menu

Мировоззренческие концепции

Мировоззренческие концепции - здесь собраны термины, определения и комментарии в данной области знаний.

Антропоцентризм — философское идеалистическое и мировоззренческое представление, согласно которому человек есть средоточие Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий. Антропоцентризм представляет собой одно из наиболее последовательных выражений точки зрения телеологии, то есть приписывания миру внеприродных, внешних ему целей. Антропоцентризм предписывает ставить феномен человека во главу всей прочей жизни. Ценность человеческой жизни может уравновесить только ценность другой человеческой жизни. В философии под антропоцентризмом понимается сосредоточие философских исследований на проблематике человека. Антропоцентризм ставится в оппозицию мировоззрению монотеистических религий (теоцентризму), где центром всего является Бог, а также античной философии (космоцентризму), где в центре всего находится космос. Теоцентризм — философская концепция, в основе которой лежит понимание Бога как абсолютного, совершенного, наивысшего бытия, источника всей жизни и любого блага. Теоцентризм связан с теизмом и его принципами. Космоцентризм — философское направление античности, система философских взглядов, появившаяся в Древней Греции, согласно которой мир воспринимается как космос, разнообразный, гармоничный и одновременно способный вселить ужас. Все явления окружающего мира рассматривались через призму космоса.

Пандеи́зм (от греч. παν — всё, всякий и лат. deus — бог) — философское учение, сочетающее пантеизм и деизм. То есть признающее божество началом и основой всех вещей (всё есть Бог), обожествляющее Вселенную, природу, но отрицающее личного Бога, Откровение и Провидение, и вообще богословское, догматическое учение. Самая обширная книга по пандеизму была написана Максом Бернхардом Вайнштейном в 1910 году. Теорию о том, что Бог сотворил мир из себя самого, Вайнштейн обнаружил в учении теолога IX века Иоанна Скота Эриугены, который пишет, что Вселенная состоит из нескольких элементов: Бога как первоначала, платоновского мира идей, физической составляющей Вселенной и Бога, как цели всего сущего, того, к чему оно в итоге возвращается. Вайнштейн предположил, что может существовать некая «психическая энергия», неизвестная современной физике и более фундаментальная, чем эфир, так что тепловая смерть отнюдь не приведёт к концу Вселенной, понимаемой как наполненное этой энергией духовное существо. Считая, что Вселенная с большей вероятностью конечна, чем бесконечна, Вайнштейн заключил, что у неё должно быть и начало во времени, иначе тепловая смерть уже давно наступила бы. Однако мир не может возникнуть сам по себе, для этого нужна какая-то сверхъестественная причина, которая может вступать в дело не только при рождении, но и в момент смерти Вселенной. Другими словами, божественное вмешательство может запускать процесс заново — и так бесконечное количество раз, — тем самым разрешая проблему конца мира. Впрочем, принять существование теистического бога, порождающего Вселенную, Вайнштейн не мог, что привело его к идее пандеизма, которую он подробно исследовал с исторической точки зрения в своей монографии 1910 года. Суть доктрины пандеизма состоит в том, что Вселенная возникла в результате божественного вмешательства, но при этом самого бога нигде за пределами мира не осталось; он как бы растворился в мире. В качестве такого «растворённого в мире бога» может выступать гипотетическая ментальная, или психическая, энергия. Будучи своего рода соединением пантеизма и деизма, элементы пандеизма неоднократно возникали в трудах различных мыслителей прошлого. В частности, Вайнштейн особо выделял Джордано Бруно, как раннего пандеиста. В своей книге он широко исследовал взгляды философов и теологов прошлого, стремясь как можно дальше проследить корни концепции пандеизма. Во многом именно благодаря этому анализу имя Вайнштейна сохранило известность до нашего времени. Бог стал Вселенной (eng.) — вера в то, что Бог стал Вселенной, является богословской доктриной, которая была разработана несколько раз исторически, и считает, что создатель вселенной фактически стал вселенной. Исторически, для версий этой теории, где Бог перестал существовать или действовать как отдельная и сознательная сущность, некоторые использовали термин пандеизм, который сочетает в себе аспекты пантеизма и деизма, для обозначения такой теологии. Область знания:Мировоззренческие концепции. Пантеизм. Деизм.

