menu

Способность человека

Оптимизм и Способность человека - здесь собраны термины, определения и комментарии в данной области знаний.

Человек — общественное существо, обладающее разумом и сознанием, а также субъект общественно-исторической деятельности и культуры. Человек изучает и изменяет себя и окружающий мир, создаёт культуру и собственную историю. Сущность человека, его происхождение и назначение, занимаемое им место в мире были и остаются основными проблемами философии, религии, науки и искусства. Можно выделить не менее четырёх подходов к определению понятия (термина) «человек»: человек в естественной систематике животных; человек как сущее, выходящее за рамки живого мира и в известной мере противостоящее ему; человек в смысле «человеческий род»; человек как индивид, личность. Шаблон:Земля. Категория:Человек разумный. Категория:Человек.

Способность — свойство, позволяющее кому-то или чему-то осуществить какое-либо действие. Свойство (Викисловарь). Умение. Возможность. Способности.
Эффективный альтруизм — философия и социальное движение, использующие факты и доказательства для определения наиболее эффективных способов сделать мир лучше. Эффективные альтруисты стремятся учесть все возможные причины и возможности и выбрать те пути решения, которые будут иметь наибольшее положительное влияние. Этот широкий, научный подход отличает эффективный альтруизм от традиционного альтруизма или благотворительности. Эффективный альтруизм берет начало в личном обязательстве человека совершать перемены в мире, быть достаточно целеустремленным, чтобы оставаться вовлеченным в течение длительного времени, и фокусироваться на наиболее эффективных способах совершать перемены. Затем труд или ресурсы, которые выделяет человек, направляются на те активности, которые приводят к желаемым изменениям. Эффективный альтруизм отличается от других типов филантропии в том, что в конечном итоге стремится достичь максимального прироста социального блага. Принципы эффективного альтруизма говорят помогать в тех областях, где ваша помощь принесет больше всего пользы. На практике люди из движения эффективного альтруизма считают наиболее приоритетными следующие направления деятельности: 1. Помощь бедным. 2. Благосостояние животных. 3. Относительно-далекое будущее, включая риски глобальных катастроф. 4. Мета эффективный альтруизм. Большая часть этих приоритетных направлений помогает одной из следующих трех групп: (1) живущие сейчас люди, (2) животные, (3) люди, которые будут жить в будущем.
Оптимизм — взгляд на жизнь с позитивной точки зрения, уверенность в лучшем будущем. Оптимист утверждает, что мир замечателен, что человек может воплотить многие свои мечты и цели, что почти из любой ситуации есть выход, всё получится хорошо, все люди, в общем, хорошие. Является противоположностью пессимизму.
Вера в человека - вера в то, что его позитивные проявления существенно перевешивают его негативные стороны. Вера в человека - это вера в доброту (позитив) его намерений (стремлений, склонностей) и его способности (возможности развития его способностей).

Гуманистическая психология — направление в психологии, признающее своим главным предметом личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку. В гуманистической психологии в качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение. Одно из базовых убеждений гуманистически-ориентированных специалистов заключается в том, что каждый человек содержит в себе потенциал выздоровления. При наличии определённых условий, человек может самостоятельно и в полной мере реализовать этот свой потенциал. Принципы гуманистической психологии: 1. Человек - это особая сущность, наличие сознания выделяет его из окружающего мира, делает его уникальным. 2. Природа человека беспрерывно развивается и поэтому не может быть определена. 3. Человек един и целостен. Нельзя разделять органическое и целостное. 4. Самореализация - это неотъемлемая часть природы человека. Сам человек изначально добр или нейтрален, устремлен в будущее. 5. Творческая сила индивида, свобода воли и спонтанность - это то, на что нужно обращать внимание. 6. Экзистенциональное состояние человека - важнейший источник информации. Категория:Гуманистическая психология. Категория:Школы психологии. Категория:Гуманизм. Личностный рост. Пирамида потребностей. Проактивность. Самоактуализация. Самореализация. Смысл жизни. Экзистенциальная психология. Я-концепция.

