menu
Валерий Александрович Кувакин

Валерий Александрович Кувакин

Валерий Александрович Кувакин (1939). Профессор, доктор философских наук, специалист по истории философии, заслуженный профессор МГУ. 

Почти все цитаты взяты из книги "Основы современного гуманизма", в соавторстве c Борзенко И.М., Кудишина А.А.

Гуманизм – это больше, чем только этическая доктрина, поскольку в нем ставится задача собрать воедино и систематизировать все области и формы проявления человечности человека. Это значит, что в рамках гуманистического проекта интегрируются и культивируются на уровне мировоззрения и образа жизни нравственные, гражданско-правовые, политические, социальные, национальные и глобальные, философские, эстетические, научные, жизнесмысловые, экологические и все иные человеческие ценности. Гуманизм не является и не должен являться идеологией или какой-либо партийно-политической программой, т.е. общественным идейным течением, организующей, мобилизующей и направляющей людей к достижению определенных политических или иных целей, связанных с господством и властью части людей над остальными членами национального или мирового сообщества. Вместе с тем, гуманизм помогает прояснить диапазон и утвердить законное многообразие, плюрализм политических ценностей, от которых требует лишь признать общечеловеческие ценности в качестве своей общей основы. 

... постепенно мораль как реальная сфера человеческого существования становилась предметом сначала рационального, а потом и строго научного исторического, социологического и логического анализа. Стало ясно, что мораль – это такая область сознания и практики, на которую не только можно, но и нужно распространять методы современного научного исследования. Сегодня через этическое образование и этический рост людей происходит новая встреча нравственного чувства и мотива с разумом и наукой. И это крайне важно, поскольку на наших глазах все более стремительно возникают новые коды поведения, стили жизни, новые нравственные ценности и проблемы, требующие непрекращающегося научного осмысления и обсуждения... Ясно только одно – без научного подхода и этической грамотности обсуждать их просто бессмысленно.

Различая в себе человечность, я переживаю её как что-то очень важное и ценное во мне, как центр или ось всего положительного в глубине своего существования. Именно человечность обеспечивает меня естественной уверенностью в том, что есть мне подобные, что они также обладают человечностью и что это является возможностью и позитивной основой наших человеческих отношений.

Главная цель человечного творчества – создание новых реальностей, увеличивающих, расширяющих позитивные возможности человека.

Гуманизм возникает в нашем внутреннем мире всякий раз, как только мы ощущаем в себе, замечаем, переживаем или осмысляем нашу собственную человечность.

Совершенство достигается не всякой личностью не только потому, что самому совершенству нет пределов, но и потому, что среда, жизненные обстоятельства могут оставить человеку слишком мало шансов многого добиться на этой стезе. Однако высокие моральные качества способен проявить каждый человек в любой ситуации.

Нравственное здоровье – это сознательное соблюдение человеком общечеловеческих норм морали, а также уважение тех частных нравственных традиций и верований других людей, которые не несут ему, его близким и третьим лицам угрозы для жизни, здоровья и благополучия.

Гуманизм — это выработанное человеком и идущее от человека к человеку светское, мирское, общегражданское мировоззрение, выражающее идею абсолютного достоинства личности, ее внешне относительные, но неуклонно прогрессирующие к абсолюту самостоятельность, самодостаточность и равноправие перед лицом общества и мира, известного и неизвестного в нем. Гуманизм – это современная форма реалистической психологии и жизнеориентации человека, которая включает в себя рациональность, критичность, скептицизм, эмпатию, стоицизм, терпимость, сдержанность, осмотрительность, оптимизм, жизнелюбие, свободу, мужество, надежду, фантазию и продуктивное воображение. Гуманистическое мировоззрение включает в себя требование признавать наличие или возможность антигуманного в личности, не игнорировать, а стремиться максимальным образом ограничивать силу и сферу влияния темной стороны человеческой натуры. Притом гуманизм полон убежденности в способности людей все более успешно и надежно обуздывать свои негативные качества в ходе самосовершенствования человека и поступательного развития мировой цивилизации.

