menu

Эрудиция

Эрудиция – здесь собраны термины, определения и комментарии специалистов к ним на данную тему.

Знание — результат познания, который можно логически или фактически обосновать, и эмпирически или практически проверить. Согласно распространённой трактовке современной эпистемологии, знание это — реальное положению дел, обоснованное фактами и рациональными аргументами убеждение человека. Говоря о знании, чаще всего подразумевают отражение действительности в сознании человека. На получение знаний о структуре предметов и явлений, об их существенных взаимосвязях нацелена наука и её научный метод. Знание индивида (или группы индивидов) — это обладание информацией, позволяющей решить какую-либо задачу. Знание противоположно незнанию (отсутствию информации), но противопоставляется также и вере. В самом широком смысле слова, в философской интерпретации, знание — это образ реальности субъекта в форме понятий и представлений. Научное знание — система знаний о законах природы, общества, мышления. Научное знание является основной научной картиной мира, поскольку описывает законы его развития. Категория:Знание. Категория:Эпистемология. Категория:Инженерия знаний. Категория:Научные издания. Наука. Познание. Эпистемология.

Истина — философская гносеологическая характеристика мышления в его отношении к своему предмету. Мысль называется истинной (или истиной), если она соответствует предмету. В общей философии, общественно-гуманитарных и естественных, технических науках под истиной подразумевают соответствие положений некоторому критерию проверяемости: теоретической, эмпирической. В философии понятие истины совпадает с комплексом базовых концепций, позволяющих различить достоверное и недостоверное знание по степени его принципиальной возможности согласовываться с действительностью, по его логической противоречивости/непротиворечивости, по степени его соответствия априорным принципам. В логике, для которой значение истинности суждений и умозаключений является одним из преимущественных предметов изучения, критерием истинности выступает логическая правильность: относительная полнота формальных аксиоматических систем и абсолютное отсутствие в них противоречий. В разделах науки (физике, химии, истории, социологии и др.) категория истины обладает двойственной характеристикой. С одной стороны, истина есть в традиционном понимании цель научного познания, а с другой — это самостоятельная ценность, обеспечивающая принципиальную возможность научного знания совпадать с объективной реальностью, как минимум быть комплексом базовых решений теоретических и практических задач.

Грамматика как наука является разделом языкознания, который изучает грамматический строй языка, закономерности построения правильных осмысленных речевых отрезков на этом языке (словоформ, синтагм, предложений, текстов). Эти закономерности грамматика формулирует в виде общих грамматических правил. Морфология — раздел грамматики, основными объектами которого являются слова естественных языков, их значимые части и морфологические признаки. В задачи морфологии, таким образом, входит определение слова как особого языкового объекта и описание его внутренней структуры. Синтаксис — раздел лингвистики, в котором изучаются номинативные и коммуникативные языковые единицы: предложение и словосочетание. Фонетика — раздел лингвистики, изучающий звуки речи и звуковое строение языка (слоги, звукосочетания, закономерности соединения звуков в речевую цепочку), а также интонацию. Лингвистическая русистика — комплекс наук о русском языке. Категория:Грамматика. Категория:Грамматика русского языка. Морфология. Синтаксис. Словообразование. Словоизменение. Семантика

Критическое мышление – система суждений, которая используется для анализа вещей с критической точки зрения и событий с формулированием обоснованных выводов и позволяет выносить обоснованные оценки, интерпретации, а также корректно применять полученные результаты к ситуациям и проблемам. В общем значении под критическим мышлением подразумевается мышление более высокого уровня, чем мышление докритическое. Критическое мышление — способность человека ставить под сомнение поступающую информацию, включая собственные убеждения. Существует мнение, что переход к критическому уровню мышления в том или ином сообществе — необходимая предпосылка для начала цивилизационного развития данного сообщества. Набор ключевых навыков, необходимых для критического мышления, включает в себя наблюдательность, способность к интерпретации, анализу, выведению заключений, способность давать оценки. Критическое мышление применяет логику, а также опирается на метазнание и широкие критерии интеллектуальности, такие как ясность, правдоподобие, точность, значимость, глубина, кругозор и справедливость. Творческое воображение, ценностные установки и в меньшей степени выраженная эмоциональность также являются составными частями критического мышления. Категория:Критическое мышление. Рациональность. Здравый смысл. Логика. Философское познание.

