menu

Этика и Мораль

Этика и Мораль - здесь собраны термины, определения и комментарии в данной области знаний.
Этикафилософская дисциплина, предметами исследования которой являются нравственность и мораль. Первоначально смыслом слова этос было совместное жилище и правила, порождённые совместным проживанием, нормы, сплачивающие общество, способствующие преодолению индивидуализма и агрессивности. По мере развития общества к этому смыслу добавляется изучение совести, добра и зла, сочувствия, дружбы, смысла жизни, самопожертвования и так далее. Выработанные этикой понятиямилосердие, справедливость, дружба, солидарность и другие, направляют моральное развитие социальных институтов и отношений. Основные проблемы этики: критерий добра и зла, добродетели и пороков; смысл жизни и назначения человека; свобода воли; долг, его совмещение с естественным желанием счастья. Термин «этика» иногда употребляется также для обозначения системы моральных и нравственных норм определённой социальной группы. Являясь практической, нравственной философией, описывающей правильное и достойное поведение, этика в то же время является системой знаний о природе и происхождении морали. Это определяет наличие двух основных её функций — нравственно-воспитательной и познавательно-просветительской, поэтому в этике можно выделить две области — нормативную этику, направленную на жизнеучение и теоретическую этику, познающую мораль. Категория:Этика. Категория:Этические теории. Категория:Понятия этики. Нормативная этика. Прикладная этика. Мораль. Нормы морали. Моральное самосознание. Нравственность. Нравы. Социальное поведение. Социальные нормы.
Мораль — принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений. Мораль изучает отдельная философская дисциплина — этика. Мораль и этика часто используются как синонимы, однако мораль в большей степени обозначает взгляды, основанные на практике или обучении тому, как человеку вести себя в личных отношениях или в обществе, в то время как этика в большей мере относится к системе принципов, или к философии и их теоретическому обоснованию. В дескриптивном смысле «мораль» обозначает личные или общественные ценности, кодекс поведения или общественные нравы. Она не даёт объективных суждений о хорошем и плохом, но только описывает то, что считается хорошим или плохим. Дескриптивная этика — ветвь философии, которая изучает мораль с этой точки зрения. В нормативном смысле «мораль» претендует на описание того, что действительно хорошо или плохо (если такое существует), что может быть ценным независимо от ценностей или нравов каких-то конкретных людей или культур. Ветвь философии, относящаяся к морали с этих позиций, называется нормативной этикой. Категория:Мораль. Категория:Моральные качества. Категория:Кодексы поведения. Категория:Понятия этики. Нормы морали. Моральное самосознание. Этика. Нормативная этика. Прикладная этика. Нравственность. Нравы. Социальное поведение. Социальные нормы.
Этический кодекс или моральный кодекс — система правил или этических принципов, управляющих поведением членов определенного сообщества (социальной, профессиональной или этнической группы), выражающих понимание достойного поведения в соответствии с этическими принципами, моралью данного сообщества.
Прикладная этика — направление профессиональной этики, изучающее практические моральные проблемы (в частности, аборт, эвтаназия, смертная казнь, искусственное оплодотворение, использование атомной энергии). Как правило, проблемы, изучаемые прикладной этикой, имеют вид моральной дилеммы с двумя более или менее равнозначными и обоснованными решениями. Направления: Биоэтика — учение о нравственной стороне деятельности человека в медицине и биологии. Информационная этика — дисциплина, исследующая моральные проблемы, возникающие в связи с развитием и применением информационных технологий. Информационная этика связана с компьютерной этикой и философией информации. Компьютерная этика занимается исследованием поведения людей, использующих компьютер, на основе чего вырабатываются соответствующие нравственные предписания и своего рода этикетные нормы. Медицинская этика — дисциплина, раздел прикладной этики, изучающий медицинскую этику, правила и нормы взаимодействия врача с коллегами и пациентом. Экологическая этика, Бизнес-этика и т.д. Категория:Прикладная этика.
