menu

Ценности и Цели

Ценности и Цели – здесь собраны термины, определения и комментарии специалистов к ним на данную тему.

Комментарии специалистов

#1240

19 секретов удивительной жизни от Тони Роббинса: 1. Чем выше уровень энергии, тем результативнее ваше тело. Чем результативнее ваше тело, тем лучше вы себя чувствуете и тем больше вы будете использовать свои таланты для достижения высших результатов. 2. Проблем нет только у тех, кто на кладбище. 3. Единственной нашей проблемой является то, что мы убеждены, что проблем у нас быть не должно! Проблемы нас закаляют, смотрите им в глаза и решайте их прямо сейчас. 4. Преодоление сложностей – испытание, формирующее характер. 5. Ошибок не существует. Существуют только результаты. Если вы начали что-то делать, но не получилось, это не ошибка. Это прогресс. Это часть учебного процесса. 6. Если вы благодарны, страх исчезает и приходит удовольствие. 7. Ваш сегодняшний доход – результат ваших личных стандартов, а не индустрии или экономики. 8. Живите с благодарностью. 9. Начните жить, как будто ваши молитвы уже услышаны. 10. Дело не в том, что мы получаем. Дело в том, кем мы становимся, что привносим… это наполняет наши жизни смыслом. 11. Жизнь – подарок, предлагающий привилегии, возможности, ответственность в ответ на наш рост. 12. Смените ожидание на благодарность и ваш мир изменится. 13. Требуй от себя большего, чем кто-либо может ожидать. 14. Не будет величия без желания быть великим, не важно, атлет вы или актер, научный работник или отец, а может бизнесмен. 15. Живите страстно! Каждый момент живите со страстью, радостью, любовью и благодарностью. 16. Все умирают. Но не все живут. Именно сейчас остановитесь и задумайтесь над своей жизнью. Проживаете ли вы ее во весь свой потенциал? Вы занимаетесь тем, чем хотите? Мы в этом мире не просто так, мы здесь не для того, чтобы целую неделю ждать выходных. Мы для того, чтобы проживать страстно каждый день, с благодарностью и познанием. 17. Мы будем всегда действовать с точки зрения того, кем мы на самом деле являемся. 18. Зачем жить обычно, если можно делать что-то необычное. 19. Живите полной жизнью пока вы здесь. Пробуйте все. Берегите себя и своих друзей. Веселитесь, сходите с ума, будьте причудливыми. Гуляйте и попадайте в передряги! Все равно это случится, так почему бы не получить удовольствие. Учитесь на своих ошибках: не пытайтесь быть идеальными; будьте просто человеком. Жизнь нужно воспринимать как прекрасный подарок и быть благодарным за то, что вы живете на этой планете. Будьте лучшей версией самого себя и любите себя. Как же прекрасен этот мир!