Интеллект или Ум — качество психики, состоящее из способности приспосабливаться к новым ситуациям, способности к обучению и запоминанию на основе опыта, пониманию и применению абстрактных концепций и использованию своих знаний для управления окружающей средой. Общая способность к познанию и решению проблем, которая объединяет все познавательные способности: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение, а также внимание, волю и рефлексию. Интеллект можно условно разделить на подвижный интеллект — способность мыслить логически, анализировать и решать задачи, выходящие за пределы предыдущего опыта; и кристаллизовавшийся интеллект — накопленный опыт и способность использовать усвоенные знания и навыки. Интеллект (Викисловарь). Категория:Интеллект.

Языки мира. На Земле насчитывается 7117 языков на 2020 год. С развитием коммуникаций число живых языков сокращается со средней скоростью 1 язык в две недели. На 40 наиболее распространённых языках разговаривает примерно 2/3 населения Земли. Больше всего людей говорят на китайском, хинди, английском, испанском, арабском, русском и португальском. Значительно распространён и французский язык, однако число тех, кто считает его родным (первым), сравнительно невелико. Язы́к — сложная знаковая система, естественно или искусственно созданная и соотносящая понятийное содержание и типовое звучание (написание). Языки изучает лингвистика (языкознание). Знаковые системы — предмет изучения семиотики. Влияние структуры языка на человеческое мышление и поведение изучается психолингвистикой. Языкова́я система́тика — вспомогательная дисциплина, помогающая упорядочивать изучаемые лингвистикой объекты — языки, диалекты и группы языков. Результат такого упорядочивания также называется систематикой языков. Языки в Интернете. Вопрос о популярности тех или иных языков в современном Интернете остаётся дискуссионным и часто зависит от заданных параметров. Статистический подсчёт осложняется также растущим многоязычием сайтов и даже страниц. В пятерку самых популярных языков Интернета в настоящее время входят английский, русский, японский, немецкий и испанский языки. Междунаро́дный язы́к — язык, использующийся для коммуникации значительным количеством людей по всему миру. Для обозначения этого понятия также используется термин язык мирового значения. В современном мире выделяется от 7 до 10 международных языков. Граница между международными языками и языками межнационального общения является размытой. Английский, арабский, испанский, китайский, русский и французский являются официальными языками ООН. Список языков мирового значения. Список языков по количеству носителей. Шаблон:Язык и языки. Категория:Языки. Категория:ЛингвистикаГрамматика. Семантика.

Эукариоты, или ядерные — домен (надцарство) живых организмов, клетки которых содержат ядро. Все организмы, кроме прокариот (бактерий и архей), являются ядерными. Вирусы и вироиды также не являются ни прокариотами, ни эукариотами; более того, сам вопрос, считать ли их живыми организмами, является дискуссионным. Животные, растения, грибы, а также группы организмов под общим названием протисты — все являются эукариотическими организмами. Животные — традиционно выделяемая категория организмов, в настоящее время рассматривается в качестве биологического царства. Животные являются основным объектом изучения зоологии. Растения — биологическое царство, одна из основных групп многоклеточных организмов. Являются объектом исследования науки ботаники. Грибы — царство живой природы, объединяющее эукариотические организмы, сочетающие в себе некоторые признаки как растений, так и животных. Грибы изучает наука микология, которая считается разделом ботаники, поскольку ранее грибы относили к царству растений. Протисты — парафилетическая группа, к которой относят все эукариотические организмы, не входящие в состав животных, грибов и растений. Традиционно протистов подразделяют на простейших (Protozoa), водоросли (Algae) и грибоподобные организмы; все эти группы имеют полифилетическую природу и не используются в качестве таксонов. Прокариоты, или доядерные — одноклеточные живые организмы, не обладающие (в отличие от эукариот) оформленным клеточным ядром и другими внутренними мембранными органоидами. Археи — домен живых организмов (по трёхдоменной системе Карла Вёзе наряду с бактериями и эукариотами). Археи представляют собой одноклеточные микроорганизмы, не имеющие ядра, а также каких-либо мембранных органелл. Бактерии — домен (надцарство) прокариотных (безъядерных) микроорганизмов, чаще всего одноклеточных. К настоящему времени описано около десяти тысяч видов бактерий и предполагается, что их существует свыше миллиона. Вирус — неклеточный инфекционный агент, который может воспроизводиться только внутри живых клеток. Вирусы поражают все типы организмов, от растений и животных до бактерий и архей (вирусы бактерий обычно называют бактериофагами). Хронология эволюции. Категория:Эукариоты. Категория:Прокароиты. Категория:Вирусы. Жизнь.