Моральный универсализм — метаэтическая позиция, согласно которой возможна этическая система, эффективно регулирующая поведение членов любого сообщества. Источником морального универсализма считается человеческая природа, в частности, восприимчивость человека, его способность к сопереживанию (эмпатия), к разуму и вытекающая из этого необходимость аргументации для убеждения. С другой стороны, простейшим обоснованием этой точки зрения служит очевидное наблюдение, что существует общее ядро у всех известных моральных кодексов, доказавших свою жизнеспособность: уважение к жизни, здоровью, собственности и личному достоинству, не только своим, но в равной мере чужим. В классической абстрактной форме этот тезис формулируется в золотом правиле нравственности: «Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе». Огромное число культурных традиций и отдельных мыслителей в той или иной мере выражают взгляды морального универсализма, от античных платоников и стоиков, через христиан и мусульман, к современным кантианцам, объективистам, сторонникам естественного права, прав человека и утилитаризма. Всеобщая декларация прав человека Организации Объединённых Наций может считаться выражением философии морального универсализма. Моральный абсолютизм — утверждение о существовании только одного источника нравственных норм, значимость которых признается универсальной и ничем не ограниченной. Моральный релятивизм — принцип, согласно которому не существует абсолютного добра и зла; отрицание обязательных нравственных норм и объективного критерия нравственности. Моральный релятивизм является противоположностью моральному абсолютизму. Моральный нигилизм — метаэтическая позиция, согласно которой ничто по сути не может быть моральным или аморальным.
Нормативная этика — научная дисциплина, раздел этики, изучающая существующие нормы морали, моралистические учения. Может рассматриваться как раздел теоретической этики — наука о нормах. Нормативная этика осуществляет поиск принципа (или принципов), регулирующих поведение человека, направляющих его поступки, устанавливающих критерии оценки нравственного добра, а также правила, которое может выступать в качестве общего принципа для всех случаев. Нормативная этика ставит своей целью поддержание в обществе основополагающих нравственных ценностей, задаёт нормы поведения в повседневных жизненных ситуациях. Апеллируя к разуму, нормативная этика использует доказательство, довод, аргумент, этим она, в отличие от морализаторства, привлекательна для критически мыслящей личности, формирует нравственные убеждения. Рассуждения, осмысленно обосновывающие положения морали, превращают внешние для личности моральные нормы во внутренние чувства, мотивирующие поведение. Исторические направления нормативной этики — стоицизм, гедонизм, эпикуреизм; современные — консеквенциализм (утилитаризм), деонтология, аретология. Категория:Нормативная этика. Категория:Нормативно-этические теории. Этика. Эвдемонизм. Утилитаризм. Социальное поведение. Социальные нормы.
Эвдемонизм — этическое направление, признающее критерием нравственности и основой поведения человека его стремление к достижению счастья. Согласно приверженцам эвдемонизма, наивысшим благом для человека является счастье. По словам Аристотеля, учение которого относят к эвдемонизму, счастье «мы всегда избираем ради него самого и никогда ради чего-то другого». Представители гедонистического направления в эвдемонизме отождествляли счастье и удовольствие. Однако, в отличие от гедонизма, удовольствие тут ставится в прямую зависимость от добродетелей человека. Категория:Нормативно-этические теории. Нормативная этика. Утилитаризм. Счастье.
