menu

Потребности и Мотивация

Потребности и Мотивация - здесь собраны термины, определения и комментарии в данной области знаний.
Потребность, нужда — внутреннее состояние психологического или функционального ощущения недостаточности чего-либо, проявляется в зависимости от ситуационных факторов. Потребность — вид функциональной или психологической нужды или недостатка какого-либо объекта, субъекта, индивида, социальной группы, общества. Являясь внутренними возбудителями активности, потребности проявляются по-разному в зависимости от ситуации. Потребности проявляются в виде эмоционально окрашенных желаний, влечений, стремлений, а их удовлетворение — в виде оценочных эмоций. Потребности обнаруживаются в мотивах, побуждающих человека к деятельности. Воспитание потребностей — одна из центральных задач формирования личности. Разделяют на: 1. Биологические - стремление человека поддерживать своё существование (потребность в пище, одежде, сне, безопасности, сексуальном удовлетворении, в экономии сил и пр.). 2. Социальные - потребность человека к общению, к популярности, к господству над другими людьми, к принадлежности к определённой группе, в лидерстве и признании. 3. Духовные — это потребность познать окружающий мир и себя самого, стремление к самосовершенствованию и самореализации, в познании смысла своего существования.

Мотивация — побуждение к действию; психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, задающий его направленность, организацию, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности. Мотив — материальный или идеальный предмет, представляющий терминальную (окончательную) ценность для субъекта, определяющий направление его деятельности, достижение которого и выступает смыслом деятельности. Наиболее простое определение мотива: мотив — это предмет потребности. Мотив часто путают с потребностью и целью, однако потребность — это, по сути, состояние организма, в котором ему объективно нечто требуется, а цель — результат сознательного целеполагания, психический образ того, что требуется в этом состоянии. Например: утоление жажды — потребность субъекта; представление того, как жажда будет утоляться субъектом — цель; бутылка с водой, к которой человек тянется — мотив. В таком контексте «мотив — это ресурс (вода), стремление получить или сохранить который обусловливает поведение субъекта». Мотивация (Викисловарь). Категория:Мотивация.

Мечта — особый вид воображения, представляющий собой самостоятельное создание новых образов и направленный на будущее, выражающий желания человека и, в отличие от творческого воображения, не включённый непосредственно в деятельность в данный момент. Образ, формируемый мечтой, как правило, имеет следующие признаки: конкретность желаемого (многие детали и частности); слабая выраженность конкретных путей к реализации; эмоциональная насыщенность, привлекательность образа; страстное стремление к воплощению; жажда осуществления нового. Мечта (Викисловарь). Мечтать. Мечтательность.

Направленность личности — это система устойчиво характеризующих человека побуждений (что человек хочет, к чему стремится, так или иначе понимая мир, общество; чего избегает, против чего готов бороться). При этом она достаточно динамична, то есть составляющие её побуждения (мотивы) не остаются постоянными, они взаимосвязаны, влияют друг на друга, изменяются и развиваются. При этом одни из компонентов являются доминирующими, в то время как другие выполняют второстепенную роль. Доминирующие побуждения определяют основную линию поведения личности. Она определяет избирательность отношений и активности человека и как подструктура личности включает в себя различные побуждения (интересы, желания, склонности и т. д.). Все эти побуждения взаимосвязаны в мотивационной сфере личности, то есть представляют собой систему. Данная система является индивидуальной, она формируется в процессе формирования и развития личности. Категория:Теория деятельности. Категория:Психология личности.
Интенция — направленность сознания, мышления на какой-либо предмет. В отличие от желания, которое представляет собой влечение, стремление к осуществлению чего-нибудь, замысел понимается как задуманный план действий, поэтому представляется целесообразным связывать интенцию прежде всего с замыслом. Намерение - предполагаемое действие, замысел.