Метафизический (онтологический) натурализм – это доктрина, согласно которой природа выступает единым, универсальным, исключающим сверхъестественное, принципом объяснения всего сущего. В результате методы и принципы естественных наук находят применение в сфере духовных и социокультурных явлений, а метафизические проблемы вовсе изымаются из философии. Метафизический натурализм (также называемый "онтологическим натурализмом", "философским натурализмом" и "антисупернатурализмом") представляет собой философскую систему мировоззрения и убеждений, которая утверждает, что нет ничего, кроме естественных или природных элементов, принципов и отношений того рода, которые познаются и изучаются естественными науками. Поскольку наука не располагает достоверной документацией о каких-либо сверхъестественных явлениях, метафизический натурализм утверждает, что нет таких явлений, которые бы имели какое-либо реальное существование. Центральный тезис онтологического натурализма имеет следующий вид: «Все что существует, имеет определенное качество А» о том, что существует в утвердительном отношении, и утверждение вида «Объекты, обладающие качеством В не существуют» в отрицательном отношении. Онтологический натурализм заключается в том, что, по мнению его представителей, все пространственно-временные объекты идентичны в своих существенных свойствах и метафизически образованы физическими субъектами. Эти объекты являются объектами изучения естественных наук. Как ясно из описания,"онтологический натурализм" является философской программой и некоторого рода метафизической доктриной. В этом содержится особая парадоксальность "натурализма", как метафизической программы, исключающей "метафизику" в ее классическом философском содержании. Именно поэтому онтологический натурализм очень часто отождествляется с "материализмом". В большом количестве дискуссий онтологический натурализм считается эквивалентным физикализму. Натурализм (фр. naturalisme; от лат. naturalis — природный, естественный) — философское направление, которое рассматривает природу как универсальный принцип объяснения всего сущего, причём часто открыто включает в понятие «природа», также дух и духовные творения; биологическое мировоззрение XIX века. Категория:Философия науки. Категория:Монизм. Категория:Метафизика. Материализм. Физикализм. Монизм. Научный реализм. Метафизика.

Физикали́зм — это монистический онтологический тезис, согласно которому всё, что существует, является физическим или производно от физического (часто еще говорят конституировано, укоренено или супервентно). В современной философии физикализм чаще всего ассоциируют с проблемой сознание-тело в философии сознания, в отношении которой физикализм придерживается позиции, что у сознания нет самостоятельного онтологического статуса и оно тождественно или производно (конституировано, реализовано, супервентно, укоренено) от мозга или физического в самом широком понимании. Физикализм часто приравнивают к материализму. Некоторые авторы считают, что физикализм допускает существование таких явлений, которые не вписываются в картину мира материализма. Физикализм является доминирующей позицией в философии сознания. С этой концепцией также связана позиция методологического натурализма, суть которого состоит в том, что практически все процессы, законы или события основаны на естественных процессах, законах и событиях и могут быть объяснены посредством их. Редуктивный и нередуктивный физикализм: все виды редуктивного физикализма основаны на идее о том, что всё можно аналитически свести к фундаментальным физическим основам. Это является одной из причин, по которой физикализм часто используют как синоним термина «материализм». Нередуктивный физикализм является идеей о том, что, хотя психические состояния вызваны физическими состояниями, их нельзя свести к физическим свойствам. Супервентность (англ. Supervenience) — отношение детерминированности состояния любой системы состоянием другой системы. Набор свойств одной системы супервентен относительно набора свойств другой системы в том случае, если существование различия между двумя фактами в свойствах первой системы невозможно без существования такого же различия между двумя фактами в свойствах второй системы. Понятие супервентности является центральным понятием современной аналитической философии и часто используется в философии сознания для описания зависимости ментальных явлений от физических явлений. Редукционизм (от лат. reductio «возвращение, приведение обратно») — методологический принцип, согласно которому сложные явления могут быть полностью объяснены с помощью законов, свойственных явлениям более простым (например, социологические явления объясняются биологическими или экономическими законами). Шаблон:Философия сознания. Категория:Философия сознания. Категория:Монизм. Материализм. Монизм. Метафизический натурализм. Научный реализм