Нормы морали (моральные нормы) — нормы поведения человека, возникающие из морали. Их исполнение является моральным долгом, их нарушение является источником моральной вины. Это одно из основных понятий этики. Они формируют систему, отличающуюся от остальных систем нормативных (права, нравы, этикета). Ряд авторов признает моральные нормы приоритетными по отношению к другим нормам. Другие указывают, что абсолютизирование моральных норм и рассмотрение их в качестве всеобщих и обязательных является источником фанатизма. Примерами высших норм морали являются норма авторства Фомы Аквинского: «Стремиться к добру, избегать зла», принцип стремления к «максимальной выгоде для максимального количества людей» Иеремии Бентама, категорический императив Канта или принцип «благоговения перед жизнью» Альберта Швейцера. Мария Оссовская сделала их классификацию: 1. Нормы, касающиеся биологического существования, в частности, запрет убийства или защита жизни животных. 2. Нормы о достоинстве, в том числе понятия чести. 3. Нормы, касающиеся независимости, в том числе основных личных свобод. 4. Нормы, касающиеся конфиденциальности. 5. Нормы, касающиеся доверия, в том числе правдивости, верности. 6. Нормы справедливости. 7. Нормы, касающиеся социальных конфликтов. 8. Нормы, сформулированные в виде рекомендаций, разного рода этические добродетели. 9. Нормы о других моральных нормах, в том числе: принцип, согласно которому аналогичные случаи должны рассматриваться подобным же образом; категорический императив Канта, в соответствии с которым следует применять только те нормы, которые мы хотели бы, чтобы они стали всеобщим законом (чтобы можно было их обобщить); принцип, согласно которому никто не должен быть судьей в собственном деле.
Консеквенциализм — группа моральных теорий, где критерием нравственной оценки является результат (консеквент) поведения: морально пра́вое действие или бездействие это то, которое даёт хорошие результаты или последствия (включая те последствия, которые возникли в ходе достижения этих результатов). Историческими формами консеквенциализма являлись эвдемонизм, гедонизм, утилитаризм и разумный эгоизм. Отличие от деонтологии, в том, что в деонтологии даётся оценка правильности или неправильности поведения в зависимости от следования моральным принципам, то есть от мотивации самого поведения, а не от результатов данного поведения. Он также отличается от этики добродетели, которая при определении моральности поступка фокусируется на моральных качествах субъекта больше, чем на последствиях его действия или бездействия. Эти три подхода к морали могут приводить как к одинаковым действиям и оценкам, так и к разным. Например, консеквенциалист не будет лгать, потому что ложь приведёт к отрицательным последствиям. Деонтологист не будет лгать, потому что это запрещается моральными предписаниями и правилами, а сторонник этики добродетели не будет лгать, поскольку ложь противна его добродетельной сущности, которую он намерен беречь. Однако разница в подходах становится очевидной, когда благих целей добиваются не благими средствами, и благие намерения приводят к негативным последствиям. Этические критики консеквенциализма полагают, что консеквенциализм следует максиме «цель оправдывает средства», которая утверждает, что «если цель очень важна, то любой путь её достижения является приемлемым».
Зло — антагонизм добра, нормативно-оценочная категория нравственного сознания, противоположная понятию «добро», обобщённо обозначает нравственно-отрицательное и предосудительное в поступках и мотивах людей и в явлениях действительности. Используется для характеристики, понимания и оценки вреда, ущерба, страданий. В широком смысле зло включает негативные состояния человека и силы, вызывающие эти состояния. В этом смысле термин «зло» относят ко всему, что получает у людей отрицательную оценку или порицается ими с какой-либо стороны. Например, и ложь, и безобразие подходят под понятие зла. Вопрос о преобладании зла или добра в мире составляет предмет спора между пессимистами и оптимистами. Зло в современном его понимании в некоторых учениях мыслиться как то, что мешает прогрессу, что препятствует частным интересам и интимным потребностям, что тормозит человеческую активность, что нарушает или искажает возможную оптимальную социальную организацию. Добро.
