Философия — особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о наиболее общих характеристиках, предельно-обобщающих понятиях и фундаментальных принципах реальности (бытия) и познания, бытия человека, об отношении человека и мира. К задачам философии на протяжении её истории относились как изучение всеобщих законов развития мира и общества, так и изучение самого процесса познания и мышления, а также изучение нравственных категорий и ценностей. Философия фактически существует в виде множества различных философских учений, которые могут противостоять друг другу, но при этом и дополняют друг друга. Разделы и подразделы философии: 1. Метафизика — исследование первоначальной природы реальности, мира и бытия как такового. 2. Онтология — учение о бытии как таковом. 3. Эпистемология — вопросы знания и познания. 4. Логика — наука о формах, методах и законах интеллектуальной познавательной деятельности, формализуемых на логическом языке. 5. Этика —нравственность и мораль. 6. Аксиология — теория ценностей. 7. Эстетика — учение о сущности и формах прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни, об искусстве как особой форме общественного сознания. 8. История философии — исторические типы философии. 9. Философская антропология — учение о природе и сущности человека. 10. Философия права — исследование смысла права, его сущности и понятия, его оснований и места в мире, его ценности и значимости. 11. Социальная философия — вопрос о том, что есть общество и какое место занимает в нём человек. 12. Философия истории — вопросы об объективных закономерностях и духовно-нравственном смысле исторического процесса, о путях реализации человеческих сущностных сил в истории, о возможностях обретения общечеловеческого единства. 13. Философия сознания — природа сознания, а также соотношение сознания и физической реальности. 14. Философия культуры — раздел философии, рассматривающий культуру как целостность. 15. Философия науки — изучение понятия, границы и методологии науки. 16. Методология науки — учение о методах и процедурах научной деятельности. 17. Метафилософия — теория, исследующая функцию и предназначение философии, философия философии. 18. Философия религии — исследование религии. 19. Философия языка — выявление основополагающей роли языка и речи в познании и структурах сознания и знания. 20. Философия экономики — рассмотрение философских оснований экономической науки. 21. Политическая философия — изучение идей, относящиеся к политике, политическим ценностям, сущности политической действительности. Также: Праксеология. Сравнительная философия. Методология. Философия техники. Философия биологии. Философия медицины. Философия математики. Философия педагогики. Философия физики, и другие. Портал:Философия. Портал:Философия. Избранная личность. Шаблон:Разделы философии. Категория:Философия. Категория:Разделы философии. Категория:Философские направления и школы. Категория:Философские термины. Категория:Философские теории. Категория:Философия и общество. Категория:Философия по темам. Наука. Практическая философия. Мировоззрение. Мораль. Ценность.
Философия и Философ
Философия и Философ - здесь собраны термины, определения и комментарии в данной области знаний.
Философ — профессиональный мыслитель, занимающийся разработкой вопросов мировоззрения. Философом также может называться человек, принадлежащий к определённой философской школе, разделяющий её идеи или живущий в соответствии с этими идеями. Согласно Канту, основной смысл философии состоит в её гуманистическом признании, — философ есть человек, одушевлённый бескомпромиссным сознанием своей абсолютной ответственности перед самим собой и тем самым перед всем человечеством. Мыслитель — человек, наделённый способностью глубокого, философского мышления, философ. Мудрец — мудрый человек, мыслитель, человек большого ума. В Древней Греции различали «мудрецов» и «любителей мудрости» — философов, исторически поколение «мудрецов» сменилось поколениями «философов». Мировоззрение. Философское познание. Мышление.
Континентальная философия — термин, используемый для определения одной из двух главных «традиций» современной европейской философии. Такое название используется, чтобы отличить эту традицию от англо-американской или аналитической философии, потому что, в то время, когда различие было впервые отмечено (в середине двадцатого столетия), континентальная философия была доминирующим стилем философии в континентальной Европе, в то время как аналитическая философия была преобладающим стилем в англоговорящем мире. Направления: философия жизни; феноменология; экзистенциализм; герменевтика; критическая теория(в смысле Франкфуртской школы); неотомизм; психоанализ; структурализм; постструктурализм; постмодернизм; деконструкция; французский феминизм; большинство ветвей марксизма и марксистской философии. Также: философия языка; философия техники; социальная философия; философия истории.