Природа человека — философское понятие, которое обозначает сущностные характеристики человека, отличающие его и несводимые ко всем иным формам и родам бытия, в той или иной мере присущие всем людям. Изучением и интерпретацией природы и сущности человека занимаются на разных уровнях обобщения философия, антропология, психология, социобиология, теология. Однако среди исследователей не существует единого мнения не только о характере природы человека, но и о наличии природы человека как таковой. В философии единого и однозначного определения человека и его природы не существует. В широком смысле человека можно описать как существо, обладающее волей, разумом, высшими чувствами, способностями к коммуникации и труду.
Надёжность личности — положительное духовно-нравственное качество личности, выражающее устойчивость и твёрдость нравственных основ её поведения. Надёжность как качество характера считается добродетелью, наряду с честностью, доброжелательностью и справедливостью. Надёжность имеет когнитивные, смысловые, эмоциональные и нравственные детерминанты, поддающиеся измерению методами психологии. Веселова Е. К. определяет моральную надёжность профессиональной деятельности как способность следовать моральным требованиям профессионального этического кодекса профессии, как умение вести себя нравственно, оставаться совестливым и справедливым в затруднительных обстоятельствах. Стрижов Е. Ю., как характеристику уровня развития самосознания личности, при котором жизненные цели и способы их достижения осознаны, организованы и упорядочены в соответствии с нормами морали.

