Популяризация (науки) — это объяснение того, что такое научный поиск и какие изменения научные открытия вносят в нашу действительность, людям, которые напрямую с наукой не связаны.

Алексей Ремович Хохлов
Алексей Ремович Хохлов (1954). Советский и российский физик, специалист в области физики полимеров.
— Какое место популяризация и коммуникация науки должны занимать в жизни ученого?
— Я считаю, что это обязанность ученого. Не только делать открытия и получать новые научные результаты, но и рассказывать об этих результатах доступным языком для людей, не связанных с наукой. Во-первых, это определенная ответственность ученого — объяснять, чем он занимается и какая от этих занятий польза, потому что ученые финансируются налогоплательщиками. Во-вторых, наука должна постоянно воспроизводиться, для существования науки важно, чтобы в нее приходили новые люди. А чтобы новые люди пришли в науку, необходимо их зажечь интересом к науке. И это нельзя сделать сразу, излагая научные результаты самого высокого уровня. Сначала людей нужно к этому подготовить — обучить, помочь им сделать первые шаги в науке и в познании мира. Для этого популяризация науки очень важна.
... умение излагать свои результаты понятным языком для людей, не связанных с наукой, становится одним из необходимых компонентов успеха ученого. Ученому требуется не только хорошо работать и получить хороший результат, но и уметь его подать. Сейчас такое громадное количество данных, что нужно суметь выделить свои результаты в общем океане информации. А это без популяризации сделать невозможно. Неслучайно сейчас руководители больших научных проектов типа мегасайнс даже в большей степени пиар-менеджеры, чем ученые.
Мне кажется, что ученый занимается популяризацией, потому что таким образом чувствует большую отдачу от своей работы. Настоящие ученые работают в рамках пастернаковской парадигмы: цель творчества — это самоотдача. И если самоотдача обеспечивается написанием книг для школьников, это прекрасно.
... когда мы говорим о популяризации, речь идет о популяризации не своих собственных достижений, а о популяризации своей области науки. Свои достижения — это обычно некая маленькая часть, связанная с отдельным частным вопросом. А когда вы выходите на широкую публику, нужно рассматривать свою область в более широком контексте. Поэтому более важным является популяризация своей научной области, где данный ученый достиг определенного уровня и может доступно изложить вопрос о важности этой области для обычного человека.