Самомотивация - побуждение и подталкивание себя к исполнению назначенных целей, внутренний запуск энергии в том или ином направлении. Самомотивация — очень важный психический процесс, отвечающий за пропорциональность и поступательность естественного развития человека, а также за продуктивность его деятельности в целом. Чтобы что-то сделать, надо ощущать внутреннюю осознанную необходимость, внутреннюю неизбежность этого шага. Самомотивация – это то, что мы делаем, чтобы у нас всегда была энергия и было желание делать то, что мы делать выбрали. Самомотивация требует, чтобы мы верили в себя, оставались вдохновленными и продолжали идти вперед, несмотря на неудачи.

Желание — средняя степень воли, между простым органическим хотением, с одной стороны, и обдуманным решением или выбором — с другой. Желание (конкретизированная потребность) — потребность, принявшая конкретную форму в соответствии c: культурным уровнем и личностью индивида; историческими, географическими и другими факторами страны или региона. Влечение, драйв — инстинктивное желание, побуждающее индивида действовать в направлении удовлетворения этой потребности. Психическое состояние, выражающее недифференцированную, неосознанную или недостаточно осознанную потребность субъекта, — уже имеющее эмоциональную окраску, но ещё не связанное с выдвижением сознательных целей. Преходящее явление, ибо явленная в нем потребность либо угасает, либо осознается, превращаясь в конкретное желание, намерение, мечту и пр. Влечение — первичное эмоциональное проявление потребности человека; побуждение, ещё не опосредованное сознательным целеполаганием. Стремление - направленное движение; настойчивое желание сделать что-либо или добиться чего-либо, внутренне обусловленная необходимость.
Мотивация достижения — одна из разновидностей мотивации деятельности, связанная с потребностью индивида добиваться успеха и избегать неудач. Теория самодетерминации — психологический подход к пониманию человеческой мотивации, личности и психологического благополучия, в частности, рассматривающий подробно проблематику внутренней и внешней мотивации. Авторами данной теории являются два американских психолога — Эдвард Л. Деси и Ричард М. Райан. Наиболее важной с теоретической и с практической точек зрения является подтеория о наличии трёх базовых потребностей. Продолжая идеи А.Маслоу об иерархии человеческих потребностей, Деси и Райан сделали заключение о врождённости (т.е. изначальной их заданности у человека) трёх следующих психологических потребностей: 1. Потребность в самодетерминации (или потребность в автономии), которая представляет собой стремление чувствовать себя инициатором собственных действий, самостоятельно контролировать своё поведение. 2. Потребность в компетентности, под которой подразумевается желание субъекта достичь определённых внутренних и внешних результатов, стремление быть эффективным в чём-либо. 3. Потребность во взаимосвязи с другими людьми (relatedness need), которая обозначает стремление субъекта к установлению надёжных отношений, основанных на чувствах привязанности и принадлежности.

