menu

Наука и Методология науки

Наука и Методология науки - здесь собраны термины, определения и комментарии в данной области знаний.

Наука — область человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности. Эта деятельность осуществляется путём сбора фактов, их регулярного обновления, систематизации и критического анализа. Научный метод — система категорий, ценностей, регулятивных принципов, методов обоснования, образцов и т. д., которыми руководствуется в своей деятельности научное сообщество. Науковедение — исследовательская отрасль, занимающаяся изучением науки, её структуры, динамики, взаимодействие и связь с различными социальными институтами, материальной и духовной жизнью. Так называемая «наука о науке». Философия науки — раздел философии, изучающий понятие, границы и методологию науки. Научная картина мира — множество научных теорий в совокупности, описывающих известный человеку мир, целостная система представлений об общих принципах и законах устройства мироздания. Популяризация науки — процесс распространения научных знаний в современной и доступной форме для широкого круга людей. Точные науки — отрасли науки, в которых изучают количественно точные закономерности и используются строгие методы проверки гипотез, основанные на воспроизводимых экспериментах и строгих логических рассуждениях. Классификация наук: 1.Формальные науки (основные: математика, логика, кибернетика, теоретическая информатика, теория информации, теория систем, теория принятия решений, статистика). 2.Общественные науки (основные: юриспруденция, экономика, психология, филология, лингвистика, риторика, социология, история, политология, педагогика, культурология, социальная география, антропология). 3.Гуманитарные науки (включают некоторые разделы философии, культурологию, религиоведение, филологию, лингвистику, литературоведение, искусствознание, педагогику, отчасти историю, психологию, антропологию, этнографию, когнитивистику). 4.Естественные науки (основные: физика, химия, биология, астрономия, география, геология. Затем на стыках этих наук появились геофизика, астрофизика, биофизика, биохимия, физическая химия, химическая физика, геохимия, метеорология, климатология и такие прикладные науки как агрохимия, экология, химическая технология, горная наука и другие). 5.Технические науки (примеры: архитектура, биотехнология, информатика, кораблестроение, космонавтика, материаловедение, механика, машиностроение, системотехника, химическая технология, электротехника, ядерная энергетика). Шаблон:Наука. Портал:Наука. Категория:Наука. Категория:Списки:Наука. Категория:Научный метод. Категория:Философия науки. Категория:Научная картина мира. Категория:Популяризация науки. Категория:Наука и общество. Категория:Формальные науки. Категория:Общественные науки. Категория:Гуманитарные науки. Категория:Естественные науки. Категория:Технические науки. Категория:Разделы наук. Категория:Научные издания. Методология науки. История науки. Эпистемология. Знание. Познание. Экономика знаний. Нерешённые проблемы науки.

История науки — развитие разнообразных наук или история современного научного мировоззрения: картина исторического развития научных учений, фактов и явлений фиксируемых наукой, методологий, представлений, мировоззрений, процессов и проблем, влияние которых может быть прослежено во времени. История идей — наука об историческом процессе создания, сохранения и изменения человеческих идей. Основу метода составляет исследование единичных идей, которые вступают в новые сочетания друг с другом и меняют формы выражения, оставаясь относительно неизменными. Интеллектуальная история — история интеллектуалов, то есть история людей, которые создавали, обсуждали и пропагандировали различные идеи. В отличие от чистой истории философии (соответственно: науки, литературы и т. д.) и от истории идей, с которыми она тесно связана, интеллектуальная история изучает идеи через культуру, биографию и социокультурное окружение их носителей. Категория:История науки. Категория:Хронология науки.

Доктри́на (лат. doctrina — «учение, наука, обучение, образованность») — философская, политическая либо правовая теория, религиозная концепция, учение, система воззрений, руководящий теоретический или политический принцип. При схожести лексического значения с понятиями «концепция», «теория», доктрина имеет коннотации некоторой схоластичности и догматичности. Категория:Философские термины. Теория.