Философия — особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о наиболее общих характеристиках, предельно-обобщающих понятиях и фундаментальных принципах реальности (бытия) и познания, бытия человека, об отношении человека и мира. К задачам философии на протяжении её истории относились как изучение всеобщих законов развития мира и общества, так и изучение самого процесса познания и мышления, а также изучение нравственных категорий и ценностей. Философия фактически существует в виде множества различных философских учений, которые могут противостоять друг другу, но при этом и дополняют друг друга. Разделы и подразделы философии: 1. Метафизика — исследование первоначальной природы реальности, мира и бытия как такового. 2. Онтология  — учение о бытии как таковом. 3. Эпистемология — вопросы знания и познания. 4. Логика — наука о формах, методах и законах интеллектуальной познавательной деятельности, формализуемых на логическом языке. 5. Этика —нравственность и мораль. 6. Аксиология — теория ценностей. 7. Эстетика — учение о сущности и формах прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни, об искусстве как особой форме общественного сознания. 8. История философии — исторические типы философии. 9. Философская антропология — учение о природе и сущности человека. 10. Философия права — исследование смысла права, его сущности и понятия, его оснований и места в мире, его ценности и значимости. 11. Социальная философия — вопрос о том, что есть общество и какое место занимает в нём человек. 12. Философия истории — вопросы об объективных закономерностях и духовно-нравственном смысле исторического процесса, о путях реализации человеческих сущностных сил в истории, о возможностях обретения общечеловеческого единства. 13. Философия сознания — природа сознания, а также соотношение сознания и физической реальности. 14. Философия культуры — раздел философии, рассматривающий культуру как целостность. 15. Философия науки — изучение понятия, границы и методологии науки. 16. Методология науки — учение о методах и процедурах научной деятельности. 17. Метафилософия — теория, исследующая функцию и предназначение философии, философия философии. 18. Философия религии — исследование религии. 19. Философия языка — выявление основополагающей роли языка и речи в познании и структурах сознания и знания. 20. Философия экономики — рассмотрение философских оснований экономической науки. 21. Политическая философия — изучение идей, относящиеся к политике, политическим ценностям, сущности политической действительности. Также: Праксеология. Сравнительная философия. Методология. Философия техники. Философия биологии. Философия медицины. Философия математики. Философия педагогики. Философия физики, и другие. Портал:Философия. Портал:Философия. Избранная личность. Шаблон:Разделы философии. Категория:Философия. Категория:Разделы философии. Категория:Философские направления и школы. Категория:Философские термины. Категория:Философские теории. Категория:Философия и общество. Категория:Философия по темам. Наука. Практическая философия. Мировоззрение. Мораль. Ценность.

