menu

Компетентность

Компетентность - здесь собраны термины, определения и комментарии в данной области знаний.

Компетентность — наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области. К существенным признакам компетентности относят уровень, определяемый комбинацией следующих критериев: уровень усвоения знаний и умений (качество знаний и умений); диапазон и широта знаний и умений; способность выполнять специальные задания; способность рационально организовывать и планировать свою работу; способность использования знания в нестандартных ситуациях (быстро адаптироваться при изменении техники, технологии, организации и условий труда). Знание. Умение. Навык. Опытное знание.
Компетенция (следует отличать от компетентности) — круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлён. Частные употребления термина: профессиональная компетенция — способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач. Компетенция (юриспруденция) — совокупность юридически установленных полномочий, прав и обязанностей конкретного органа или должностного лица. Термин в Викисловаре.
Профессионализм — особое свойство людей систематически, эффективно и надёжно выполнять сложную (профессиональную) деятельность в самых разнообразных условиях. Профессиональная деятельность - сложная деятельность, которая предстает перед человеком как конституированный способ выполнения чего-либо, имеющий нормативно установленный характер. Она является объективно сложной, поэтому трудна для освоения, требует длительного периода теоретического и практического обучения. В нормальном случае эта деятельность становится профессией и подразумевает материальное вознаграждение.
Должность — правовое образование, первичная неделимая структурная единица в организации или вне её, замещаемая физическим лицом, отвечающим установленным квалификационным требованиям, несущим должностные обязанности и наделённым должностными полномочиями, в соответствии с руководящими документами в той или иной сфере деятельности. В просторечии — пост. Должностная инструкция — документ, регламентирующий производственные полномочия и обязанности работника. Должностные инструкции разрабатывает руководитель подразделения для своих непосредственных подчиненных. Должностные инструкции на должности, находящиеся непосредственно в его подчинении, утверждает руководитель организации. На другие должности инструкции утверждают соответствующие заместители по функции. Первый экземпляр должностной инструкции на каждого работника хранится в отделе кадров, второй — у руководителя подразделения, третий — у работника. Полномочия — ограниченные права и обязанности кого-либо, регламентируемые служебными обязанностями на основании трудовых отношений между работниками той или иной отрасли в любой сфере деятельности.
Профессия — разновидность трудовой деятельности человека. Профессия требует владения теоретическими знаниями и практическими навыками, приобретаемыми в ходе специальной подготовки или получения специального образования. Специальность — комплекс приобретённых путём специальной подготовки и опыта работы знаний, умений и навыков, необходимых для определённого вида деятельности в рамках той или иной профессии.
Опытное знание (опыт) — совокупность знаний и навыков (умений), приобретённых в течение жизни, профессиональной деятельности, участия в исторических событиях и т. п. Опыт формируется не в результате обучения или абстрактных рассуждений, а под воздействием переживаний, впечатлений, наблюдений, практических действий.
Умение — освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретённых знаний и навыков. Формируется путём упражнений и создаёт возможность выполнения действия не только в привычных, но и в изменившихся условиях. Умение – владение практикой применения знания. Умения предполагают, в первую очередь, экстериоризацию. Умение — владение сложной системой психических и практических действий, необходимых для целесообразной регуляции деятельности имеющимися у субъекта знаниями и навыками. Навык — способность деятельности, сформированная путём повторения и доведения до автоматизма. Мастерство1. Умение, владение навыками в какой-либо области. 2. Высокое искусство выполнения чего-либо. Искусность — свойство по значению прилагательного "искусный": 1. Обладающий мастерством, большим умением; умелый. 2. Сделанный, выполненный с большим умением и тонкостью; мастерский. Умелость — свойство по значению прилагательного "умелый": 1. Хорошо умеющий делать что-либо, искусный, обладающий умением, ловкий. 2. Осуществленный (осуществляемый) с умением. Сноровка — ловкость в каком-либо деле, приобретённая привычкой, опытом; умение быстро и ловко справиться с каким-либо делом. Ловкость — свойство по значению прилагательного ловкий; способность легко и успешно делать что-либо (у термина есть и другие значения). Изобретательность — способность изобретать, находить решения. Находчивость — умение быстро находить выход из затруднительного положения; сообразительность. Сообразительность — способность быстро и правильно соображать, понимать.
Навык — деятельность, сформированная путём повторения и доведения до автоматизма. Всякий новый способ действия, протекая первоначально как некоторое самостоятельное, развёрнутое и сознательное, затем в результате многократных повторений может осуществляться уже в качестве автоматически выполняемого компонента деятельности. На формирование навыка влияют: 1. Мотивация, обучаемость, прогресс в усвоении, упражнения, подкрепление, формирование в целом или по частям. 2. Для уяснения содержания операции — уровень личного развития, наличие знаний, умений, способ объяснения содержания операции, обратная связь. 3. Для овладения операцией — полнота уяснения её содержания, постепенность перехода от одного уровня овладения к другому по определённым показателям (автоматизированность, интериоризованность, скорость и пр). Научение — относительно постоянные изменения в поведении, происходящие в результате практики — взаимодействия организма со средой; приобретение знаний, умений и навыков.
Квалификация — в некоторых областях этим термином называется либо процесс оценки уровня качества, либо сами предусмотренные уровни. Квалификация (образование) — уровень подготовки выпускников средних специальных и высших учебных заведений. Квалификация (трудовые отношения) — степень или уровень проявления профессиональных достоинств, степень соответствия определённому уровню профессиональных требований. Как правило, каждая должность имеет свой набор квалификационных требований.
Квалифицированность - профессиональная зрелость работников, их подготовленность к качественному выполнению конкретных видов работ, определяемые наличием знаний, умений, профессиональных навыков, опыта. Высококвалифицированный - обладающий высокой (хорошей) квалификацией.

