Головной мозг
Головной мозг - здесь собраны термины, определения и комментарии в данной области знаний.
Мозг (головной мозг человека) является органом центральной нервной системы, состоящей из множества взаимосвязанных между собой нервных клеток и их отростков. Головной мозг человека занимает почти всю полость мозгового отдела черепа, кости которого защищают головной мозг от внешних механических повреждений. B процессе роста и развития головной мозг принимает форму черепа. Головной мозг человека содержит в среднем 86 миллиардов нейронов и потребляет для питания 50 % глюкозы, вырабатываемой печенью и поступающей в кровь. Функции мозга включают обработку сенсорной информации, поступающей от органов чувств, планирование, принятие решений, координацию, управление движениями, положительные и отрицательные эмоции, внимание, память. Мозг человека выполняет высшие психические функции, в том числе мышление. Одной из функций мозга человека является восприятие и генерация речи. В современном научном сообществе точка зрения о том, что разум — продукт работы мозга, является главенствующей. Так же считают сторонники искусственного интеллекта. Кроме того имеют место высказывания о том, что разум компьютероподобен и алгоритмичен. Точки зрения «порождаемость разума мозгом» и «компьютероподобие разума» не обязательно сопутствуют друг другу. Существуют различные мнения по поводу взаимопроникновения мозга и таких понятий, как психика, сознание, ум, разум, рассудок, дух, душа, память. Мозг (Викисловарь). Категория:Головной мозг. Категория:Нейробиология.
Нейропластичность — это свойство человеческого мозга, заключающееся в возможности изменяться под действием опыта, а также восстанавливать утраченные связи после повреждения или в качестве ответа на внешние воздействия. Это свойство описано сравнительно недавно. Ранее было общепринятым мнение, что структура головного мозга остается неизменной, после того, как формируется в детстве. Мозг состоит из взаимосвязанных нервных клеток (нейронов) и клеток глии. Процесс научения может происходить посредством изменения прочности связей между нейронами, возникновения или разрушения связей, а также процесса нейрогенеза. Нейропластичность относится к процессам возникновения/разрушения связей и нейрогенезу.
Когнитивная нейробиология — наука, изучающая связь активности головного мозга и других сторон нервной системы с познавательными процессами и поведением. Особое внимание когнитивная нейробиология уделяет изучению нейронной основы мыслительных процессов. Когнитивная нейробиология является разделом как психологии, так и нейробиологии, пересекаясь с когнитивной психологией и нейропсихологией. Нейробиология — наука, изучающая устройство, функционирование, развитие, генетику, биохимию, физиологию и патологию нервной системы. Изучение поведения является также разделом нейробиологии, которая всё сильнее проникает в сферы психологии и другие науки. Категория:Нейробиология.
Комментарии специалистов
#701Синапс — место контакта между двумя нейронами или между нейроном и получающей сигнал эффекторной клеткой. Служит для передачи нервного импульса между двумя клетками. Чем больше связей, тем более развит наш мозг, он способен на большее. Благодаря синапсам мы запоминаем, создаем ассоциации, придумываем новое. Синапсы легко появляются, но также легко исчезают, если не закрепить эту связь. Наукой доказано, человек всю свою жизнь способен создавать новые синапсы - связи между нервными клетками мозга, и укреплять их. Такая пластичность мозга лежит в основе обучения, памяти, развития внимания и мышления, то есть является процессом создания нейронных связей в головном мозге. Если не тренировать и не развивать свои когнитивные способности, то эти связи теряются, тем самым ухудшается общее состояние мозга.
