Бытие и Первопричина
Бытие и Первопричина - здесь собраны термины, определения и комментарии в данной области знаний.
Первопричина — основная, исходная причина чего-либо. В философии: несотворённая или самосотворённая причина, к которой должен, в конечном счёте, приводить любой причинно-следственный ряд. В религиозной философии: это понятие, распространяющее причинную обусловленность всех конечных природных процессов на мир в целом: раз эти процессы имеют свои причины, то должна быть причина появления всего мира. Такая первопричина называется Творец. Различные философские понятия первопричины: деизм ограничивает Творца функцией первопричины — первотолчка, теизм же наделяет его и свойством вмешательства в последующее развитие сотворенного им мира (Провидение Божие). Понятие первопричины перешло также в христианскую традицию и стало основанием одной из версий космологического аргумента о существовании Творца. В соответствии с этим аргументом, всякое наблюдаемое событие является результатом причинно-следственного ряда, необходимо оканчивающегося первопричиной, которая и есть Творец. Классическую формулировку этого аргумента дал Св. Фома Аквинский. Космологический аргумент отвергали многие позднейшие мыслители, в том числе Дэвид Юм и Иммануил Кант. Кант настаивал, что причинно-следственные отношения непригодны для понимания отношений Творца и мира: Творец дает миру смысл и охватывает его спасающей любовью, Он — Сверхпричина. В томизме, однако, Творец рассматривается как Первопричина существования (esse) вещей: Бог-Творец дарует вещам существование и не является их причиной в смысле Лейбница и Канта. В буддизме: буддизм полагает, что первопричину нужно искать в собственном постижении. Проблема первопричины не может быть разрешена интеллектом. Разум лишь истратит время на то, чтобы отвести от решения. Буддизм не призывает верить в то, что человек сам является Творцом мира, но он обещает, что по выполнении нужных требований человек сам узнаёт ответ, причём без тени сомнения. Перводвигатель — центральное понятие космологии Аристотеля. Его учение о перводвигателе представляет собой выделение «движущей причины» применительно к космосу в целом и к метафизическим вопросам в частности. При помощи понятия «перводвигатель» Аристотель стремился объяснить обосновать вечность мира и целесообразность природы. Архэ в досократовской древнегреческой философии — первооснова, первовещество, первоэлемент, из которого состоит мир. Дао — одна из важнейших категорий китайской философии. Конфуций и ранние конфуцианцы придали ему этическое значение, истолковав как «путь человека», то есть нравственное поведение и основанный на морали социальный порядок. Наиболее известная даосская интерпретация Дао содержится в трактате Дао Дэ Цзин — «Дао вечно и не имеет имени». В даосизме термин «дао» приобретает уже не этическое, а онтологическое значение, причём под ним понимаются и первопричина вселенной, и лежащая в её основе таинственная и непознаваемая закономерность, и целостность жизни. Творец. Категория:Причинность. Категория:Божественные атрибуты. Категория:Онтология. Область знания:Бытие и Первопричина. Субстрат. Абсолют. Бог. Субстанция. Панпсихизм.
Вещь — многозначный термин, входящий в базовые понятия многих направлений науки и широко используемый в обыденной жизни. Понимание вещи как части материального мира и процесса его познания человеком с зарождения философии до наших дней находится в центре любой системы мировоззрения. Вещь в философии — одна из основных онтологических категорий, отдельный объект материального мира, обладающий относительной независимостью, объективностью и устойчивостью существования. В общем понимании вещь характеризует количественную характеристику материи. Определённость вещи задаётся её структурными, функциональными, качественными и количественными характеристиками. Наиболее общим выражением собственных характеристик вещи являются её свойства, а место и роль данной вещи в определённой системе выражаются через её отношения с другими вещами. Подлинная сущность всякого бытия, безотносительная к познающему субъекту и к условиям его познания, называется вещью, вещью в себе или о себе (нем. Ding an sich, по Канту). В этом своем значении понятие вещи противополагается, с одной стороны, тому, что не имеет действительного бытия, а только мнимое или воображаемое, а с другой стороны — тому, что хотя и существует, но лишь в другом или при другом, как его свойство, атрибут и т. п. В этом смысле и духовное существо, человек, определяется как вещь, как вещь мыслящая (по Декарту — фр. res cogitans, лат. chose pensante). В более тесном смысле вещами называются только предметы бездушные и страдательные в противоположность существам одушевленным и деятельным. Категория:Философские категории. Материя. Реальность. Бытие.