Светский или секулярный гуманизм (англ. Secular humanism) — одно из направлений современной философии гуманизма, мировоззрение, которое провозглашает человека, его право на счастье, развитие и проявление своих положительных способностей наивысшей ценностью. Гуманистическое мировоззрение противопоставляется религиозному, не признаёт существования сил, стоящих выше человека и природы. Светский гуманизм утверждает способность и обязанность вести этический образ жизни без привлечения гипотезы о существовании бога. Светский гуманизм выделился из гуманистического движения в ответ на критику гуманизма религиозными фундаменталистами. Светский гуманизм является одним из направлений гуманизма, и, соответственно, содержит его основные принципы. Главным признаком гуманизма является признание человека, его права на счастье высшей ценностью. Светские гуманисты стремятся продемонстрировать правоту собственной точки зрения не путём антирелигиозной деятельности, а путём создания реальной альтернативы религиозным культам и верованиям. Например, основывая этические общества, созданные для осуществления морального и нравственного образования. Принципы светского гуманизма: 1. Свободное исследование — недопустимость любого вида цензуры, догматизма; свобода прессы и средств коммуникации. 2. Отделение церкви от государства — необходимость отделения религии от государства во избежание нарушения принципа свободного исследования. 3. Идеал свободы — недопустимость любой формы тоталитаризма, идеал уважения прав меньшинства и власти закона. 4. Этика, основанная на критическом мышлении — независимость этики от религии; возможность и необходимость вывода моральных норм без религиозного откровения. 5. Моральное образование — необходимость нравственного воспитания и образования детей; недопустимость навязывания религии молодым людям, прежде чем они будут способны дать на это добровольное и осмысленное согласие. 6. Религиозный скептицизм — скептическое отношение к претензиям сверхъестественного на реальность. 7. Разум — использование рациональных методов исследования, логики и опыта в процессе накопления знания и установления критериев его истинности. 8. Наука и техника — признание научного метода наиболее достоверным способом понимания мира. 9. Эволюция — порицание попытки креационизма включать в учебники биологии религиозные доктрины, потому как «очевидность фактов настолько убедительно подтверждает само существование эволюции видов, что отрицать его слишком трудно». 10. Образование. «Образование должно быть неотъемлемой составляющей созидания гуманных, свободных и демократических обществ». Передача знания, поощрение морального роста, обучение профессиям, помощь в выборе жизненного пути, преподавание правил поведения в демократическом обществе, стремление развивать способность к критическому мышлению. Опасность СМИ как средства навязывания догм. Категория:Гуманизм. Область знания:Мировоззренческие концепции. Гуманизм.

Антропокосмизм — это философская концепция мировоззренческого характера, развивающая комплекс представлений о системно-гармоническом единстве человека и вселенной, о их своеобразной взаимозависимости и взаимопроникновении, а также о средствах достижения такого состояния. Во всех концепциях антропокосмизма можно выделить общие черты: 1. Принцип функционального и структурного единства мироздания и человека (тождество микро- и макрокосмосов). 2. Миссия человека — преодоление своей ограниченности и отчуждённости от космического бытия, познание законов и смысла мирового процесса. 3. Направление человеком стихийно действующих сил в должное русло рационального преобразования «внешней» и «внутренней» природы вещей. 4. Ориентация на всесторонний синтез духовно-культурных и практических способностей человека. 5. Эволюционистическое восприятие мира и человека, идея непрерывности развития, диалектика «прогрессивного» и «регрессивного» движения. 6. Придание миропорядку, структуре и закономерностям мировых процессов особых нравственных (иногда — сакральных) характеристик, обосновывающих собой благость и объективность движения человечества к исполнению своей космической миссии. 7. Особое восприятие самого человека как преимущественно родового, «всеединого» существа, гипостазирование личностных качеств, перенос их на внечеловеческие аспекты мира.