Комментарии специалистов

#865
Соотношение способностей и потребностей - способности и потребности представляют собой комплексное, континуально организованное образование. Ограничение и компенсация способностей и потребностей происходит в соответствии с законом, который формулируется следующим образом: компенсация ограниченных способностей или потребностей другими возможна только при совпадении их качественных и расхождении количественных характеристик. Из данного закона проистекают четыре следствия: 1. Избыточность по отношению друг к другу совпадающих по качеству способностей или потребностей ограничивает возможность их актуализации. 2. Недостаточность по отношению друг к другу совпадающих по качеству способностей или потребностей определяет возможность их частичной компенсации. 3. Избыточность способностей и недостаточность совпадающих с ними по качеству потребностей компенсируется за счёт актуализации качественно иных потребностей. 4. Недостаточность способностей и избыточность совпадающих с ними по качеству потребностей компенсируется за счёт актуализации качественно иных способностей.
Воля1. Воля (философия) — феномен регуляции субъектом своей деятельности и поведения. Воля отвечает за создание (формирование) целей и концентрацию внутренних усилий на их достижение. Воля — это не физическая, не эмоциональная, и не всегда сознательная деятельность человека; но деятельность, всегда отражающая принципы морали и нормы личности и указывающая на ценностные характеристики цели выбранного действия. Человек, осуществляя волевые действия, противостоит импульсивным желаниям. В современности проблема воспитания воли имеет большое значение для педагогики. В связи с этим разрабатываются различные методики, имеющие цель в тренировке способности поддержания усилий для достижения цели. Воля неразрывна с характером человека и играет значительную роль в процессе его формирования как личности. Считается, что характер совместно с интеллектом является основой волевых процессов. 2. Воля (психология) — способность человека принимать решения на основе мыслительного процесса и направлять свои мысли и действия в соответствии с принятым решением. Воля как активный процесс принятия решения противопоставляется пассивной неосмысленной реакции на окружающие раздражители — Слабости.
Выбор — принятие кем-либо одного решения из имеющегося множества вариантов. В психологии: выбор — наличие различных вариантов для осуществления воли. Наличие выбора связано с обоснованием свободы воли человека. Свобода воли — это возможность человека делать выбор вне зависимости от обстоятельств. Под обстоятельствами здесь могут пониматься как чисто внешние обстоятельства (насилие, принуждение, вознаграждение и т. д.), так и внутренние (инстинкты, симпатии и антипатии, убеждения и т. п.). Принятие решений (психология) - когнитивный процесс, результатом которого является выбор мнения или курса действий среди нескольких альтернативных возможностей. Каждый процесс принятия решения производит окончательный выбор, который может побуждать или не побуждать действие. Принятие решений — это процесс идентификации альтернатив и выбора среди них, основанный на ценностях и предпочтениях принимающего решение.
Система ценностей — понятие теории ценностей, обозначающее совокупность сложившихся у людей мнений о значении в их жизни вещей и явлений, встречаемых в природе и обществе («социальных установок»). Человек и общество опирается на систему ценностей при сравнении и выборе решений. Практический прорыв в изучении систем ценностей осуществил М. Рокич. Он разделил ценности на две группы: 1. Терминальные, или конечные, ценности, или ценности-цели, то есть убеждения в том, что достижение некоторых конкретных целей является смыслом человеческой жизни (или, по-другому, убеждения, что какая-то конечная цель индивидуального существования — например, счастливая семейная жизнь, мир во всем мире — с личной и общественной точек зрения стоит того, чтобы к ней стремиться). 2. Инструментальные ценности, или ценности-средства, то есть таланты, связанные с методами достижения целей (убеждения в том, что какой-то образ действий — например, честность, рационализм — является с личной и общественной точек зрения предпочтительным в любых ситуациях). Он выделил по 18 терминальных (конечных) и инструментальных ценностей. Система ценностей по Рокичу: Список А (терминальные ценности): 1. Активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни). 2. Жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом). 3. Здоровье (физическое и психическое). 4. Интересная работа. 5. Красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве). 6. Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком). 7. Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений). 8. Наличие хороших и верных друзей. 9. Общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе). 10. Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие). 11. Продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей). 12. Развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование). 13. Развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей). 14. Свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках). 15. Счастливая семейная жизнь. 16. Счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом). 17. Творчество (возможность творческой деятельности). 18. Уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений). Список Б (инструментальные ценности): 1. Аккуратность (чистоплотность, умение содержать в порядке вещи, порядок в делах). 2. Воспитанность (хорошие манеры). 3. Высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания). 4. Жизнерадостность (чувство юмора). 5. Исполнительность (дисциплинированность). 6. Независимость (способность действовать самостоятельно, решительно). 7. Непримиримость к недостаткам в себе и других. 8. Образованность (широта знаний, высокая общая культура). 9. Ответственность (чувство долга, умение держать слово). 10. Рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения). 11. Самоконтроль (сдержанность, самодисциплина). 12. Смелость в отстаивании своего мнения, взглядов. 13. Твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями). 14. Терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения). 15. Широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки). 16. Честность (правдивость, искренность). 17. Эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе). 18. Чуткость (заботливость). Ценность. Культурные ценности. Идеал. Аксиология.
