menu

Социальная среда

Социальная среда - здесь собраны термины, определения и комментарии в данной области знаний.
Социальная среда — совокупность материальных, экономических, социальных, политических и духовных условий существования, формирования и деятельности индивидов и социальных групп. Социальная макросреда охватывает экономику, общественные институты, общественное сознание и культуру. Социальная микросреда включает непосредственное окружение человека - семью, трудовую, учебную и другие группы.
Межличностные отношения — совокупность взаимодействий между людьми. Эти отношения преимущественно основаны на связях, существующих между членами общества благодаря разным видам общения: в первую очередь визуальному (или невербальным связям, которые включают в себя как внешний вид, так и телодвижения, жесты), лингвистическому (устная речь), аффективному, а также языкам, построенным в результате развития сложных обществ (экономических, политических и т. д.). Шаблон:Межличностные отношения. Категория:Межличностные отношения. Психологическая совместимость. Дружба.

Общественные отношения (социальные отношения) — это различные социальные взаимосвязи, возникающие в социальном взаимодействии, связанные с положением людей и функциями, выполняемыми ими в обществе. Групповые отношения — совокупность социальных связей и взаимодействий между людьми в контексте групп. Под группой понимается совокупность элементов, объединенных чем-то общим.

Психологическая совместимость — характеристика длительного взаимодействия между двумя и более индивидами, при котором проявления свойственных данным индивидам устойчивых черт характера не приводят к длительным и неразрешимым без внешнего вмешательства противоречиям. Межличностная аттракция — механизм восприятия другого человека, возникающий на основе устойчивого положительного чувства, которое способствует формированию привязанности, дружеских чувств, симпатии или любви. Привязанность — чувство близости, основанное на глубокой симпатии, влюбленности, преданности кому-либо или чему-либо. Привязанность в зрелом возрасте — чувство привязанности, возникающее у взрослых людей в рамках партнёрских отношений. Теория привязанности — психологическая модель, которая пытается описать динамику долгосрочных и краткосрочных межличностных отношений. Шаблон:Межличностные отношения. Категория:Межличностные отношения.
Аффилиация — это стремление быть в обществе других людей, потребность человека в создании тёплых, доверительных, эмоционально значимых отношений с другими людьми. Стремление к сближению с людьми, дружба, любовь, общение — всё это попадает под понятие аффилиация. Формирование данной потребности обусловлено характером взаимоотношений с родителями и сверстниками в раннем детстве и может нарушаться при ситуациях, сопряжённых с тревогой, неуверенностью в себе и приводящих к возникновению чувства одиночества, беспомощности. При этом общество других людей позволяет проверить избранный способ поведения и характер реакций на сложную и опасную обстановку. В известной мере близость других приводит и к прямому снижению тревожности, смягчая последствия физиологического и психологического стресса. Блокирование аффилиации вызывает такие чувства, как одиночество, отчуждённость, фрустрация.
Доверие в социологии и психологии — открытые, положительные взаимоотношения между людьми, содержащие уверенность в порядочности и доброжелательности другого человека, с которым доверяющий находится в тех или иных отношениях. Термин в Викисловаре.
Дружба — личные бескорыстные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи. Дружба (Викисловарь). Категория:Дружба.
Нетворкинг — это социальная и профессиональная деятельность, направленная на то, чтобы с помощью круга друзей и знакомых работающих или имеющих связи в той или иной сфере максимально быстро и эффективно решать сложные жизненные задачи (пример: устроить ребенка в детский сад, найти работу, познакомиться с будущим супругом) и бизнес-вопросы (пример: находить клиентов, нанимать лучших сотрудников, привлекать инвесторов). При этом, в сути нетворкинга лежит выстраивание доверительных и долгосрочных отношений с людьми и взаимопомощь.

Выиграл/Выиграл (Win-Win) - это философия, направленная на постоянный поиск взаимной выгоды при всех взаимодействиях людей друг с другом. Есть шесть вариантов взаимоотношений людей друг с другом: 1. Выиграл/Проиграл. 2. Проиграл/Проиграл. 3. Проиграл/Выиграл. 4. Выиграл. 5. Выиграл/Выиграл. 6. Не связываться. Самый распространённый: выиграл/проиграл. Нас с детства учат побеждать, быть лучше других. Люди с таким мировоззрением убеждены, что если где-то прибавилось, то где-то обязательно убавилось. Это установка на конфронтацию, соперничество, интриги, борьбу с другими. Любопытен вариант проиграл/проиграл. Никто в здравом уме не станет выбирать его, но часто люди оказываются в этой ситуации. Взаимный проигрыш является результатом позиции выиграл/проиграл. Физическая агрессия, насилие, войны обычно ведутся людьми с позиции выиграл/проиграл, а приводят в большинстве случаев к ситуации проиграл/проиграл. В духе проиграл/выиграл мыслят депрессивные люди, склонные считать, что они будут обмануты, ограблены, что всё для них закончится плохо, и кто-то на их горе наживётся. Это позиция жертвы. Вариант "выиграл": так действуют эгоцентричные люди, которых заботят только их интересы. Высокоэффективные люди стремятся ко всеобщей победе, к взаимной выгоде: мыслят в духе выиграл/выиграл. И добиваются этого. Если же прийти к взаимовыгодному соглашению не удаётся, тогда можно "не связываться" (6-ой вариант), не заключать соглашение, чтобы избежать ситуации разочарования. Это разумный путь: мы отказываемся от взаимодействия, но сохраняем хорошие отношения. Парадигма выиграл/выиграл самая эффективная.

spinner