Теизм — в широком значении — вера в Бога или богов; в узком понимании — религиозно-философское мировоззрение, утверждающее существование монотеистического Бога, создавшего мир и продолжающего в нём свою активность. Монотеизм — религиозное представление о существовании только одного Бога или о единственности Бога. Политеизм — система верований, религиозное мировоззрение, основанное на вере в нескольких божеств, обычно собранных в пантеон из богов и богинь. Политеизм является религиозной системой и типом теизма, в рамках которого, политеизм противостоит монотеизму — вере в единого Бога, и атеизму — отрицающему существование единого Бога и любых других богов. Монолатрия — система представлений в политеизме, основанных на вере во множество богов с одним богом-лидером, доминирующим в силу различных причин над остальными. Шаблон:Теизм. Категория:Теизм. Деизм. Пантеизм. Апатеизм. Агностицизм. Итсизм. Атеизм.

Пантеи́зм — философское учение, объединяющее и иногда отождествляющее Бога и мир. В пантеизме находит выражение концепция: «Бог» лучше всего понимается в сближении со Вселенной. Пантеисты не верят в личностного, антропоморфного Бога или Бога-Творца. Несмотря на существующие различные течения внутри пантеизма, центральные идеи в большинстве форм пантеизма постоянны: Вселенная как всеобъемлющее единство и святость природы. Пантеизм отвергает антропоцентризм, признавая фундаментальное единство всего живого и необходимость почтительного отношения к природе. В конце XX века пантеизм начал заново возрождаться. Пантеисты настаивают на необходимости экологического сознания в обществе и СМИ. В 1975 году было основано «Универсальное пантеистическое общество», однако его численность остаётся небольшой. В 1999 году было создано «Мировое пантеистическое движение», которое имеет сторонников в различных странах мира и увеличивается благодаря спискам рассылок и социальным сетям. В преддверии глобального экологического кризиса меняется отношение к природе, популярность и значимость пантеизма растет с начала XXI века. Три основных направления: (1) Натуралистический пантеизм признаёт материю первичным началом. Бог идентичен Природе или Вселенной; (2) Идеалистический монистический пантеизм признаёт первичным началом идеальное; (3) в дуалистических формах пантеизма присутствуют как материальное, так и идеальное начала. Панентеизм — религиозно-философское учение, согласно которому мир пребывает в Боге, однако Бог не растворяется в мире (как в пантеизме); синтез теизма и некоторых идей пантеизма. Бог присутствует во всех вещах, включает в себя Вселенную, но также находится вне её. Некий аспект Бога является трансцендентным по отношению к окружающему миру. В панентеизме Божественное бытие рассматривается одновременно как трансцендентное и имманентное. Шаблон:Теизм. Категория:Пантеизм. Область знания:Мировоззренческие концепции. Пандеизм. Метафизический натурализм. Физикализм.