Комментарии специалистов

#853
Человечность - это внутренняя гармония, порождающая комфортные отношения между людьми, в результате которых они получают моральное удовлетворение. Это духовное состояние индивида, при котором он имеет набор высоких людских качеств, основное из которых - сердечная доброта. Характерные признаки человечности, которую замечают окружающие: душевная теплота; отзывчивость; приятная манера поведения; уважение; доброжелательность; высокий уровень внутренней культуры; приятное воспитание; сочувствие; терпение; гуманность; готовность к безвозмездной помощи; искренность.
Гуманность — любовь, внимание к человеку, уважение к человеческой личности; человечность, человеколюбие. Система установок личности по отношению к человеку, группе, обусловленная нравственными нормами и ценностями, представленная в сознании переживаниями сострадания и сорадования и реализуемая в общении и деятельности в актах содействия, помощи. В жизненном и психологическом смысле человечность как качество и существенное свойство человека включает в себя: альтруизм (доброту); нравственность как совокупность жизненных правил поведения, реализующих альтруизм и подавляющих эгоизм; волю, как душевную силу, реализующую альтруистическое и нравственное поведение в борьбе с собственным и чужим эгоизмом. Без каждой из этих составляющих — альтруизма, нравственности и силы воли — человечность немыслима и существовать в действии, в действительности, как реальная и действительная человечность не может. Человеколюбие - любовь к человечеству, к людям, готовность помочь им, гуманность.
Социобиология — междисциплинарная наука, сформировавшаяся на стыке нескольких научных дисциплин. Социобиология пытается объяснять социальное поведение живых существ набором определённых преимуществ, выработавшихся в ходе эволюции. Социобиологическая теория человека основывается на теории генно-культурной эволюции (теория двойной наследственности), то есть на тезисах о том, что развитие человечества опирается на контур обратной связи. Одни сообщества выживают, другие погибают, и происходит естественный отбор на 3-х уровнях: индивидуальный, половой, групповой. Социобиологи считают, что человеческое поведение также как и поведение животных может быть в какой-то части объяснено как результат естественного отбора. Применение категорий эволюционной теории и в частности понятия естественного отбора, подвергается критике, поскольку преобладающей силой поведения человека считается культура. Социобиологи стремятся найти рациональное объяснение поведения как результата давления естественного отбора в истории формирования и развития вида. Однако индивидуальные наследственные преимущества в качестве цели естественного отбора не всегда могут объяснить возникновение моделей социального поведения. Эволюция осуществляется также посредством группового отбора. Объяснение механизмов ответственных за групповой отбор осуществляется на основе методологии теории игр. Групповой отбор может объяснить возникновение в результате естественного отбора альтруистических моделей поведения. В социобиологии социальное поведение первоначально принимается как социобиологическая гипотеза на основе поиска определенной эволюционно стабильной стратегии соответствующей наблюдаемому поведению. Теория двойной наследственности. Естественный отбор. Групповой отбор. Альтруизм у животных. Теория игр. Эволюционно стабильная стратегия. Социокультурная эволюция.
Проактивность — представление о природе психики человека, свойственное, в первую очередь, гуманистической психологии. Согласно ему, между воздействующими на человека раздражителями и его реакцией на них, лежит свободная независимая воля. Способность самим выбирать свою реакцию на внешние раздражители и есть проактивность. Проактивность часто трактуют как упреждающую реакцию на обстоятельства, с целью поставить развитие событий под свой контроль. Принципиально важно, что человек действует при этом в соответствии с собственными целями и этическими принципами, то есть четко осознает конечную цель своих действий. Быть проактивным человеком означает, что человек осознал свои глубинные ценности и цели, действует в соответствии со своими жизненными принципами, независимо от условий и обстоятельств. Способность подчинить импульсивную реакцию своим ценностям составляет сущность проактивной личности.
Волюнтаризм — идеалистическое направление в философии, приписывающее божественной или человеческой воле основную роль в развитии природы и общества. Выдвигая в духовном бытии на первый план волю, волюнтаризм противостоит рационализму (или интеллектуализму) — идеалистическим философским системам, которые считают основой сущего разум (или интеллект). Волюнтаризм рассматривает волю в качестве высшего принципа бытия. Волюнтаризм характерен для философии Августина, Иоанна Дунса Скота и др. Как самостоятельное направление впервые оформилось у Шопенгауэра.
Биофилия — свойство личности, ориентированное на любовь к живому и на созидание (биофильный характер). Выражается в стремлении к созиданию и любви к жизни и ко всему живому. Биофилия — не отдельная характеристика человека, а внутреннее тотальное ориентирование, определяющее его образ мышления и действия. Человек с установкой на биофилию больше ориентирован на бытие, чем на обладание. Этика биофилов имеет следующие критерии добра и зла: добро — это всё то, что служит жизни; зло — всё то, что служит смерти. Поклонение жизни — это хорошо.
Антропология — совокупность научных дисциплин, занимающихся изучением человека, его происхождения, развития, существования в природной (естественной) и культурной (искусственной) средах. Направления: Физическая антропология Философская антропологияРелигиозная антропологияСоциальная антропологияКультурная антропология Кибернетическая антропология Визуальная антропология. Шаблон:Антропология. Категория:Антропология. Категория:Антропогенез. Категория:Физическая антропология. Категория:Этногенез. Категория:Археология. Категория:Остеология. Категория:Антропология религии. Категория:Культурная антропология. Категория:Лингвистика. Категория:Философская антропология.
Достоинство — уважение и самоуважение человеческой личности как морально-нравственная категория, характеристика человека со стороны его внутренней ценности, соответствия своему предназначению. Достоинство означает "внутреннее благородство", независимо от происхождения и положения в обществе. Честь — это достойные уважения и гордости моральные качества человека; его соответствующие принципы. Честь может восприниматься как относительное понятие, вызванное к жизни определёнными культурными или социальными традициями, материальными причинами или персональными амбициями. С другой стороны, честь трактуется как изначально присущее человеку чувство, неотъемлемая часть его личности. В традиционной системе ценностей культур многих народов категория чести находится на более важном месте, чем жизнь человека.
Философская антропология (философия человека) в широком смысле — философское учение о природе и сущности человека; в узком — направление (школа) в западноевропейской философии (преимущественно немецкой) первой половины XX века. Главной задачей философской антропологии Макс Шелер считал раскрытие сущности человека, то есть ответ на вопрос: что есть человек? «И религии и философемы, — писал он, — до сих пор старались говорить о том, каким образом и откуда возник человек, вместо того чтобы определить, что он есть». При этом Шелер отчётливо осознавал сложность нахождения ответа на этот вопрос, поскольку «человек столь широк, ярок и многообразен, что все его определения оказываются слишком узкими». Категория:Философская антропология.

