, то в этом случае мироощущение становится мировосприятием. Категория:Мировоззрение. Категория:Эпистемология. Категория:Направления мысли. Категория:Научная картина мира. Картина мира. Научная картина мира. Взгляды. Критическое мышление. Эрудиция. Философское познание. Рациональность. Здравый смысл.

Наука — область человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности. Эта деятельность осуществляется путём сбора фактов, их регулярного обновления, систематизации и критического анализа. Научный метод — система категорий, ценностей, регулятивных принципов, методов обоснования, образцов и т. д., которыми руководствуется в своей деятельности научное сообщество. Науковедение — исследовательская отрасль, занимающаяся изучением науки, её структуры, динамики, взаимодействие и связь с различными социальными институтами, материальной и духовной жизнью. Так называемая «наука о науке». Философия науки — раздел философии, изучающий понятие, границы и методологию науки. Научная картина мира — множество научных теорий в совокупности, описывающих известный человеку мир, целостная система представлений об общих принципах и законах устройства мироздания. Популяризация науки — процесс распространения научных знаний в современной и доступной форме для широкого круга людей. Точные науки — отрасли науки, в которых изучают количественно точные закономерности и используются строгие методы проверки гипотез, основанные на воспроизводимых экспериментах и строгих логических рассуждениях. Классификация наук: 1.Формальные науки (основные: математика, логика, кибернетика, теоретическая информатика, теория информации, теория систем, теория принятия решений, статистика). 2.Общественные науки (основные: юриспруденция, экономика, психология, филология, лингвистика, риторика, социология, история, политология, педагогика, культурология, социальная география, антропология). 3.Гуманитарные науки (включают некоторые разделы философии, культурологию, религиоведение, филологию, лингвистику, литературоведение, искусствознание, педагогику, отчасти историю, психологию, антропологию, этнографию, когнитивистику). 4.Естественные науки (основные: физика, химия, биология, астрономия, география, геология. Затем на стыках этих наук появились геофизика, астрофизика, биофизика, биохимия, физическая химия, химическая физика, геохимия, метеорология, климатология и такие прикладные науки как агрохимия, экология, химическая технология, горная наука и другие). 5.Технические науки (примеры: архитектура, биотехнология, информатика, кораблестроение, космонавтика, материаловедение, механика, машиностроение, системотехника, химическая технология, электротехника, ядерная энергетика). Шаблон:Наука. Портал:Наука. Категория:Наука. Категория:Списки:Наука. Категория:Научный метод. Категория:Философия науки. Категория:Научная картина мира. Категория:Популяризация науки. Категория:Наука и общество. Категория:Формальные науки. Категория:Общественные науки. Категория:Гуманитарные науки. Категория:Естественные науки. Категория:Технические науки. Категория:Разделы наук. Категория:Научные издания. Методология науки. История науки. Эпистемология. Знание. Познание. Экономика знаний. Нерешённые проблемы науки.

Предрассудок — суждение, усвоенное некритически, без размышления. Это иррациональные компоненты (стереотипы) общественного и индивидуального сознания: суеверия и предубеждения. Предрассудком считаются взгляды и мнения, основанные на неточном или искаженном знании, чаще всего принимаемые на веру со слов других людей. Предрассудок отличается от рассудка, являющегося ступенью логического мышления, основанного на достоверных фактах, с учётом реальных условий, исключающего искажение действительности, и связывающего суждения и понятия последовательно, непротиворечиво и обоснованно. Предрассудок есть суждение, мнение, убеждение, не основанное на фактах и опыте, а усвоенное непосредственно из недостоверных источников и воспринимаемое самим субъектом как безусловная истина, не требующая подтверждений. Чаще всего, говоря о предрассудках, имеют в виду представления, разделяемые достаточно большим количеством людей. Появление предрассудков — следствие социальных условий и результат стремления человека упростить сложный мир. Одним из типичных механизмов формирования предрассудков является сохранение в социуме табу, ранее имевшего практический смысл, после того, как реальные основания для запрета уже перестали действовать.
Логика — раздел философии, нормативная наука о формах, методах и законах интеллектуальной познавательной деятельности, формализуемых на логическом языке. Поскольку это знание получено разумом, логика также определяется как наука о формах и законах мышления. Список логических символов. Категория:Логика.
Риторика — филологическая дисциплина, изучающая искусство речи, правила построения художественной речи, ораторское искусство, мировоззрение, красноречие. Категория:Риторика.

Популяризация науки — процесс распространения научных знаний в современной и доступной форме для широкого круга людей. Задачей популяризатора науки является превращение скучных для неспециалиста научных данных в интересную и понятную большинству информацию. Средства популяризации науки — источники научно-популярных знаний. Наиболее эффективным средством популяризации науки являются СМИ. Благодаря многомиллионным читателям, слушателям и зрителям, наука проникает в широкие массы людей. В Новое время популяризаторы стали использовать ещё одно средство — научно-популярную лекцию. Среди других средств популяризации одним из наиболее распространённых является научно-популярная литература: литературные произведения о науке, научных достижениях и об учёных, предназначенные для широкого круга читателей. Популяризатор науки — учёный или научный журналист, предоставляющий научную информацию в понятном и интересном виде обществу. Категория:Популяризация науки. Категория:Наука и общество. Категория:Популяризаторы науки. Категория:Научные издания.