Атеизм в широком смысле — отвержение веры в существование богов; в более узком — убеждение в том, что богов не существует. В самом широком смысле атеизм — простое отсутствие веры в существование богов. Атеизм противоположен теизму, понимаемому в самом общем случае как вера в существование одного или нескольких богов. Атеизм часто понимается также как отрицание существования сверхъестественного вообще — богов, духов, других нематериальных существ и сил, загробной жизни и т. д. Сильный и слабый атеизм — формы атеизма, утверждающие, что не существует каких-либо божеств в случае сильного атеизма или представляет собой неверие в существование каких-либо божеств, при этом явно не утверждая, что их нет, в случае слабого атеизма. Научный атеизм — система взглядов, рассматривающая вопрос существования богов и других сверхъестественных существ, явлений и сил как научную гипотезу. Практический атеизм (апатеизм) — люди живут, не придавая значения наличию или отсутствию богов, и объясняют явления природы без помощи потусторонних сил. При этом существование богов не отрицается и не утверждается, но может быть признано необязательным или бесполезным. Портал:Атеизм. Категория:Атеизм. Категория:Философия религии. Апатеизм. Агностицизм. Итсизм. Теизм. Деизм. Пантеизм.
Антропотеизм — обожествление человека, когда объектом религиозного благоговения становится сам человек. Приписывание человеку божеских качеств. Фактически, разновидность гуманизма. Термин в положительном смысле применялся Людвигом Фейербахом: "теизм кроется в разладе между головой и сердцем, пантеизм есть устранение этого разлада. У антропотеизма нет разлада, антропотеизм есть сердце, возведенное к уму". Николай Спешнев, критикуя антропотеизм Фейербаха, возводил его истоки к философии Фихте, и считал его предпосылки характерной чертой всей классической немецкой философии. Идея антропотеизма вызывает интерес и в наши дни. Так, современный философ Ю. А. Ротенфельд определяет его как «мироощущение верящего в себя и чувствующего себя творцом человека».
Космизм — ряд религиозно-философских, мистических, художественных, эстетических и научно-футурологических течений начала XX века, объединяемых в одну общность на основании наличия в них представлений о человеке и человечестве как элементах, связанных в единое целое с космосом и развивающихся вместе с ним по неким (часто вымышленным и не имеющим научного обоснования) общим закономерностям. Категория:Космизм.
Деизм — религиозно-философское направление, признающее существование Бога и сотворение им мира, но отрицающее большинство сверхъестественных и мистических явлений, Божественное откровение и религиозный догматизм. Большинство деистов полагают, что Бог после сотворения мира не вмешивается в течение событий (как некий великий часовщик, который сделал часы и больше не вмешивается в их ход); другие деисты считают, что Бог всё же влияет на события, но не управляет ими полностью. Нетеизм — термин, который охватывает религиозные и нерелигиозные направления мысли, отличающиеся отрицанием теизма или веры в личностного бога или богов. Категория:Деизм. Пантеизм. Агностицизм. Теизм. Апатеизм. Атеизм.
Экоцентризм — мировоззрение, философия, а также идеология охраны окружающей среды, рассматривающие дикую природу как самостоятельную ценность, вне зависимости от человеческих критериев пользы, и предполагающая приоритет этой ценности над целями и потребностями человечества. Экоцентризм противопоставляется антропоцентризму и связанному с ним гуманизму, а также тесно связан с натурализмом. Природа, экологическое равновесие воспринимаются как имеющие внутреннюю ценность. Сторонникам экоцентризма может быть свойственно восприятие природы как субъекта действия, имеющего собственные цели и обладающего моральными правами.
Теистический эволюционизм — концепция, утверждающая, что основные религиозные учения о Боге совместимы с современным научным знанием о биологической эволюции. Вера в бытие Бога, в то, что Бог является создателем материальной Вселенной и всех видов жизни внутри неё, и что биологическая эволюция является природным процессом творения. Эволюция, следовательно, в этом воззрении является инструментом Бога, служащим для развития человеческой жизни.
Инь и Ян — этап исходного космогенеза в представлении китайской философии, приобретение наибольшим разделением двух противоположных свойств. Графически обозначается появлением у двух противоположностей двух разных цветов — светлого и тёмного. Являясь основной (фундаментальной) моделью всего сущего, концепция инь-ян раскрывает два положения, объясняющих природу Дао. Во-первых, всё постоянно меняется. И, во-вторых, противоположности взаимодополняют друг друга (не может быть чёрного без белого, и наоборот). Целью человеческого существования, таким образом, является баланс и гармония противоположностей. Не может быть никакой «окончательной победы», ибо нет ничего окончательного, нет конца как такового. Космогенез в китайской философии — циклическое развёртывание вселенского бытия согласно представлению древнекитайских философов, происходившее по этим представлениям в строго определенном порядке.