Вечные вопросы философии — общеупотребительное выражение для обозначения вопросов, которые, как считается, всегда сохраняют своё значение и актуальность, постоянно всплывают в философских теориях и истории философии. Английский философ Бертран Рассел в «Истории западной философии» формулирует «вечные вопросы философии» так: «Разделен ли мир на дух и материю, а если да, то что такое дух и что такое материя? Подчинен ли дух материи или он обладает независимыми способностями? Развивается ли вселенная по направлению к некоторой цели? Если же существует образ жизни, который является возвышенным, то в чем он состоит и как мы его можем достичь?». Проблема единства мира (плюрализм, дуализм, монизм), проблема человека (его сущность и природа, место в мире, ценности, смысл жизни и т.п.), проблема свободы (свобода воли и ответственность человека) и многие другие «вечные вопросы» получают своё решение в каждую эпоху в соответствии с уровнем достигнутых знаний и культурными особенностями. Нерешённые проблемы философии.
Теория всего в философии — термин для обозначения всеобъемлющей философской концепции, описывающей природу или бытие всего сущего. Термин «теория всего» позаимствован из физики, в которой на протяжении длительного времени ведутся попытки построения теории, описывающей все известные фундаментальные взаимодействия. Философская теория всего, по мнению ряда философов, должна отвечать на такие вопросы, как «Почему постижима реальность?», «Почему законы природы именно таковы?», «Почему что-либо вообще существует?» и т. д.
Философское познание - это особый тип целостного познания мира. Спецификой философского познания является стремление выйти за пределы фрагментарной действительности и найти фундаментальные принципы и основы бытия, определить место человека в нём. Философское познание основано на определённых мировоззренческих предпосылках. В его состав входят: гносеология, онтология и этика. В процессе философского познания субъект стремится не только понять бытие и место человека в нём, но и показать, какими они должны быть (аксиология), то есть стремится создать идеал, содержание которого будет обусловлено избранными философом мировоззренческими постулатами.
Практическая философия — это область философии, изучающая человеческую деятельность на практике. В практическую философию входят такие философские дисциплины, как этика, эстетика, философия права, социальная, политическая, экономическая философии и т. д. Шаблон:Разделы философии.
Комментарии специалистов
#248Философия — это критическое мышление, целью которого есть установление предельных оснований всякого знания. Критическое мышление — интеллектуально упорядоченный процесс активного и умелого анализа, концептуализации, применения, синтезирования и оценки информации. Критическое мышление есть высший этап мышления по сравнению с докритическим. Его развитие является неотъемлемой частью становления современного человека. Но не всякое критическое мышление можно считать философией, а лишь такое, целью которого является предельные основания. Предельные основания — это такие основания знания, которые являются конечными и последними знаниями о предмете с исчерпывающим ответом на вопрос о нем. Иными словами, предельные основания обобщают знания о некоем предмете до такой степени, что более нечего нельзя сказать о нем.
Комментарии специалистов
#238Аналитическая философия — англо-американская традиция философии, получившая широкое распространение в середине XX века. Аналитическая философия не представляет собой единой школы. От позитивизма она заимствует антиметафизическую направленность (критика философских «псевдопроблем»), сциентизм и опору на опытное знание, а от прагматизма — здравый смысл. Термин аналитический указывает на идеалы ясности, точности и логической (Аристотель называл логику аналитикой) строгости мышления, которые стремятся осуществить представители данного направления философии. Общими для аналитической философии являются следующие моменты: лингвистический поворот — философские проблемы определяются как лежащие в области языка, поэтому их решение связано с анализом языковых выражений; семантический акцент — сосредоточение внимания на проблемах значения; аналитический метод — предпочтение анализа всем остальным видам философской рефлексии. Категория:Аналитическая философия.