Культура — человеческая деятельность в её самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком и социумом в целом навыков и умений. Культура представляет собой совокупность устойчивых форм человеческой деятельности, без которых она не может воспроизводиться, а значит — существовать. Культура — это набор правил, которые предписывают человеку определённое поведение с присущими ему переживаниями и мыслями, оказывая на него, тем самым, управленческое воздействие. Источником происхождения культуры мыслится человеческая деятельность, познание и творчество. Культура – это все что создано человеком, то есть не является природой. Культура как вид деятельности всегда имеет результат. В зависимости от того, какой характер имеет этот результат (относится к материальным ценностям или к духовным), культуру различают на материальную и духовную. Категория:Культура.
Добродетель — положительное нравственное свойство характера определённого человека, определяемое его волей и поступками; постоянное деятельное направление воли к исполнению нравственного закона. Сегодня известны несколько вариантов наборов добродетелей, при обобщении которых можно составить их примерный перечень: Бережливость, Благодарность, Благоразумие, Великодушие, Мудрость, Самоотверженность, Мужество, Стойкость, Терпение, Усердие, Трудолюбие, Самодисциплина, Умеренность, Справедливость, Честность, Чувство долга, Щедрость. Категория:Добродетели.
Самосознание — сознание субъектом самого себя в отличие от иного — других субъектов и мира вообще; это сознание человеком своего взаимодействия с объективным миром и миром субъективным (психикой), своих жизненно важных потребностей, мыслей, чувств, мотивов, инстинктов, переживаний, действий. Этапы развития: открытие «Я» происходит в возрасте 1 года; к двум — трём годам человек начинает отделять результат своих действий от действий других и чётко сознаёт себя как деятеля; к семи годам формируется способность оценивать себя (самооценка); подростковый и юношеский возраст — этап активного самопознания, поиска себя, своего стиля. Компоненты: сознание своей тождественности; сознание своего собственного «Я» как активного, деятельного начала; сознание своих психических свойств и качеств; определенная система социально-нравственных самооценок. Структура: осознание близких и отдаленных целей мотивов своего «Я» («Я как действующий субъект»); осознание своих реальных и желаемых качеств («Реальное Я» и «Идеальное Я»); познавательные, когнитивные представления о себе («Я как наблюдаемый объект»); эмоциональное, чувственное представление о себе. Функции: самопознание — получение информации о себе; эмоционально-ценностное отношение к себе; саморегуляция поведения.
Цель — идеальный или реальный предмет сознательного или бессознательного стремления субъекта; конечный результат, на который преднамеренно направлен процесс; «доведение возможности до её полного завершения»; осознанный образ предвосхищаемого результата. Возникновение цели называют постановкой. Цель (психология) — субъективный образ конечного результата, регулирующий ход деятельности. Цель может существовать в форме знания, представления или даже восприятия (при копировании картины, например). В психологической теории деятельности цель по отношению к мотиву выступает как его конкретизированная, наглядная форма. Целеполагание — процесс выбора одной или нескольких целей с установлением параметров допустимых отклонений для управления процессом осуществления идеи. Часто понимается как практическое осмысление своей деятельности человеком с точки зрения формирования (постановки) целей и их реализации (достижения) наиболее экономичными (рентабельными) средствами, как эффективное управление временным ресурсом, обусловленным деятельностью человека. Планирование — оптимальное распределение ресурсов для достижения поставленных целей, деятельность (совокупность процессов), связанная с постановкой целей (задач) и действий в будущем. С точки зрения математики, планирование — это функция, одним из аргументов которой является время. План — ряд предварительно обдуманных действий, мероприятий, объединённых последовательно для достижения цели с возможными сроками выполнения.
Будущее — гипотетическая часть линии времени, множество событий, которые ещё не произошли, но могут произойти. Будущее всегда занимало особое место в философии и в человеческом разуме вообще. Будущее (Викисловарь). Категория:Будущее.
Настойчивость — настойчивый: упорный, твёрдый в достижении какой-либо цели. Упорство — упорный: способный прикладывать настойчивые, продолжительные усилия ради достижения поставленной цели.
Ценность — важность, значимость, польза, полезность чего-либо. Внешне ценность выступает как свойство предмета или явления. Однако значимость и полезность присущи им не от природы, не просто в силу внутренней структуры объекта самого по себе, а являются субъективными оценками конкретных свойств, которые вовлечены в сферу общественного бытия человека, человек в них заинтересован или испытывает потребность. Система ценностей играет роль повседневных ориентиров в предметной и социальной действительности человека, обозначений его различных практических отношений к окружающим предметам и явлениям. Например, стакан, будучи инструментом для питья, проявляет это своё полезное свойство как потребительная стоимость, материальное благо. Являясь продуктом труда и предметом товарного обмена, стакан выступает как экономическая ценность, стоимость. Если стакан представляет собой предмет искусства, он наделяется ещё и эстетической ценностью, красотой. Употребляется в нескольких смыслах: 1. Ценность — как характеристика предмета или явления, обозначающая признание его значимости. Разделяют «Материальные ценности» и «Духовные ценности». Известно понятие «Вечные ценности». 2. Ценность — в философии — указание на личностную, социально-культурную значимость определённых объектов и явлений. 3. Ценность — в экономике — используется как синоним понятия «потребительная стоимость», то есть значимость, полезность предмета для потребителя. 4. Философское понятие «Система ценностей» подразумевает под ценностями то, что индивидуум ценит в окружающем его социуме. Духовные ценности: 1. Совокупность культурных ценностей, отличных от материальных ценностей. 2. Систему религиозных, этических и эстетических ценностей отдельного человека или всего общества (отвага, самопожертвование, любовь к ближнему, к природе, к Родине). Категория:Аксиология. Система ценностей. Культурные ценности. Идеал. Аксиология.
Этикафилософская дисциплина, предметами исследования которой являются нравственность и мораль. Первоначально смыслом слова этос было совместное жилище и правила, порождённые совместным проживанием, нормы, сплачивающие общество, способствующие преодолению индивидуализма и агрессивности. По мере развития общества к этому смыслу добавляется изучение совести, добра и зла, сочувствия, дружбы, смысла жизни, самопожертвования и так далее. Выработанные этикой понятиямилосердие, справедливость, дружба, солидарность и другие, направляют моральное развитие социальных институтов и отношений. Основные проблемы этики: критерий добра и зла, добродетели и пороков; смысл жизни и назначения человека; свобода воли; долг, его совмещение с естественным желанием счастья. Термин «этика» иногда употребляется также для обозначения системы моральных и нравственных норм определённой социальной группы. Являясь практической, нравственной философией, описывающей правильное и достойное поведение, этика в то же время является системой знаний о природе и происхождении морали. Это определяет наличие двух основных её функций — нравственно-воспитательной и познавательно-просветительской, поэтому в этике можно выделить две области — нормативную этику, направленную на жизнеучение и теоретическую этику, познающую мораль. Категория:Этика. Категория:Этические теории. Категория:Понятия этики. Нормативная этика. Прикладная этика. Мораль. Нормы морали. Моральное самосознание. Нравственность. Нравы. Социальное поведение. Социальные нормы.
Мораль — принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений. Мораль изучает отдельная философская дисциплина — этика. Мораль и этика часто используются как синонимы, однако мораль в большей степени обозначает взгляды, основанные на практике или обучении тому, как человеку вести себя в личных отношениях или в обществе, в то время как этика в большей мере относится к системе принципов, или к философии и их теоретическому обоснованию. В дескриптивном смысле «мораль» обозначает личные или общественные ценности, кодекс поведения или общественные нравы. Она не даёт объективных суждений о хорошем и плохом, но только описывает то, что считается хорошим или плохим. Дескриптивная этика — ветвь философии, которая изучает мораль с этой точки зрения. В нормативном смысле «мораль» претендует на описание того, что действительно хорошо или плохо (если такое существует), что может быть ценным независимо от ценностей или нравов каких-то конкретных людей или культур. Ветвь философии, относящаяся к морали с этих позиций, называется нормативной этикой. Категория:Мораль. Категория:Моральные качества. Категория:Кодексы поведения. Категория:Понятия этики. Нормы морали. Моральное самосознание. Этика. Нормативная этика. Прикладная этика. Нравственность. Нравы. Социальное поведение. Социальные нормы.