Гибкие навыки или мягкие навыки (англ. soft skills) — комплекс неспециализированных, важных для карьеры надпрофессиональных навыков, которые отвечают за успешное участие в рабочем процессе, высокую производительность и являются сквозными, то есть не связаны с конкретной предметной областью. Гибкие навыки, в отличие от профессиональных навыков в традиционном понимании (рассматриваемых в этом дискурсе как «жёстких», от англ. hard skills), не зависят от специфики конкретной работы, тесно связаны с личностными качествами и установками (ответственность, дисциплина, самоменеджмент), а также социальными навыками (скорость адаптации, коммуникация, в частности, слушание; работа в команде, эмоциональный интеллект) и менеджерскими способностями (управление временем, лидерство, решение проблем, критическое мышление). Единой классификации гибких навыков на данный момент не существует, так же, как и не определено точное количество качеств и умений, подходящее под определение гибких навыков. Так перечисленные выше навыки дополняются особенностями мышления (скорость, креативность, гибкость и системность).Навыки данного класса сложно отслеживать, измерять в связи со значительной гуманитарной составляющей, не поддающейся простым чётким определениям и метрикам. Однако, на сегодняшний день существуют тесты и методики проведения собеседований, помогающие оценить уровень развития данной группы навыков. Трансформация образования в условиях технологической революции приводит к возрастанию потребности в гибких навыках, и на сегодня определяют их как критически важный фактор трудоустройства в условиях современного рынка труда. Для освоения гибких навыков существуют различные способы, среди которых специалисты выделяют тренинги, корпоративные программы подготовки и обучения, наставничество и коучинг.