Нерешённые проблемы науки (Категория:) — к ним относятся гипотезы и открытые проблемы в различных областях науки и знания. Следовательно, у каждой научной дисциплины есть свой перечень нерешенных проблем: нерешённые проблемы современной физики, нерешённые проблемы химии, и т.п. Нерешённые проблемы современной физики: некоторые из этих проблем носят теоретический характер. Это означает, что существующие теории оказываются неспособными объяснить определённые наблюдаемые явления или экспериментальные результаты. Другие проблемы являются экспериментальными, а это означает, что имеются трудности в создании эксперимента по проверке предлагаемой теории или по более подробному исследованию какого-либо явления. Нерешённые математические проблемы — задачи, которые рассматривались математиками, но до сих пор не решены. Часто имеют форму гипотез, которые предположительно верны, но нуждаются в доказательстве. Категория:Нерешённые проблемы науки. Категория:Нерешённые проблемы философии. Категория:Открытые математические проблемы.
Формальные науки — совокупность наук, занимающихся исследованием формальных систем. К формальным наукам относятся: математика, логика, кибернетика, теоретическая информатика, теория информации, теория систем, теория принятия решений, статистика и др. Категория:Формальные науки.
Методология науки, в традиционном понимании, — это учение о методах и процедурах научной деятельности, а также раздел общей теории познания (гносеологии), в особенности теории научного познания (эпистемологии) и философии науки. Методология, в прикладном смысле, — это система (комплекс, взаимосвязанная совокупность) принципов и подходов исследовательской деятельности, на которые опирается исследователь (учёный) в ходе получения и разработки знаний в рамках конкретной дисциплины — физики, химии, биологии и других научных дисциплин. Не следует путать методологию с методикой. Методология — учение о методах, способах и стратегиях исследования предмета. Категория:Методология.
Фундаментальная наука — область познания, подразумевающая теоретические и экспериментальные научные исследования основополагающих явлений (в том числе и умопостигаемых) и поиск закономерностей, руководящих ими и ответственных за форму, строение, состав, структуру и свойства, протекание процессов, обусловленных ими; — затрагивает базовые принципы большинства гуманитарных и естественнонаучных дисциплин, — служит расширению теоретических, концептуальных представлений, в частности — детерминации идео- и формообразующей сущности предмета их изучения, — мироздания как такового во всех его проявлениях, в том числе и охватывающих сферы интеллектуальные, духовные и социальные. С точки зрения гносеологии (теории познания) фундаментальная наука доказывает познаваемость мира, обосновывает практическую целесообразность во взаимодействии наук, различных научных методов исследования естественых и гуманитарных наук.
Научное исследование — процесс изучения, эксперимента, концептуализации и проверки теории, связанной с получением научных знаний. Прикладные исследования — научные исследования, направленные на практическое решение технических и социальных проблем. Научно-исследовательский институт (НИИ) — государственное учреждение, специально созданное для организации научных исследований и проведения опытно-конструкторских разработок. Научно-техническая деятельность (НТД) — техническая деятельность, находящаяся на стыке научной и инженерной деятельности. Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) — совокупность работ, направленных на получение новых знаний и практическое применение при создании нового изделия или технологии. Категория:Научные исследования.

Тео́рия — учение, система научного знания, описывающая и объясняющая некоторую совокупность явлений и сводящая открытые в данной области закономерные связи к единому объединяющему началу. Представляет собой наиболее глубокое и системное знание о необходимых сторонах, связях исследуемого, его сущности и закономерностях. Теория выступает как информационная модель синтетического знания, в границах которой отдельные понятия, гипотезы и законы теряют прежнюю автономность и становятся элементами целостной системы. Теории формулируются, разрабатываются и проверяются в соответствии с научным методом. Теории предшествует гипотеза, получившая воспроизводимое подтверждение. Теория или сочетающиеся между собой теории становятся учением. Важное свойство теории - способность прогнозировать, на основе которой выполняется её верификация. Любые теории обладают целым рядом функций. Обозначим наиболее значимые функции теории: 1. Теория обеспечивает использующего её концептуальными структурами. 2. В теории происходит разработка терминологии. 3. Теория позволяет понимать, объяснять или прогнозировать различные проявления объекта теории. 4. Теория предсказывает появление определенных факторов. Объяснительная сила — это способность теории полно и точно описывать собственный объект. Одним из главных критериев объяснительной силы является предсказательная сила, то есть из двух теорий с общим объектом обладающей большей объяснительной силой признаётся та, в рамках которой можно составить более точный и достоверный прогноз. Предсказательная сила (англ. predictive power) — это термин философии науки, которым обозначается способность теории формулировать положения относительно ещё не исследованных объектов и явлений физического мира, исходя только из данных самой теории и без обращения к эмпирическим свидетельствам. Иными словами, это свойство теории, позволяющее ей предсказывать новые открытия. Эксперимент (от лат. experimentum — проба, опыт) — процедура, выполняемая для поддержки, опровержения или подтверждения гипотезы или теории. Фальсифицируемость (принципиальная опровержимость утверждения, опровергаемость, критерий Поппера) — критерий научности эмпирической или иной теории, претендующей на научность. Сформулирован К. Р. Поппером в 1935 году. Теория удовлетворяет критерию Поппера (является фальсифицируемой и, соответственно, научной) в том случае, если существует возможность её экспериментального или иного опровержения. Эмпирические данные (от др.-греч. «опыт») — данные, полученные через органы чувств, в частности, путём наблюдения или эксперимента. В философии после Канта полученное таким образом знание принято называть апостериорным. Оно противопоставляется априорному, доопытному знанию, доступному через чисто умозрительное мышление. Категория:Философия науки. Категория:Наука. Категория:Научный метод. Категория:Эпистемология. Область знания:Наука и Методология науки. Область знания:Эпистемология. Наука. Гипотеза. Верификация. Доктрина.