Смысл жизни, смысл бытия — философская и духовная проблема, имеющая отношение к определению конечной цели существования, предназначения человечества, человека как биологического вида, а также человека как индивидуума, одно из основных мировоззренческих понятий, имеющее огромное значение для становления духовно-нравственного облика личности. Вопрос о смысле жизни также может пониматься как субъективная оценка прожитой жизни и соответствия достигнутых результатов первоначальным намерениям, как понимание человеком содержания и направленности своей жизни, своего места в мире, как проблема воздействия человека на окружающую действительность и постановки человеком целей, выходящих за рамки его жизни. В этом случае подразумевается необходимость найти ответ на вопросы: «В чём состоят жизненные ценности?», «Что является целью жизни?» (либо наиболее общей целью жизни человека как такового), «Зачем (для чего) жить?». Понятие смысла жизни имеется в любой развитой мировоззренческой системе, оправдывая и истолковывая свойственные этой системе моральные нормы и ценности, демонстрируя цели, оправдывающие предписываемую ими деятельность. Подвергая теоретическому анализу представления массового сознания о смысле жизни, многие философы исходили из признания некой неизменной «человеческой природы», конструируя на этой основе некий идеал человека, в достижении которого и усматривался смысл жизни, основное назначение человеческой деятельности. Научный подход: 1. С точки зрения системного анализа все цели, рассматриваемые как смысл жизни, образуют множество всех возможных целей. Эти цели можно сравнивать между собой, что даёт нам возможность ранжировать все цели в последовательность. Цель, которая будет иметь наибольший вес, может претендовать на звание истинного смысла жизни. На практике результатом такого моделирования является теория о том, что смысл жизни заключается в замедлении скорости роста энтропии. То есть если с ростом энтропии во Вселенной рано или поздно исчезнет жизнь, то смыслом являются действия по отсрочке этого момента или, как утопия, полное предотвращение исчезновения жизни. 2. Социологические опросы. Согласно опросу общественного мнения, подавляющее большинство россиян называли следующие цели в жизни: создание хорошей семьи (94%); воспитание детей и обеспечение их будущего (95%); поддержание и улучшение здоровья (95%); жить в согласии с совестью (90%); иметь хороших друзей (89%). 3. Ряд новейших исследований показал: люди, старающиеся жить со смыслом, чаще сохраняют живость ума в старости, здоровее психически и даже живут дольше, чем те, чья цель — получение удовольствий. Категория:Гуманистическая психология. Категория:Философская антропология. Категория:Понятия этики. Категория:Нерешённые проблемы философии. Смысл. Ценность. Система ценностей. Пирамида потребностей. Самореализация. Счаcтье. Икигаи.