Эффективность — соотношение между достигнутым результатом и использованными ресурсами. Эффективность (философия) — способность выполнять работу и достигать необходимого или желаемого результата с наименьшей затратой времени и усилий. В философии под эффективностью понимается способность действующей причины произвести определённый эффект. Экономическая эффективность — это соотношение полученных результатов производства — продукции и услуг, и затрат труда и средств производства. Энергоэффективность — эффективное (рациональное) использование энергетических ресурсов. Использование меньшего количества энергии для обеспечения того же уровня энергетического обеспечения зданий или технологических процессов на производстве. Результат — последствие цепочки (череды) действий (итог) или событий, выраженных качественно или количественно. Возможные результаты включают преимущество, неудобство, выгоду, потерю, ценность и победу. Результативность — отношение фактического результата (измеряемого показателя) к плановому.

Комментарии специалистов

#203
Навыки успеха: 1. Ораторское искусство. 2. Самодисциплина. 3. Коммуникативные навыки и работа в команде. 4. Критическое мышление. 5. Поиск новых идей и возможностей. 6. Расслабление. 7. Аналитический склад ума. 8. Письменные навыки. 9. Принятие решений. 10. Базовые финансовые навыки.

Комментарии специалистов

#142
Знания постоянно меняются, а грамотные лидеры не перестают приобретать их и применять в работе. Учеба превратилась в насущную необходимость: чтобы успевать за изменениями и ничего не упустить, бизнес-лидеры вынуждены становиться вечными студентами. Они должны не только любить учиться, но и испытывать постоянную потребность в обретении новых навыков. Вечных студентов независимо от их возраста и сферы деятельности необходимость учиться чему-то новому не пугает, а радует.

Комментарии специалистов

#103
Навыки успеха: научитесь фокусироваться; станьте экспертом в области делового общения; преодолевайте страх неудачи; эффективно управляйте своим временем; ставьте долгосрочные цели и каждый день делайте шаг им навстречу; никогда не сдавайтесь, как бы тяжело ни приходилось; сосредоточьтесь на положительных моментах и вытесняйте негатив; никогда не ищите легких путей и не пытайтесь срезать углы; изучите основные принципы продаж и маркетинга; вложите душу в создание бренда.
Навыки успеха - каждый успешный человек обладает своим уникальным набором навыков, однако если проанализировать каждого отдельно, то можно заметить определенные шаблоны поведения и действий, которые позволяют им достичь вершин. По автобиографиям многих видных деятелей можно с уверенностью сказать, какими качествами они обладали. Существуют универсальные навыки, способствующие достижению успеха, и не имеет значения, в какой сфере деятельности человек стал успешен: 1. Страсть (Такие люди не просто имеют страсть к своей профессии, в которой они достигли многого, но и в целом к жизни. Как правило, им интересны многие аспекты бытия и они берут из каждого самое лучшее. Музыка, природа, искусство, чтение, люди, технологии, наука — вот чем интересуется большинство из них). 2. Тяжелая работа (По успешным и счастливым людям часто и не скажешь, что они много и тяжело работают. Они выглядят радостными и бодрыми, кажется, что работа занимает в их жизни не первое место, однако это обманчивое впечатление. Секрет в том, чтобы быть невероятно трудоспособным и при этом быть счастливым и довольным жизнью). 3. Настойчивость. 4. Гибкость (Способность менять ошибочную стратегию и подстраиваться под новые требования без потери своего «я» — очень важный навык для любого человека. Если что-то не работает, нужно найти другой путь). 5. Умение общаться с людьми. 6. Креативность. 7. Создание ценности. 8. Избирательная практика (Способность направлять энергию на конкретный аспект работы и повышать его с каждым днем. У японцев такой подход называется кайдзен). 9. Перфекционизм (Перфекционизм, как правило, заслужено оценивается негативно. Если вы хотите избежать стресса, то не должны быть перфекционистом. Однако большинство известных людей были именно такими. Их работы отличаются филигранной точностью, они становятся эталоном. Расплата за это — порой годы потерянного времени лишь на то, чтобы сделать продукт на 1% качественнее). 10. Лидерство. 11. Поиск нового. 12. Интуиция. 13. Принятие решений. 14. Правильное отношение к деньгам. 15. Концентрация.
spinner