Комментарии специалистов

#209
Разговор о природе человека – это разговор о том, каким человек рождается, каков он изначально, еще до всякого воспитания. Взгляды современных специалистов разные: примерно четверть специалистов убеждена, что природа человека (скорее) позитивна, четверть - что природа человека негативна, четверть полагает, что люди рождаются с разной природой, последняя четверть считает вообще бессмысленным рассматривать данный вопрос.

Комментарии специалистов

#165
Идеальный человек, по Альберти, гармонично сочетает силы разума и воли, творческую активность и душевный покой. Он мудр, руководствуется в своих действиях принципами меры, обладает сознанием своего достоинства. Всё это придаёт образу, созданному Альберти, черты величия. Выдвинутый им идеал гармоничной личности оказал воздействие как на развитие гуманистической этики, так и на ренессансное искусство. Леон Баттиста Альберти пишет: "Природа, то есть Бог, вложила в человека элемент небесный и божественный, несравненно более прекрасный и благородный, чем что-либо смертное. Она дала ему талант, способность к обучению, разум — свойства божественные, благодаря которым он может исследовать, различать и познавать, чего должно избегать и чему следовать для того, чтобы сохранить самого себя. К этим великим и бесценным дарам Бог вложил ещё в душу человека умеренность, сдержку против страстей и чрезмерных желаний, а также стыд, скромность и стремление заслужить похвалу. Кроме того, Бог внедрил в людей потребность в твёрдой взаимной связи, которая поддерживает общежитие, правосудие, справедливость, щедрость и любовь, а всем этим человек может заслужить у людей благодарность и похвалу, а у своего творца — благоволение и милосердие. Бог вложил ещё в грудь человека способность выдерживать всякий труд, всякое несчастье, всякий удар судьбы, преодолевать всяческие затруднения, побеждать скорбь, не бояться смерти. Он дал человеку крепость, стойкость, твёрдость, силу, презрение к ничтожным мелочам… Поэтому будь убеждён, что человек рождается не для того, чтобы влачить печальное существование в бездействии, но чтобы работать над великим и грандиозным делом. Этим он может, во-первых, угодить Богу и почтить его и, во-вторых, приобрести для самого себя наисовершеннейшие добродетели и полное счастье".

Комментарии специалистов

#156
Феномен веры имеет в психологии фундаментальное значение: составляет основу смыслообразующей и целеполагающей деятельности, определяет мировоззрение в целом, оказывает влияние на всю внутреннюю организацию человека - его мысли, чувства, установки, ценности, обуславливает поведение, действия и поступки. Потеря веры в себя, в других людей, в идеалы добра приводит к невозможности дальнейшего целенаправленного осуществления своей экзистенции вследствие утраты ориентиров и смыслов жизни, которые порождаются этими «живыми образами будущего, освещающими и животворящими настоящее». Потеря веры способна обессмысливать бытие. Восстановление образа веры, его строительство требуют специальной психологической работы. Во-первых, необходимо наличие целостного образа будущего; во-вторых, в этот образ человек должен поверить, принять его как уже существующий, сопровождающий сегодняшнюю жизнь. Здесь вера должна преодолевать неверие, сохранить образ, вопреки неизбежным сомнениям, и вера победившая становится наиболее адекватной и основной помощью как в достижении успеха в сложной жизненной деятельности, так и при неопределенном исходе в критические, кризисные периоды. Итак, в сложные жизненные периоды вера человека проходит испытание на прочность, и человек сохранивший веру в себя, в добро, в людей, в жизнь - сохраняет себя, как личность, свой психический статус, целостность образа своего будущего и саму возможность будущего. Однако, вера не является чем-то статичным, всегда остается некая доля сомнения - пространство для духовной работы, иначе из ясной осознанной веры она может стать слепой, фанатичной, выродиться в иллюзию. Работа с верой - это работа с самым глубоким уровнем, интегрирующим личность, базисом мировоззрения и глубинных установок, созидающих будущее и определяющих настоящее. Восстановление и укрепление веры, как духовного экзистенциального ресурса позволяет наиболее полным образом раскрыть могучие и творческие источники человеческого духа, способы творческого преобразования себя и наличных ситуаций.
spinner