Философские чувства. Мы привыкли отождествлять философию с мышлением. Философскими могут быть не только мысли, но и чувства. Среди множества чувств выделяются такие, которые обращены к миру в целом, к законам бытия, к природе человека, времени и пространству и благодаря своей универсальности поднимаются до ранга философских. Да и вообще почему философия, как любовь к мудрости, должна проявляться только в мыслях, а не в чувствах? Ведь любовь — это чувство, да и мудрость — не обязательно мысль, а скорее мыслечувствие, сплав того и другого. Мудрость — это способность эмоционального наполнения мысли и интеллектуального наполнения чувства. Можно взглянуть на задачи философии более широко: не только объяснение или изменение мира, но и воспитание предельно емких чувств, относящихся к миру, к бытию, к человеку. Более того, именно развитие философских чувств может стать решающим звеном перехода от объяснения мира к его изменению, т. е. центральной, всесвязующей интенцией философии. Чувство исходит из понимания и переходит в действие, связуя теорию и практику. Философская мысль отличается от нефилософской тем, что охватывает законы мироздания в целом. Философски чувствительный человек переживает свое отношение к миру в целом как эмоциональную драму. Предмет философских чувств — бытие как таковое и такие универсалии, как единое и многое, свобода и необходимость, жизнь и разум, пространство и время. Чувство потерянного времени вследствие того, что не успеваешь выполнить намеченное, — это просто чувство. Но меланхолия времени, чувство всеобщей бренности и обреченности, неумолимого хода вещей, разрушающего все родное, любимое, — это философское чувство. Еще одно важное философское чувство — удивление. Если удивление — начало философии, то оно же — и ее итог. Не только удивление побуждает размышлять (Аристотель), но и размышление ведет к еще большему удивлению (Кант). Философическими могут быть и боль, и скорбь, и скука, и веселье, и ликование, если они переживаются за все человечество. Любое чувство, достигающее универсальности, может стать философским, и здесь нужно поставить вопрос o природе самих универсалий, составляющих предмет философии. Философично не только мыслить о радости, но и испытывать радость, если эта радость обращена не к конкретным событиям или ситуациям, но ко множеству вещей, к построению мироздания в целом, к законам бытия. Призвание философии — формировать не только наши мысли, но и чувства, способствовать их развитию и углублению. Не только интеллектуально объяснять мир, но делать нас чувствующими гражданами мироздания, т. е. восходить от чувств единичных, ситуативных, житейских к мирообъемлющим. Призвание философии в том, чтобы мыслями раздвигать область чувств. Чтобы любовь, и радость, и надежда, и боль, и скорбь переживались крупно, вселенски, не исчерпываясь житейскими ситуациями. И чтобы на вершине этих переживаний рождались новые чувства, для которых еще нет понятий в языке, потому что в обычных ситуациях эти чувства проявляются редко. Философии необходимо пройти курс сентиментального воспитания, чтобы приобрести способность, по выражению византийских исихастов, «погружать ум в сердце», переживать то, что она мыслит. Воспитание философских чувств — важнейшая часть духовного воспитания, да и философского образования. На философских факультетах изучают школы, системы, категории, но важно не только изучать категории мысли, т. е. образовывать свой ум, но и развивать философские чувства, способы переживания мира, удивляться великому в малом, страдать от неразрешимых противоречий бытия, воодушевляться диалектикой и т. д. Если бытовые эмоции вызываются причинами локальными, житейскими, то философские — состоянием мира, устройством бытия, ходом истории. И они не просто вызываются состоянием мира, но и сами ведут к его изменению. Маркс писал, что когда идеи овладевают массами, они становятся материальной силой. Но массами овладевают не сами по себе идеи, а идеи-эмоции, т. е. сильные чувства, которые равнообъемны и равномощны идеям, т. е. относятся не к частному, а к коллективному опыту, охватывают жизнь общества или всего человечества. Эмоциональной мотивации частного поведения соответствует мотивация философскими эмоциями на уровне исторических процессов. Сильнее всего на мир воздействуют именно эмоции, причем философского масштаба. Революцию совершает философская эмоция несправедливости мироустройства, озлобленности на существующий порядок вещей. Научные открытия совершаются философскими эмоциями удивления перед загадками мироздания. В основе художественных произведений и технических изобретений лежит радостное чувство свободы, позволяющей творчески преображать мир.