Взаимоде́йствие — базовая философская категория, отражающая процессы воздействия объектов (субъектов) друг на друга, их изменения, взаимную обусловленность и порождение одним объектом других. По сути, взаимодействие представляет собой разновидность опосредованной или непосредственной, внутренней или внешней связи; при этом свойства любых объектов могут быть познанными или проявить себя только во взаимодействии с другими объектами. Философское понятие взаимодействия, нередко выступая в роли интеграционного фактора, обуславливает объединение отдельных элементов в некий новый вид целостности, и, таким образом, имеет глубокую связь с понятием структуры. В качестве примера можно привести электромагнитное взаимодействие между атомным ядром и электронными оболочками, которое создаёт более сложную структуру — атом. Взаимодействие — объективная и универсальная форма движения, развития, которая определяет существование и структурную организацию любой материальной системы. Категория:Философские категории. Фундаментальные взаимодействия. Единство.
Филосо́фия простра́нства и вре́мени — раздел философии, изучающий вопросы онтологии, эпистемологии и сущности пространства и времени. Основные из них: существуют ли пространство и время независимо от сознания; существуют ли они независимо друг от друга; в чём причина субъективно наблюдаемой однонаправленности времени; существуют ли моменты времени, отличные от настоящего; вопросы сущности личности во времени; существуют ли они независимо от материальных объектов?. Все философские концепции пространства и времени делятся на субстанциальные и реляционные. Субстанциальная концепция пространства и времени рассматривает пространство и время как особые сущности, которые существуют сами по себе, независимо от наличия или отсутствия материальных объектов. Подобных взглядов придерживались Демокрит, Эпикур, Ньютон. Реляционная концепция пространства и времени считает пространство и время особыми отношениями между материальными объектами и процессами с их участием и вне их не существуют. Подобных взглядов придерживались Аристотель, Лейбниц, диалектические материалисты. Ось времени — философский термин, используемый для краткого именования направленности и необратимости времени. Наглядно иллюстрируется как временная ось (именуемая также в контексте термодинамики стрелой времени) — концепция, описывающая время как прямую (то есть математически одномерный объект), протянутую из прошлого в будущее. Растущий блок Вселенной (или растущий блок) — направление в философии времени, согласно которому прошлое и настоящее существуют в действительности, а будущее пока не существует и лишь возможно. Шаблон:Философия времени. Шаблон:Размерность. Категория:Философия времени.
Финитизм — философское учение, отрицающее понятие бесконечного и утверждающее, что бесконечность не имеет места ни во вселенной, ни в микромире, ни в человеческом мышлении. Финитизм предполагает, что Вселенная конечна и имеет определённые размеры. Микромир также имеет пределы делимости. При исследовании формальных систем в метаматематике финитизм означает использование лишь таких методов, которые свободны от неясностей и сомнений. В физике — в настоящее время единого взгляда на конечность и бесконечность Вселенной нет. Однако согласно принятой большинством астрофизиков теории большого взрыва наша Вселенная имеет конечный возраст и в начальный момент находилась в сингулярном, однородном состоянии. Ультрафинитизм — крайняя форма финитизма, проявляемая в ряде математических и философско-математических концепций и теорий. Общим для всех форм математического финитизма является отказ от использования интуитивно сомнительной абстракции актуальной бесконечности и отрицает или считает малосодержательной абстракцией и потенциальную бесконечность, то есть возможность построения сколь угодно больших конструктивных объектов. Шаблон:Философия времени. Категория:Бесконечность. Категория:Философия времени. Категория:Онтология. Категория:Философские направления и школы.