Утилитаризм — направление в этике (этическая теория), согласно которому моральная ценность поведения или поступка определяется его полезностью. Под полезностью поступка подразумевается интегральное удовольствие или счастье, полученное всеми затрагиваемыми сторонами за время действия последствий поступка. В основе утилитаризма лежат гедонизм или эвдемонизм — ценностные (аксиологические) учения, согласно которым, высшей ценностью является удовольствие или счастье. Строгие определения удовольствия и счастья на данный момент остаются проблемой. Проблемным остаётся и вопрос, являются ли эти понятия тождественными. Современные западные утилитаристы, как правило, отождествляют их. Утилитаризм является моральным учением на базе гедонизма/эвдемонизма и консеквенциализма. В отличие от гедонизма/эвдемонизма, он всегда является только предписательным, а не описательным, учением. Утилитаризм утверждает, что каждый человек должен стремиться поступать так, чтобы максимизировать удовольствие/счастье всех существ, которые способны его испытывать. Любой утилитарист является гедонистом или эвдемонистом, но обратное неверно. Гедонизм — аксиологическое учение, согласно которому удовольствие является высшим благом и смыслом жизни, единственной терминальной ценностью (тогда как все остальные ценности являются инструментальными, то есть средствами достижения удовольствия). Гедонизм как учение чисто аксиологическое: оно утверждает, что ценно, но не делает предписаний, как должны вести себя люди. Утилитаризм даёт конкретные предписания для поведения людей. Утилитаризм утверждает, что правильное общество должно быть организовано так, чтобы действия людей максимально приносили друг другу удовольствие и минимизировали страдание. Эвдемонизм — этическое направление, признающее критерием нравственности и основой поведения человека его стремление к достижению счастья. Категория:Утилитаризм. Нормативная этика. Счастье.
Профессиональная этика — термин, используемый для обозначения: системы профессиональных моральных норм (например «профессиональная этика юриста»); направления этических исследований относительно оснований профессиональной деятельности. Представляет собой систему моральных принципов, норм и правил поведения специалиста с учетом особенностей его профессиональной деятельности и конкретной ситуации. Она должна быть неотъемлемой составной частью подготовки каждого специалиста. Содержание любой профессиональной этики складывается из общего и частного. Общие принципы, базирующиеся на общечеловеческих нормах морали, предполагают: а) профессиональную солидарность; б) особое понимание долга и чести; в) особую форму ответственности, обусловленную предметом и родом деятельности. Частные принципы вытекают из конкретных условий, содержания и специфики той или иной профессии и выражаются, в основном, в моральных кодексах — требованиях по отношению к специалистам. Профессиональные этики, как правило, касаются лишь тех видов профессиональной деятельности, в которых наличествует разного рода зависимость людей от действий профессионала, то есть последствия или процессы этих действий оказывают особое влияние на жизнь и судьбы других людей или человечества. Виды: педагогическая, медицинская, юридическая, этика ученого, этика предпринимателя (бизнесмена), инженерная этика, журналистская этика, биоэтика. Профессиональные моральные нормы — это руководящие начала, правила, образцы, эталоны, порядок внутренней саморегуляции личности на основе этико-гуманистических идеалов. Каждый вид профессиональной этики определяется своеобразием профессиональной деятельности, имеет свои специфические аспекты в реализации норм и принципов морали и в совокупности составляет профессиональный кодекс морали.
Критика практического разума — основное этическое произведение Канта, непосредственное продолжение Критики чистого разума. В основе этики, согласно Канту, лежит не стремление к счастью (эвдемонизм), а стремление быть достойным счастья. Это осуществляется посредством выполнения долга, который Кант отождествляет с категорическим императивом. Основным атрибутом долга становится бескорыстность (в отличие от гипотетического императива, который определяется не бескорыстностью, а полезностью). По Канту долг не может быть чувством, ибо не предшествует опыту. Долг является именно императивом для свободной воли, т.е. общезначимым повелением (в отличие от максимы). Причем долг исходит из самоценности поступка. Императив — требование, приказ, закон. С появлением кантовской«Критики практического разума» императив — это общезначимое предписание, в противоположность личному принципу (максиме); правило, выражающее долженствование (объективное принуждение поступать так, а не иначе). Гипотетический императив имеет силу лишь при известных условиях; категорический императив выражает безусловное, неуклонное долженствование, он устанавливает форму и принцип, которым нужно следовать в поведении.