Идеал — высшая ценность, наилучшее, завершенное состояние того или иного явления — образец личных качеств, способностей; высшая норма нравственной личности (личностный идеал); высшая степень нравственного представления о благом и должном (аксиологический идеал); совершенство в отношениях между людьми (этический идеал); наиболее совершенное устройство общества (социальный идеал).
Достижение — попадание в определённое место, переход к определённому статусу, возрасту или качеству, воплощение определённого плана. Успех — достижение поставленных целей в задуманном деле, положительный результат чего-либо, общественное признание чего-либо или кого-либо. Достигать. Добиваться. Реализовать. Осуществлять. Воплощать. Цель. Задача. Выполнение.

Самореализация — реализация потенциала личности, осуществление своего человеческого назначения, призвания. Аристотель писал, что счастье достижимо через реализацию своих потенциальных возможностей. В новое время о самореализации как высшей ценности общества начал говорить Карл Маркс, который вслед за Фейербахом утверждал: «Человек — высшее существо для человека». Проблематику самореализации в ХХ веке активно разрабатывал американский психолог А. Маслоу. Маслоу считал, что потребность в самореализации является последней по очерёдности из потребностей человека, в соответствии с «пирамидой потребностей». Самоактуализация — стремление человека к наиболее полному выявлению и развитию своих личностных возможностей. Понятие «самоактуализация» имеет два основных значения. Первое: его можно применить в рамках мотивации, т.е. как мотив для наибольшей реализации личностных возможностей. Второе: это финальный период становления личности (согласно теории личности А. Маслоу). По мнению А. Маслоу, самоактуализация – это стремление стать всем тем, что возможно; желание в самосовершенствовании, саморазвитии, в воплощении в жизнь своего потенциала. Такой маршрут нелегок, его сопровождает чувство страха и тревоги в связи с неизвестностью и ответственностью, но он ведет к насыщенной, наполненной, внутренне богатой жизни. По мнению К. Роджерса, самоактуализация – это та великая движимая сила, которая заставляет человека постоянно развиваться. Самосовершенствование — сознательное развитие в себе каких-либо положительных качеств, способностей, умений. Саморазвитие — развитие собственными силами, без содействия каких-либо внешних сил; умственное или физическое развитие человека путём самостоятельных занятий, упражнений. Категория:Гуманистическая психология. Самоактуализация. Эвдемонизм. Гуманистическая психология.