Воля к жизни ― психологическая сила, призывающая человека к борьбе за выживание. Рассматривается как важный и активный процесс сознательных и бессознательных умозаключений. Особенно сильно проявляется в тех случаях, когда жизни угрожает серьёзная травма или болезнь. Существует важное соотношение между волей к жизни и экзистенциальными, психологическими, социальными и физическими источниками стресса. Концепция воли к жизни может рассматриваться как непосредственное воздействие надежды. Многие из тех, кто преодолел околосмертные переживания, указывали на сильное желание жить как на одну из главных причин их выживания. Воля к жизни считается базисным внутренним импульсом человека, но при этом не обязательно является основной движущей силой его действий. Так, в теории психотерапии Зигмунд Фрейд выделил так называемый принцип удовольствия, согласно которому человек старается строить свою жизнь так, чтобы получать больше удовольствия и избегать боли. Виктор Франкл, проведя некоторое время в немецком концлагере, разработал метод психотерапии, который называется логотерапия, основанный на поиске и анализе смыслов существования, или воле к смыслу. Пирамида потребностей по Маслоу подчёркивает врождённую тягу людей к любви и принятию их обществом, но этим желаниям также предшествует простая и мощная воля к жизни. По утверждениям психологов, человек всегда является ориентированным по отношению к некоторой поставленной цели. Анализируя концепцию воли к жизни, следует иметь в виду, что эта воля может быть увеличена или уменьшена силой других одновременно существующих внутренних импульсов. Психологи в целом признают существование воли к жизни, воли к радости, воли к превосходству и воли к человеческим связям. Некоторые специалисты среди этих импульсов выделяют также волю к идентичности или установлению значимых индивидуальных реакций. Однако именно воля к жизни является базисом, без которого невозможно удовлетворить прочие внутренние импульсы. Категория:Мотивация. Категория:Воля. Категория:Инстинкты. Категория:Метафизика. Инстинкт самосохранения. Телеономия.
Инстинкт самосохранения — это врожденная форма поведения живых существ в случае возникновения опасности, действия по спасению себя от этой опасности. Реализации этого инстинкта служат такие чувства, как боль и страх. Боль ощущается обычно как аномальное состояние организма, которое необходимо каким-либо образом устранить. Страх заставляет живое существо искать убежище и иногда провоцирует выброс в кровь адреналина. Термин «самосохранение» применяется и в переносном смысле, например, для описания адаптации человека в социуме с целью избежать эмоциональных и психологических травм. Примерами проявления инстинкта самосохранения являются: сезонные перелёты у птиц; впадение в спячку у млекопитающих; зарывание в ил при пересыхании водоёмов у рыб; определение хищниками животных по запаху. Единой концепции инстинкта самосохранения в науке не существует. Данный термин используется различными авторами для обозначения широкого спектра биологических процессов — от элементарных физиологических реакций до сложных поведенческих программ. Понятие «инстинкт самосохранения» также часто используется в литературе по социологии, где рассматривается в аспекте нарушения функционирования естественных процессов жизнедеятельности. Категория:Инстинкты. Категория:Этология. Категория:Мотивация. Инстинкт. Воля к жизни.  
Установка (психология) — неосознанное психологическое состояние, внутреннее качество субъекта, базирующееся на его предшествующем опыте, предрасположенности к определённой активности в определённой ситуации. Является глубинным содержанием имплицитной памяти. Установка предваряет и определяет развертывание любой формы психической деятельности. Она выступает как состояние мобилизованности, готовности к последующему действию. Обусловлена соответствующей ситуацией наличия у субъекта потребности и необходимостью её удовлетворения. Наличие у человека установки позволяет ему реагировать тем или иным конкретным способом на то или иное политическое или социальное событие или явление. Различаются два вида установок: общая и дифференцированная. Общая установка возникает в отношении больших классов явлений, дифференцированная — по отношению к отдельным объектам.
Полезность блага или товара — его способность удовлетворять какую-либо человеческую потребность. Полезность можно разделить на объективную и субъективную. Проблема измерения субъективной полезности в том, что у каждого человека может быть своя оценка полезности, существенно отличающаяся от средней. Полезность блага тем выше, чем большему числу потребителей оно служит, чем настоятельнее и распространённее эти потребности и чем лучше и полнее оно их удовлетворяет. Полезность является необходимым условием для того, чтобы какой-нибудь предмет приобрёл меновую стоимость. Характеристика полезности: 1. Полезность не имеет физического или материального существования, поскольку полезность существует в сознании потребителя. 2. Полезность не всегда полезна. Например, алкогольные напитки или сигареты считаются вредными для здоровья, но они могут иметь высокий уровень полезности для алкоголика или курильщика. 3. Полезность не всегда приятна. Например, медицинские лекарства или инъекции не дают никакого удовольствия, но могут иметь высокий уровень полезности для пациентов. 4. Полезность и удовлетворение — разные вещи. Например, потребитель, думая о покупке какого-либо товара, имеет в своей голове представление о полезности этого товара. Но удовлетворение наступает только после приобретения этого товара и/или его потребления. «Полезность» — ожидаемое удовлетворение, в то время как «удовлетворение» — наступившая или реализованная полезность. Категория:Полезность. Значимость. Значение.
Метапотребность - термин А. Маслоу, обозначает высшие, собственно человеческие потребности или потребности в личностном росте (в отличие от базовых или дефицитарных потребностей, таких, как физиологические, потребности в безопасности, потребности в принадлежности и любви). Примерами метапотребностей могут служить потребности в справедливости, красоте, смысле жизни, самоуважении, благодарности, самореализации, самотрансценденции, творческой самоактуализации.