Эрудиция — всесторонняя образованность, широкие познания во многих областях. Эрудиция — глубина, блеск и широта, которая возникает в результате образования и систематического чтения и осмысления литературных и не только литературных источников. Человек-эрудит имеет дополнительные знания в более обширной области информации, имеет более глубокие и тесные отношения с литературой по предмету и более широкий интеллектуальный горизонт. Эрудиция имеет отношение к образованному человеку. Однако это не одно и то же. Человек-эрудит обязательно образован, но образованный человек — не обязательно эрудит. Критическое различие в том, что человек-эрудит стремится преодолеть свою грубость и необразованность, в то время как просто образованный человек не видит в этом особенного достоинства. Человек-эрудит вникает в конкретные темы непосредственно через книги и исследование, а не из курсов обучения предмету.
Философ — профессиональный мыслитель, занимающийся разработкой вопросов мировоззрения. Философом также может называться человек, принадлежащий к определённой философской школе, разделяющий её идеи или живущий в соответствии с этими идеями. Согласно Канту, основной смысл философии состоит в её гуманистическом признании, — философ есть человек, одушевлённый бескомпромиссным сознанием своей абсолютной ответственности перед самим собой и тем самым перед всем человечеством. Мыслитель — человек, наделённый способностью глубокого, философского мышления, философ. Мудрец — мудрый человек, мыслитель, человек большого ума. В Древней Греции различали «мудрецов» и «любителей мудрости» — философов, исторически поколение «мудрецов» сменилось поколениями «философов». Мировоззрение. Философское познание. Мышление.
Мировоззрение — система взглядов, оценок и образных представлений о мире и месте в нём человека, общее отношение человека к окружающей действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. Мировоззрение придаёт деятельности человека организованный, осмысленный и целенаправленный характер. Типы мировоззрения: выделяют обыденное мировоззрение, научное, философское, религиозное. С точки зрения исторического процесса выделяют следующие ведущие исторические типы мировоззрения: мифологическое, религиозное и философское. Философское мировоззрение определяется как системно-теоретическое. Основным отличием философского мировоззрения от мифологии является высокая роль разума: если миф опирается на эмоции и чувства, то философия — прежде всего на логику и доказательность. Мироощущение — отношение человека к природе и окружающей действительности, которое выражено в его различных настроениях, чувствах, действиях и поступках. Мироощущение выступает в качестве эмоционально-психологической основы мировоззрения, в то время как миропонимание является его познавательно-интеллектуальной стороной. Если используются наглядные представления, то в этом случае мироощущение становится мировосприятием. Категория:Мировоззрение. Категория:Эпистемология. Категория:Направления мысли. Категория:Научная картина мира. Картина мира. Научная картина мира. Взгляды. Критическое мышление. Эрудиция. Философское познание. Рациональность. Здравый смысл.
Картина мира — совокупность основанных на мироощущении, мировосприятии, миропонимании и мировоззрении, целостных и систематизированных представлений, знаний и мнений человеческих общностей и отдельного человека (мыслящего субъекта) о мире (Земле) и мироздании (Вселенной, Мультивселенной), а также о познавательных и творческих возможностях, смысле жизни и месте человека в нём. В любой картине мира преобладающими являются те идеи (обыденного, религиозного, философского, научного и эстетического сознания), которые соответствуют ценностным представлениям и смыслу жизни отдельного человека.
Предрассудок — суждение, усвоенное некритически, без размышления. Это иррациональные компоненты (стереотипы) общественного и индивидуального сознания: суеверия и предубеждения. Предрассудком считаются взгляды и мнения, основанные на неточном или искаженном знании, чаще всего принимаемые на веру со слов других людей. Предрассудок отличается от рассудка, являющегося ступенью логического мышления, основанного на достоверных фактах, с учётом реальных условий, исключающего искажение действительности, и связывающего суждения и понятия последовательно, непротиворечиво и обоснованно. Предрассудок есть суждение, мнение, убеждение, не основанное на фактах и опыте, а усвоенное непосредственно из недостоверных источников и воспринимаемое самим субъектом как безусловная истина, не требующая подтверждений. Чаще всего, говоря о предрассудках, имеют в виду представления, разделяемые достаточно большим количеством людей. Появление предрассудков — следствие социальных условий и результат стремления человека упростить сложный мир. Одним из типичных механизмов формирования предрассудков является сохранение в социуме табу, ранее имевшего практический смысл, после того, как реальные основания для запрета уже перестали действовать.
Психологические явления (Категория:). Все психические явления по их длительности можно разделить на 3 группы: I. Психические процессы. II. Психические состояния. III. Психические свойства. I. Психические процессы — одна из групп психических явлений, объединяемых по функциональному назначению в целостной структуре психики. Виды психических процессов: 1. Познавательные: Ощущение, Восприятие, Представление, Воображение, Память, Мышление, Внимание, Речь, Рефлексия. 2. Эмоциональные: Эмоции, Чувства, Аффекты, Стресс. 3. Волевые: Борьба мотивов, Принятие решения, Постановка цели. II. Психическое состояние — один из возможных режимов жизнедеятельности человека, на физиологическом уровне отличающийся определёнными энергетическими характеристиками, а на психологическом уровне — системой психологических фильтров, обеспечивающих специфическое восприятие окружающего мира. Примеры: Бессознательное состояниеВысшие состояния сознанияДежавюДуховный кризисКогнитивный диссонансКризис среднего возрастаКультурный шокМонотонияОдиночествоПереходный возрастПессимизмПоток (психология)ПотребностьПсихическое пресыщениеПсихологическая травмаРабочий стрессРастерянностьСомнениеСтраданиеСтрессСтрессорУверенностьУжасЭкзальтацияЭкзистенциальный кризис. III. Психические свойства - это наиболее устойчивые психические явления, закрепленные в структуре личности и определяющие постоянные способы взаимодействия человека с миром. Основные: Мотивация, Способности, Темперамент, Характер. Шаблон:Психология. Категория:Психологические явления. Категория:Психические процессы. Категория:Психические состояния.
Логика — раздел философии, нормативная наука о формах, методах и законах интеллектуальной познавательной деятельности, формализуемых на логическом языке. Поскольку это знание получено разумом, логика также определяется как наука о формах и законах мышления. Список логических символов. Категория:Логика.
Мышление — это познавательная деятельность человека. Оно является опосредованным и обобщённым способом отражения действительности. Результатом мышления является мысль (понятие, смысл, идея). Мышление противопоставляют «низшим» способам освоения мира в форме ощущения или восприятия, которые свойственны в том числе и животным. Операции мышления: Анализ — разделение предмета/явления на составляющие компоненты (может быть мысленный и ручной). Синтез — объединение разделённых анализом с выявлением при этом существенных связей. Сравнение — сопоставление предметов и явлений, при этом обнаруживаются их сходства и различия. Классификация — группировка предметов по признакам. Обобщение — объединение предметов по общим существенным признакам. Конкретизация — выделение частного из общего. Абстрагирование — выделение какой-либо одной стороны, аспекта предмета или явления с игнорированием других (Анализ и синтез являются основными операциями мышления, на основе которых выстраиваются иные типологические единицы). Категория:Мышление. Понимание. Термин.
Заблуждение — представление, мысль или ход мысли, относительно которых хотя в сознании и существует уверенность, что они правильны, но которые не соответствуют «истине», фактическим обстоятельствам, предмету (материальное заблуждение) или противоречат логическим законам (формальное заблуждение). Источниками заблуждений могут быть: предубеждение, ограниченность умственных способностей, поспешность, недостаток энергии, сосредоточенности или устойчивости мышления; недостаточный познавательный материал; субъективные настроения, предрасположения, пристрастия; беспорядочные действия, пропуск источников ошибок, опрометчивые обобщения и т. д.
Когнитивное искажение — понятие когнитивной науки, означающее систематические отклонения в поведении, восприятии и мышлении, обусловленные субъективными убеждениями (предубеждениями) и стереотипами, социальными, моральными и эмоциональными причинами, сбоями в обработке и анализе информации, а также физическими ограничениями и особенностями строения человеческого мозга. Список когнитивных искажений. Категория:Когнитивные искажения.