Миссия организации – это основная, генеральная цель, цель и смысл существования организации. Миссия организации - роль, которую отводит себе организация в обществе. Ради чего для людей организовывался и функционирует, то самое большое и главное, уникальное, что она может и хочет дать людям. Миссия может быть сформулирована как в виде одной фразы, так и в виде многостраничного программного заявления. Перейти от общей формулировки миссии к конкретным планам работы помогает определение конкретных целей организации. Установление целей переводит стратегическое видение и направление развития компании в конкретные задачи. В любой крупной организации складывается иерархия целей (стратегические, долгосрочные, краткосрочные и т.д.). Цели более высокого уровня всегда носят более широкий характер и имеют более долгосрочный интервал достижения. Цели более низкого уровня выступают своего рода средствами для достижения целей более высокого уровня. Видение — образ организации в будущем, которое может включать в себя способ достижения этого результата. Если миссия формулируется в общих словах, то видение должно быть предельно конкретно. Например, «стать первой компанией в отрасли» — это видение, но не миссия. Принципиальная разница между миссией и видением заключается в том, что миссия раскрывает образ действия, показывает, каким образом достигаются те или иные цели или видение. Видение же, в свою очередь — это картинка будущего, то каким идеальным представляется положения дел к которому стремится компания. Видение скорее подвержено изменению, так как со временем появляются новые идеалы и новые представления. Миссия же сравнительно постоянный элемент, хотя также может быть скорректирован с учетом изменения различных факторов. Цель.
Самоактуализация — стремление человека к наиболее полному выявлению и развитию своих личностных возможностей. В психологии и педагогике гуманистического направления утверждается, что только с помощью самоактуализации человеку возможно реализовать себя, обрести смысл своего существования, стать тем, кем он способен стать, «а не тем, кем ему навязывают быть окружающие». Понятие «самоактуализация» имеет два основных значения. Первое: его можно применить в рамках мотивации, т.е. как мотив для наибольшей реализации личностных возможностей. Второе: это финальный период становления личности (согласно теории личности А. Маслоу). По мнению А. Маслоу, самоактуализация – это стремление стать всем тем, что возможно; желание в самосовершенствовании, саморазвитии, в воплощении в жизнь своего потенциала. Такой маршрут нелегок, его сопровождает чувство страха и тревоги в связи с неизвестностью и ответственностью, но он ведет к насыщенной, наполненной, внутренне богатой жизни. По мнению К. Роджерса, самоактуализация – это та великая движимая сила, которая заставляет человека постоянно развиваться. Категория:Гуманистическая психология. Самоактуализация. Эвдемонизм. Гуманистическая психология.