Объект исследования — в науке под ним подразумевают главное поле приложения сил учёных. В одной науке (научном направлении) однако может быть несколько объектов исследований, которые составляют логически связанное существо и цель исследований в этой науке (научном направлении).
Исследование: 1. В предельно широком смысле — поиск новых знаний или систематическое расследование с целью установления фактов. 2. В более узком смысле исследование — научный метод (процесс) изучения чего-либо. 3. Результат такого действия (исследования), научный труд, документ с описанием изученного объекта или чего-то. _Процедурные характеристики исследовательской методологии. В естествознании преобладает следующий алгоритм исследования: 1. Наблюдение явления. 2. Теоретический анализ в мировоззренческом и методологическом аспекте и поиск возможной концепции. 3. Построение (выбор) гипотезы. 4. Проектирование (разработка) метода и методик. 5. Обеспечение эксперимента, наглядно или однозначно дающего оценку. _В общественных науках прикладное исследование обычно выглядит следующим образом: 1. Постановка проблемы, выделение (определение) объекта и предмета исследования, определение целей и задач; планирование исследования; 2. Теоретическая часть: концептуальная модель исследования, описание понятий и категорий, взаимосвязей между ними. 3. Методологическая часть: исследовательский подход, описание методов сбора и методов анализа данных. 4. Практическая часть: результаты сбора данных, их анализ и представление результатов. 5. Выводы и рекомендации по результатам исследования. Категория:Мышление. Категория:Научные исследования. Научное исследование. Объект исследования. Методология науки. Проблема.
Конвенционализм — философская концепция, согласно которой научные понятия и теоретические построения являются в основе своей продуктами соглашения между учёными. Они должны быть внутренне непротиворечивы и соответствовать данным наблюдения, но не имеет смысла требовать от них, чтобы они отражали истинное устройство мира. Следовательно, все непротиворечивые научные (а также философские) теории в равной степени приемлемы и ни одна из них не может быть признана абсолютно истинной.
Научная школа — оформленная система научных взглядов, а также научное сообщество, придерживающееся этих взглядов. Формирование научной школы происходит под влиянием лидера, эрудиция, круг интересов и стиль работы которого имеют определяющее значение для привлечения новых сотрудников. Отношения внутри такого научного коллектива способствуют обмену информации на уровне идей (а не конечных результатов исследований), что значительно повышает эффективность творческой научной работы. Школа, в анализе развития наук, литературы, искусства и др. областей интеллектуального творчества — систематизирующая категория, обозначающая отдельные направления развития, представленные группами учёных, художников и т. п., взаимно близких по творческим принципам. Это - направление в науке, литературе, искусстве и т. п., связанное единством основных взглядов, общностью или преемственностью принципов и методов. В числе известнейших школ философской мысли древности — аристотелевские перипатетики.
Открытие — новое достижение, совершаемое в процессе научного познания природы и общества; установление неизвестных ранее, объективно существующих закономерностей, свойств и явлений материального мира. Лежит в основе научно-технической революции, придавая принципиально новые направления развитию науки и техники и революционизируя общественное производство. Результат творческой деятельности.
Проблема демаркации — проблема поиска критерия, по которому можно было бы отделить теории, являющиеся научными с точки зрения эмпирической науки, от ненаучных предположений и утверждений, метафизики, и формальных наук (логики, математики). Проблема демаркации — это также проблема определения границ науки, отделяющих её от других способов, которыми человек может излагать свои мысли, чувства и убеждения (литература, искусство и религия). Границы науки часто условны, исторически изменчивы и трудно определяемы аналитически. Даже после более чем столетнего диалога между философами науки и учёными в различных областях, несмотря на некоторые базовые согласия по основам научной методологии, ряд современных философов и историков науки отклонили эту идею разграничения как псевдопроблему. В настоящее время в философии науки существует намного больше согласия по частным критериям, чем по общему критерию демаркации между наукой и ненаукой