Комментарии специалистов

#743
Ноосферное мировоззрение. Именно в ноосферном мировоззрении, по мысли много ученых, могут быть разрешены внешнее противоречие между человеком и природой и внутреннее противоречие между обществом и личностью. Ноосферное мировоззрение строится на признании такого развития мира и человека, которое обеспечивается и обеспечивает в дальнейшем взаимную дополнительность общества, природы и личности, как самоценных начал, в рамках единого развивающегося и столь же самоценного целого – ноосферы. Ноосферное мировоззрение рассматривает «цветущее многообразие» (К.Н. Леонтьев) мировоззрений, как важнейшее условие устойчивости ноосферы, так же, как разнообразие видов лежит в основе устойчивости биосферы. Системообразующим принципом ноосферного мировоззрения является антропокосмизм. «Системообразующий принцип есть ответ на основной вопрос мировоззрения (вопрос об отношении человека к миру, о месте и назначении человека в мире, о смысле человеческой жизни). На уровне предельных оснований отношений между миром и человеком логически возможны следующие варианты: 1) приоритет мира над человеком; 2) приоритет человека над миром; 3) паритет между человеком и миром. Исторически полно реализовали себя два первых ответа. Нетрудно видеть, что им соответствуют принципы космоцентризма (натуралистический вариант) и теоцентризма (религиозно-идеалистический вариант) для первого ответа и принцип антропоцентризма для второго ответа… Третьему ответу соответствует принцип антропокосмизма». Антропокосмизм видит место человека в мире в качестве ответственного организатора доступной ему области бытия в целом. Такому подходу, по мысли В.Н. Сагатовского, противостоят мировоззрения тоталитарное, либеральное и постмодернистское, в которых отдельный человек и природа умаляются в своей самоценности. Только переход от идеологии максимума (власти человека над миром, общества над личностью, прав личности на максимальные прибыль, престижное потребление и безответственные игры) к идеологии оптимума и паритета в отношениях человека и мира, общества и личности позволят избежать глобальной катастрофы.
Теософия — теоретическая часть оккультизма и оккультное движение; в широком смысле слова — мистическое богопознание, созерцание Бога, в свете которого открывается таинственное знание всех вещей. Теософия как понятие уходит корнями в гностицизм и неоплатонизм. Категория:Теософия.
Антропоморфизм - перенесение человеческих свойств на неодушевлённые предметы, на природу или на понятие Бога. Персонификация — представление природных явлений и сил, объектов, отвлечённых понятий в образе действующих лиц, в том числе человека, или признание за ними человеческих свойств. Персонифицированный Бог — божество, которое может быть соотнесено с личностью, в отличие от «деперсонифицированной силы», такой как Абсолют, абсолютный дух, абсолютная идея.

Сверхъестественное — мировоззренческая категория, которая определяет то, что находится «над» физическим миром измерений и действует вне влияния законов природы, выпадает из цепи причинных связей и зависимостей, нечто первичное по отношению к реальности и воздействующее на неё. Исследование 2016 года показало, что вера в сверхъестественное, свойственная религиозным и паранормальным верованиям, коррелировала у испытуемых со всеми изучаемыми переменными — с низким уровнем систематизации, слабыми интуитивными физическими навыками, плохими техническими способностями, низкими школьными оценками по математике и физике, низким общим уровнем знакомства с физическими и биологическими явлениями, интуитивным способом мышления и, в особенности, со свойством присваивать ментальность нементальным явлениям. Регрессионный анализ показал, что наиболее значительными предикторами веры в сверхъестественное были низкий уровень общего понимания физического мира и интуитивный способ мышления. Категория:Сверхъестественное. Мистика.

Оккульти́зм (фр. Occultisme от лат. occultus — скрытый, тайный) — общее название оккультных наук и искусств (алхимия, астрология, магия, теургия, онейрокритика, некромантия, гомеопатия), касающихся скрытых и неизвестных сил и явлений в человеке, космосе и природе. Оккультизм — это «скрытое знание», в отличие от «открытого знания», обычно называемого «наукой»; также это учение о «скрытых способностях человека» и «незримых силах природы». Некорректно используется как синоним эзотеризма. Иногда называется герметизмом, по имени одного из мифических персонажей, Гермеса Трисмегиста, обозначает традиции ритуальных магических практик, тайных (англ. arcane) знаний. Современная наука классифицирует большинство оккультных учений как «паранормальные верования». Оккультные феномены противоречат современной научной картине мира. Шаблон:Оккультизм. Портал:Оккультизм. Категория:Оккультизм. Мистика.

spinner