Икигаи (яп. икигаи, «смысл жизни») — японское понятие, означающее ощущение собственного предназначения в жизни; икигаи может представлять собой хобби, профессию или семью. Икигаи — философия, помогающая находить удовлетворение, радость и осознанность во всех делах каждый день и способствующая долголетию. Благодаря икигаи человек учится приводить в порядок мысли, замечать красоту окружающего мира и радоваться мелочам, обретает гармонию и душевный покой. Понятие «смысла жизни» появилось в европейской экзистенциальной психологии только в XIX веке (у Кьеркегора), а «икигаи» присутствует в японском языке как минимум с XIV века. Исследователи связывают «икигаи» с понятием «здоровой страсти» в позитивной психологии. Вероятно влияние наличия икигаи на функционирование префронтальной коры головного мозга. Его присутствие статистически достоверно коррелирует с более низким уровнем стресса, а также с ощущением себя здоровым. В нескольких исследованиях было выяснено, что среди тех, у кого икигая нет, чаще случаются сердечно-сосудистые заболевания, однако корреляции с появлением злокачественных опухолей выявлено не было. Наличие икигаи ведёт к балансировке секреции таких нейромедиаторов, как дофамин, норадреналин, серотонин и β-эндорфин. Основные элементы Икигаи: начинать с малого; освободить себя; гармония и устойчивость; радоваться мелочам; быть здесь и сейчас. К первому из пяти основных элементов Икигаи — «начинать с малого», не требуя оправдывать свои усилия какой-либо масштабной целью, относится понятие Кодавари. Категория:Экзистенциальная психология. Категория:Продление жизни. Смысл жизни.

Потребность, нужда — внутреннее состояние психологического или функционального ощущения недостаточности чего-либо, проявляется в зависимости от ситуационных факторов. Потребность — вид функциональной или психологической нужды или недостатка какого-либо объекта, субъекта, индивида, социальной группы, общества. Являясь внутренними возбудителями активности, потребности проявляются по-разному в зависимости от ситуации. Потребности проявляются в виде эмоционально окрашенных желаний, влечений, стремлений, а их удовлетворение — в виде оценочных эмоций. Потребности обнаруживаются в мотивах, побуждающих человека к деятельности. Воспитание потребностей — одна из центральных задач формирования личности. Разделяют на: 1. Биологические - стремление человека поддерживать своё существование (потребность в пище, одежде, сне, безопасности, сексуальном удовлетворении, в экономии сил и пр.). 2. Социальные - потребность человека к общению, к популярности, к господству над другими людьми, к принадлежности к определённой группе, в лидерстве и признании. 3. Духовные — это потребность познать окружающий мир и себя самого, стремление к самосовершенствованию и самореализации, в познании смысла своего существования.

Мотивация — побуждение к действию; психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, задающий его направленность, организацию, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности. Мотив — материальный или идеальный предмет, представляющий терминальную (окончательную) ценность для субъекта, определяющий направление его деятельности, достижение которого и выступает смыслом деятельности. Наиболее простое определение мотива: мотив — это предмет потребности. Мотив часто путают с потребностью и целью, однако потребность — это, по сути, состояние организма, в котором ему объективно нечто требуется, а цель — результат сознательного целеполагания, психический образ того, что требуется в этом состоянии. Например: утоление жажды — потребность субъекта; представление того, как жажда будет утоляться субъектом — цель; бутылка с водой, к которой человек тянется — мотив. В таком контексте «мотив — это ресурс (вода), стремление получить или сохранить который обусловливает поведение субъекта». Мотивация (Викисловарь). Категория:Мотивация.

Счастье — состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворённости условиями своего бытия, полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего человеческого призвания, самореализации. Феномен счастья изучается психологией, философией, физиологией, социологией и экономической теорией, а также религией. Физиология счастья может быть тесно связана с так называемыми «гормонами счастья» — эндорфинами, серотонином и дофамином. В античной этике проблема счастья являлась центральной категорией. Первым её исследовал Аристотель, который определил счастье как «деятельность души в полноте добродетели». Добродетель определялась как то, что ведёт к счастью. В позитивной психологии применяется, в частности, следующая формула счастья: Счастье = глубокое удовлетворение жизнью + максимум положительных эмоций + минимум негативных эмоций. Причем, положительные эмоции связаны со счастьем в настоящий момент, а глубокое удовлетворение — со счастьем в долгосрочном периоде. То есть счастье — это радость, которую мы ощущаем, когда стремимся раскрыть свой потенциал. Удовольствие. Радость. Самореализация. Смысл жизни. Эвдемонизм.
spinner