Нейрофизиология — раздел физиологии, изучающий функции нервной системы, наряду с нейроморфологическими дисциплинами. Нейрофизиология – теоретическая основа неврологии. Она тесно связана с нейробиологией, психологией, неврологией, клинической нейрофизиологией, электрофизиологией, этологией, нейроанатомией и другими науками, занимающимися изучением мозга. Нервная система — целостная морфологическая и функциональная совокупность различных взаимосвязанных нервных структур, которая совместно с эндокринной системой обеспечивает взаимосвязанную регуляцию деятельности всех систем организма и реакцию на изменение условий внутренней и внешней среды. Нервная система действует как интегративная система, связывая в одно целое чувствительность, двигательную активность и работу других регуляторных систем (эндокринной и иммунной). Нейробиология — наука, изучающая устройство, функционирование, развитие, генетику, биохимию, физиологию и патологию нервной системы. Изучение поведения является также разделом нейробиологии, которая всё сильнее проникает в сферы психологии и другие науки. Физиология высшей нервной деятельности (ВНД) является разделом физиологии, изучающим функции высшего отдела центральной нервной системы — коры больших полушарий головного мозга, посредством которой обеспечиваются сложнейшие отношения высокоразвитого организма с окружающей внешней средой. Физиология ВНД — это наука о деятельности ведущих отделов головного мозга. Категория:Нейрофизиология.
Комментарии специалистов
#302Структура головного мозга: мозг представляет собой одну из самых сложных и интересных загадок, с которой сталкивается наука. Наш мозг выполняет громадное количество функций. Вот лишь некоторые из них: обработка сенсорной информации; внимание; память; планирование; координация; формирование позитивных и негативных эмоций; мышление. Мозг условно делится по двум принципам: 1. Разделение функций мозга по полушариям. Правое полушарие: при его помощи вы сможете метафорически попасть из точки А в какую угодно другую. Выполняет следующие функции: пространственная ориентация; обработка невербальной информации; метафоры; музыкальность; эмоции; воображение; мечты; контроль движений левой половины тела. Левое полушарие: именно здесь задействовано логическое, критическое и научное мышление. Отвечает за наши языковые способности: речи, способности к письму и чтению. Также умеет запоминать даты, имена и факты. При его помощи мы можем попасть из точки А в точку Б. Если попадем в точку В, скорее всего это будет ошибкой в рассуждении. Функции: математические способности; аналитическое мышление; буквальное понимание слов; контроль движений правой половины тела; последовательная обработка информации. 2. Второй принцип разделения мозга — по долям. Их четыре: затылочная (отвечает за обработку зрительной информации); теменная (отвечает за способность складывать части в целое и обеспечивает трехмерное восприятие окружающего мира, также восприятие холода, тепла и боли); височная (отвечает за слуховые ощущения и за речь. Здесь находится гиппокамп, который контролирует долговременную память. Наши воспоминания хранятся именно тут) ; лобная (здесь находятся центры, отвечающие за: инициативность; самостоятельность; критическое мышление. Также отвечает за контроль и управление поведением, а также за планирование и освоение навыков).
Нейрон — структурно-функциональная единица нервной системы. Нейрон — электрически возбудимая клетка, которая обрабатывает, хранит и передает информацию с помощью электрических и химических сигналов. Нейрон имеет сложное строение и узкую специализацию. Клетка содержит ядро, тело клетки и отростки (дендриты и аксоны). В головном мозге человека насчитывается около 90—95 миллиардов нейронов. Нейроны могут соединяться один с другим, формируя биологические нейронные сети.
Нейрогенез — комплексный процесс, который начинается с пролиферации (разрастание ткани организма путём размножения клеток делением) клеток-предшественниц, миграции, дифференцировки новообразованных клеток и кончается образованием нового функционирующего и интегрированного в нейрональную сеть нейрона. Наиболее активный во время пренатального развития, нейрогенез ответственен за наполнение растущего мозга. Нейрогенез у взрослых — это явление, относительно недавно признанное научным сообществом, которое опровергло существовавшую долгое время научную теорию о статичности нервной системы и её неспособности к регенерации. Является одним из механизмов пластичности мозга, выражающихся в увеличении количества нейронов и структурной перестройке нейрональных сетей, образовании новых синапсов и изменении синаптической передачи. Предполагается, что эта пластичность важна для процессов обучения и памяти. Категория:Нейрогенез.