Комментарии специалистов

#214
Цель в жизни - самая большая задача, которую хочется в жизни реализовать. Нужно ли вам иметь в жизни цель? Ваш ответ зависит от вашей философии жизни и от вашего развития личности. Многие люди живут без всяких больших целей, и ничего - хорошо живут, спокойно, не напрягая себя. Тот же, у кого есть цель - или цели - в жизни, живет жизнью более напряженной. Вам это надо? Когда у человека есть цель в жизни​, ему больше хочется жить. К тем людям, у кого есть цели в жизни, другие люди относятся с большим уважением, как к человеку с личностным потенциалом. Смысловое наполнение жизни – это ради чего стоит жить. Интересы и стимулы жить, цели в жизни, смыслы жизни, любимое дело. Близкие понятия: Мотив - ради чего человек что-то делает, главная и как правило осознаваемая причина поведения. То, что объясняет деятельность (поведение) человека, придает ему смысл. Цель жизни нужна тем, кому в жизни нужно много: много получить от жизни или много для жизни сделать.

Комментарии специалистов

#167
Успех в жизни – это правильно подобранные «ключи» к нашей индивидуальности, которые высвобождают в нас творческую энергию, вдохновение и страсть. Лучшая жизнь та, которая создается на фундаменте любви, вдохновения и страсти (к жизни). Это самые мощные и самые естественные вибрации творческой энергии. Степень «горения» человека этой энергией напрямую определяет его успех в жизни и то, насколько он сможет раскрыть свой потенциал. До сих пор неизвестен предел человеческих возможностей. Просто решите, как вы хотите прожить эту жизнь, умножьте это на десять, и делайте все возможное, чтобы пламя вдохновения и страсти к жизни с каждым днем разгорались все больше. С этого «огня» начинается путь к вашей самореализации, ко всему лучшему, что в вас есть, к вашим сверх-возможностям и сверх-результатам!

Комментарии специалистов

#160
Жизненные ценности — ценности человека, реально организующие его жизнь. Человек может выбирать свои ценности, но если он их выбрал, они становятся над ним и он им подчиняется. Ценность — то, чему человек осознанно назначает высокую цену, чем дорожит и ради чего готов жертвовать чем-то другим, платить усилиями, временем или деньгами. Это то, в безусловную важность чего человек верит, ради чего он живет, к чему стремится и чем руководствуется в своих выборах. У каждого из нас есть что-то очень важное, что мы любим, ценим и хотим, чтобы этого в нашей жизни было больше.
spinner