Красноречие — умение говорить красиво, убедительно, умение заинтересовать человека своей речью, ораторские способности (природные или приобретённые). Термин в Викисловаре.
Заблуждение — представление, мысль или ход мысли, относительно которых хотя в сознании и существует уверенность, что они правильны, но которые не соответствуют «истине», фактическим обстоятельствам, предмету (материальное заблуждение) или противоречат логическим законам (формальное заблуждение). Источниками заблуждений могут быть: предубеждение, ограниченность умственных способностей, поспешность, недостаток энергии, сосредоточенности или устойчивости мышления; недостаточный познавательный материал; субъективные настроения, предрасположения, пристрастия; беспорядочные действия, пропуск источников ошибок, опрометчивые обобщения и т. д.
Когнитивное искажение — понятие когнитивной науки, означающее систематические отклонения в поведении, восприятии и мышлении, обусловленные субъективными убеждениями (предубеждениями) и стереотипами, социальными, моральными и эмоциональными причинами, сбоями в обработке и анализе информации, а также физическими ограничениями и особенностями строения человеческого мозга. Список когнитивных искажений. Категория:Когнитивные искажения.
Гуманитарные науки — науки, специализирующиеся на человеке и его жизнедеятельности в обществе. По объекту, предмету и методологии изучения часто отождествляются или пересекаются с общественными науками, противопоставляясь при этом естественным и формальным наукам. Включают: философию, культурологию, религиоведение, филологию, лингвистику, литературоведение, искусствознание, отчасти (во взаимодействии с социальными науками) историю, психологию, антропологию, этнографию и др. Гуманитарные науки учат: понимать и выражать себя; понимать других людей и общаться с ними; понимать другие культуры и эпохи; понимать цели человечества и ход истории; сознательно строить свою личность в творческом взаимодействии с другими индивидами и культурами. Первичной данностью всех дисциплин гуманитарных наук является речь и текст, а основным методом становится реконструкция смысла и герменевтическое исследование. Ключевая проблема гуманитарных наук — это проблема понимания. Цель гуманистики — самосознание и самотрансформация человека, причем не только индивидуума, но и всего человечества. Категория:Гуманитарные науки.

Общественные науки — науки об обществе. Основные: юриспруденция, экономика, психология, филология, лингвистика, риторика, социология, история, политология, педагогика, культурология, география, антропология. Обществознание — комплекс дисциплин, объектом исследования которых являются различные стороны жизни общества. Как учебный предмет оно включает в себя основы общественных наук (философии, социологии, социальной психологии, правоведения, экономики, политологии и др.) и сосредотачивается на специальных знаниях, необходимых для эффективного решения наиболее типичных проблем в социальной, экономической, политической, духовной сферах жизни. Характерной особенностью курса обществознания является то, что общественные науки рассматриваются в нём не в изолированном виде, а как тесно связанные между собой дисциплины, составляющие единое целое. Можно сказать, что если каждая отдельная наука предлагает свой фрагмент знаний об обществе и человеке и свою точку зрения на него, то обществознание позволяет сложить из этих фрагментов и позиций целостную и объемную картину социального мира. Категория:Общественные науки. Категория:Социология.

Оратор — тот, кто произносит речь, а также человек, обладающий даром красноречия или владеющий ораторским искусством. Ораторское искусство — искусство публичного выступления с целью убеждения. Это гармоничное сочетание риторики, приёмов актёрского мастерства (подача) и психологических техник.
Оратор-мотиватор (motivational speaker), или оратор-вдохновитель (inspirational speaker) — профессиональный оратор, выступления которого призваны мотивировать и воодушевлять аудиторию.
Изменение климата — колебания климата Земли в целом или отдельных её регионов с течением времени, выражающиеся в статистически достоверных отклонениях параметров погоды от многолетних значений за период времени от десятилетий до миллионов лет. Причиной изменения климата являются динамические процессы на Земле, внешние воздействия, такие как колебания интенсивности солнечного излучения, и, с недавних пор, деятельность человека. Изменения в современном климате (в сторону потепления) называют глобальным потеплением. Глобальное потепление — повышение средней температуры климатической системы Земли. Вероятная величина возможного роста температуры на протяжении XXI века на основе климатических моделей составит 0,3—1,7 °C для минимального сценария эмиссии; 2,6—4,8 °C для сценария максимальной эмиссии. Адаптация к глобальному изменению климата и глобальному потеплению — это приспособляемость естественных или антропогенных систем в ответ на реальные или ожидаемые климатические изменения, которая позволяет уменьшить собственную уязвимость и использовать благоприятные условия. Климатический скептицизм — недоверие к общепринятым научным представлениям о глобальном потеплении. Климатические скептики отвергают или подвергают сомнению научный консенсус об антропогенном изменении климата. Климатический скептицизм является распространённым общественным настроением во многих странах мира. Он препятствует политическим решениям, направленным на предотвращение глобального потепления. Категория:Изменение климата.
Просвещение — передача, распространение знаний и культуры, а также и система воспитательно-образовательных мероприятий и учреждений в каком-либо государстве. Категория:Просвещение.
Эпоха Просвещения — одна из ключевых эпох в истории европейской культуры, связанная с развитием научной, философской и общественной мысли. В основе этого интеллектуального движения лежали рационализм и свободомыслие. Категория:Эпоха Просвещения.
Формальные науки — совокупность наук, занимающихся исследованием формальных систем. К формальным наукам относятся: математика, логика, кибернетика, теоретическая информатика, теория информации, теория систем, теория принятия решений, статистика и др. Категория:Формальные науки.
Псевдонаука, лженаука — деятельность или учение, представляемые сторонниками как научные, но по сути таковыми не являющиеся. Другое распространённое определение псевдонауки — «мнимая или ложная наука; совокупность убеждений о мире, ошибочно рассматриваемая как основанная на научном методе или как имеющая статус современных научных истин».
spinner