Комментарии специалистов

#519
Этика — наука, изучающая нравственность и мораль. 1. Нормативная этика «помогает» морали в выработке наиболее общих понятий (долга, смысла жизни и др.), в обосновании и оценке моральных ценностей, в установлении их субординации. Она выступает своеобразной формой связи теоретической этики и практической морали. Воплощаясь в нормативных формах знания, образующих систему норм практической морали, она по каналам этического образования и нравственного воспитания непосредственно участвует в преобразовании нравственной жизни общества и формировании личности. 2. Прикладная этика – совокупность принципов, норм и правил, выполняющих на основе нормативной этики практическую функцию научения людей должному поведению в конкретных ситуациях и в определенных сферах их жизнедеятельности. 3. Профессиональная этика — система моральных принципов, норм и правил поведения специалиста с учетом особенностей его профессиональной деятельности и конкретной ситуации. 4. Моральные нормы — это единичные частные предписания, например, "не лги", "уважай старших", "помогай другу", "будь вежлив" и др. Но их простота не означает легкости исполнения и требует от человека развития в себе способностей к их выполнению. Моральное сознание стремится выделить самые ценные нравственные характеристики человека. 5. Моральные ценности — а) предельно широкие требования к поведению личности, поддерживаемые мнением социальной группы или общества в целом; б) исходные положения, на основе которых строится вся мораль, всё моральное поведение человека. В качестве нравственных ценностей у всех народов почитаются честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм. Эти ценности, представляемые в их безупречном, абсолютно полном и совершенном выражении, выступают как этические идеалы. 6. Этический идеал — а) представление о нравственном совершенстве; б) высший моральный образец. 7. Категории морали: добро (всё, что является моральным, нравственно должным) и зло; долг (личностное ответственное следование нравственным ценностям); совесть (способность личности осознавать свой долг перед людьми); честь и достоинство личности (наличие у личности благородства, готовности к самоотверженности); счастье.
Добро и зло — дихотомия в философии, этике и религии нормативно-оценочных категорий, относящихся к социальным явлениям, действиям и мотивам людей, и означающих в обобщённой форме, с одной стороны, должное и нравственно-положительное, а с противоположной — нравственно-отрицательное и осуждаемое.
Агрессия (от лат. aggressio — нападение) — 1. Агрессивное поведение — мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам сосуществования людей, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический, моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт. 2. Агрессия (биология) — поведение животных, выражающееся в нападении или угрозе нападения (агрессивных демонстрациях) на особей своего (реже чужого) вида, связанное с эмоциями страха или ярости, при защите своей территории, добычи, полового партнера, установления иерархии подчинения в стае и т.п. 3. Агрессия (политика) — понятие современного международного права, которое охватывает любое незаконное с точки зрения Устава ООН применение силы одним государством против территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства. Агрессивность или враждебность — устойчивая характеристика субъекта, отражающая его предрасположенность к поведению, целью которого является причинение вреда окружающему, либо подобное аффективное состояние (гнев, злость). Хотя агрессивность играла решающую роль в ходе эволюции человека, некоторые психологи утверждают, что агрессивность не присуща человеческому существу изначально, что дети усваивают модели агрессивного поведения практически с момента рождения. Категория:Агрессия. Категория:Поведение. Категория:Черты личности. Порок.

Комментарии специалистов

#1264

Этика гуманизма – это этика восхождения, этика гуманных достижений, этика человечного творчества и творческого совершенствования человечности человека. Это – этика добродетельного участия и приношения даров на алтарь человечества. Этика гумаинизма – это этика человечности. Но что такое человечность? Практически все люди, если не знают (не в состоянии четко сформулировать, что это такое), то могут в жизни чувствовать и различать человечность от бесчеловечности. Скорее всего, человечность – это сложное человеческое состояние и способность. В ней соединяются забота о человеке, его признание как ценности и любовь к нему, почтительность и благоговение перед человеческой и всякой другой жизнью. В основе человечности лежат три краеугольных принципа: уважение, доброжелательность и совестливость. Венчает все это созвездие добродетелей, освещая их своим светом, – разум, который делает человечность мудрой и зрелой, зрячей и эффективной. Гуманистическая этика – это этика свободного и осмысленного морального самоопределения, самоактуализации, самореализации, совершенствования и прорыва к другим, лежащим вне личности реальностям – себе подобному, обществу и природе. Нравственные ценности, этика гуманизма составляют ядро гуманистического мировоззрения.

spinner