Закон (наука) — вербальное и/или математически выраженное утверждение, имеющее доказательство (в отличие от аксиомы), которое описывает соотношения, связи между различными научными понятиями, предложенное в качестве объяснения фактов и признанное на данном этапе научным сообществом согласующимся с ними. Непроверенное научное утверждение, предположение или догадку называют гипотезой. Закон, справедливость которого была установлена не из теоретических соображений, а из опытных данных, называют эмпирическим законом. Законы философии в ряде философских систем — необходимая взаимосвязь между событиями, явлениями и объектами, выраженная в наиболее общей форме. Философские законы зачастую выступают в виде концентрированного содержания этих философских систем. Однако сам вопрос о существовании объективных закономерностей как таковых зависит от занимаемой философской позиции и не всегда подразумевает существование каких-либо философских законов. Категория:Научные законы. Категория:Причинность.

Системный подход — направление методологии научного познания, в основе которого лежит рассмотрение объекта как системы: целостного комплекса взаимосвязанных элементов; совокупности взаимодействующих объектов; совокупности сущностей и отношений. Основные принципы: 1. Целостность, позволяющая рассматривать одновременно систему как единое целое и в то же время как подсистему для вышестоящих уровней. 2. Иерархичность строения, то есть наличие множества (по крайней мере, двух) элементов, расположенных на основе подчинения элементов низшего уровня элементам высшего уровня. 3. Структуризация, позволяющая анализировать элементы системы и их взаимосвязи в рамках конкретной организационной структуры. Как правило, процесс функционирования системы обусловлен не столько свойствами её отдельных элементов, сколько свойствами самой структуры. 4. Множественность, позволяющая использовать множество кибернетических, экономических и математических моделей для описания отдельных элементов и системы в целом. 5. Системность, свойство объекта обладать всеми признаками системы. Развёрнутое определение системного подхода включает также обязательность изучения и практического использования следующих восьми его аспектов: 1. Системно-элементного, состоящего в выявлении элементов, составляющих данную систему. 2. Системно-структурного, заключающегося в выяснении внутренних связей и зависимостей между элементами данной системы и позволяющего получить представление о внутренней организации (строении) исследуемой системы. 3. Системно-функционального, предполагающего выявление функций, для выполнения которых созданы и существуют соответствующие системы. 4. Системно-целевого, означающего необходимость научного определения целей и подцелей системы, их взаимной увязки между собой. 5. Системно-ресурсного, заключающегося в тщательном выявлении ресурсов, требующихся для функционирования системы, для решения системой той или иной проблемы. 6. Системно-интеграционного, состоящего в определении совокупности качественных свойств системы, обеспечивающих её целостность и особенность. 7. Системно-коммуникационного, означающего необходимость выявления внешних связей данной системы с другими, то есть её связей с окружающей средой. 8. Системно-исторического, позволяющего выяснить условия во времени возникновения исследуемой системы, пройденные ею этапы, современное состояние, а также возможные перспективы развития. Основные понятия: Система — совокупность элементов, действующих вместе как целое и выполняющих этим определенную функцию. Структура — способ взаимодействия элементов системы посредством определённых связей (картина связей и их стабильностей). Процесс — динамическое изменение системы во времени. Функция — работа элемента в системе. Состояние — положение системы относительно других её положений. Системный эффект (синергия) — такой результат специальной переорганизации элементов системы, когда целое становится больше простой суммы частей. Структурная оптимизация — целенаправленный итерационный процесс получения серии системных эффектов с целью оптимизации прикладной цели в рамках заданных ограничений. Элемент — часть, наряду с другими подобными частями, составляющая некоторое целое, например — систему или множество. Декомпозиция — разделение целого на части. Иерархия — положение частей или элементов чего-либо в порядке от высшего к низшему. Другие термины и дисциплины, связанные с темой: Общая теория систем (теория систем)Системный анализТеория решения изобретательских задач (ТРИЗ)Системная динамикаСистемная инженерия Жизненный цикл системыАрхитектура системыГомеостазМодель жизнеспособной системыЭмерджентность Адаптивная система Среда (теория систем)Самоорганизация Синергетика Сложная системаОткрытая системаТаксономия Классификация. Категория:Теория систем.

spinner