Словообразование (деривация) — образование новых слов (дериватов) от однокоренных слов и возникшее в результате этого формально-семантическое соотношение между дериватом и его производящим словом. Словосложе́ние — способ словообразования, когда два или более полных слова (или основы) объединяются в единый комплекс, так называемое сложное слово. Словослияние (или словостяжение) — способ словообразования, разновидность такого способа, как «сокращение». Аффикса́ция — способ образования слов с помощью аффиксов, т.е. присоединение аффиксов к корню или основе слова. Присоединение приставок к корням и основам слова называется префиксацией. Слово — одна из основных структурных единиц языка, которая служит для именования предметов, их качеств и характеристик, их взаимодействий, а также именования мнимых и отвлечённых понятий, создаваемых человеческим воображением. Сложное слово — слово, имеющее в своём составе два (и более) корня. Категория:Словообразование. Категория:Морфология (лингвистика). Словоизменение.

Талант — высокий уровень одаренности, природный талант человека к определенному виду деятельности, выдающиеся природные способности человека к деятельности в какой-либо области и умения, которые развиваются с приобретением навыков и опыта. Талант обусловливает высокий уровень развития специальных способностей, которые дают человеку возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнить определенную сложную деятельность. Такая совокупность способностей позволяет получить продукт деятельности, отличающийся новизной, высоким уровнем совершенства и общественной значимости. Термин в Викисловаре.
spinner