Каждый человек в большей или меньшей степени человечен. Можно даже утверждать, что в среднем в людях больше человечности, доброты, чем бесчеловечности, жестокости. Если бы было иначе, то, раз возникнув, род Homo Sapiens постепенно дичал, неизбежно деградировал и со временем прекратил бы свое существование. То есть люди либо перебили друг друга, либо вернулись в животное состояние, в котором самосохранение рода обеспечивалось бы на уровне инстинктов. В действительности мы видим, что, несмотря на войны, составляющие позор человечества, на катастрофы, на все трудности экономического, социального и другого характера, продолжительность жизни растет, ее качество и комфорт повышаются, люди учатся преодолевать голод и бедность, болезни и социальную несправедливость; во все большем числе стран признаются и защищаются права человека и его свободы.

Идеология — это способ борьбы за умы и сердца людей, за власть; это способ удержания, сохранения и укрепления власти; это способ господства одних групп людей над остальными членами общества... Именно в этом пункте мировоззрение и идеология принципиально противоположны. Отношения между мировоззрением и человеком не выходят за рамки личности. Здесь личность отвечает за свои поступки. Мировоззрение имеет личный характер. Отношение же между личностью и идеологией носит иерархический характер, поскольку идеология извне и свыше.

Самосовершенствование — это сложный процесс самоизменения длиною во всю жизнь, начинающийся в ранней юности. Это попытка человека преодолеть или взять под контроль отрицательные качества собственного характера… Это не движение к некоему абстрактному стандарту, признаваемому личностью за идеал. Наоборот, это развитие своей индивидуальности, выращивание и приближение к своей подлинности с учетом и на основе биологических и социальных условий... Самосовершенствование равно необходимо в физической (телесной), моральной, психологической и интеллектуальной сферах.

Человек — это не только творение, но и со-творение, в котором завершение процесса возникновения человека невозможно без собственных усилий рождающегося человека.

Самосознание — путь не во вне, а внутрь личности. На этом пути сознание и находит то, что мы называем человеческим Я. Обрести и сохранить свое Я — значит обрести и сохранить самое важное в себе: свое достоинство, самостоятельность, разумную свободу и ответственность.

Мир пребывает. И с ним человек. Они пребывают в пространстве и времени, в бесконечной череде событий, фактов, свершений и не свершений. И как бы ни переплеталось во всём этом чёрное и белое, мир - светел, просторен, устремлён в будущее, он - живой. Он и человек развиваются, творят и творятся.

Гуманизм как социальное явление (т.е. гуманистические организации и движения) не может превращаться в политическую партию или идеологию, поскольку тем самым он предает себя как мировоззрение, теряет свои приватность, личностность, общечеловечность и универсализм. Если гуманизм становится политической программой или идеологией, то из цели он превращается в средство борьбы за власть, которая по определению не может быть властью всех и каждого. У нее обязательно есть свои начальники и свои подчиненные, руководители и исполнители… Любая попытка превратить гуманистическое движение или организацию в политическую партию или идеологию обречена на провал, на извращение гуманистических идеалов и реальных общественных функций гуманизма. Все это не умаляет, но напротив, усиливает значение политической составляющей гуманизма... Духовное ядро гуманизма как социальной силы, как коллективного мировоззрения должно быть моральной общественной силой. Ее общеполитическая задача — гуманизация политического сознания гражданина, практики политических партий и государства.


Гуманизм, безусловно, не есть политика, но он не чужд политики и не изолируется от политической жизни, ибо такая его самоизоляция лишь вела бы к торжеству антигуманного в обществе... Справедливое, демократическое и правовое государство — это одна из фундаментальных гуманистических ценностей человека и общества. Однако гуманизм устанавливает свои собственные, особые отношения с политикой. Гуманизм — это мировоззрение надпартийного характера, поскольку он, позиционируя, рассказывая о себе, обращается ко всем гражданам через головы партийных лидеров и бюрократов, государственных деятелей и политтехнологов. Он выполняет общеполитическую гуманизирующую функцию, апеллируя к членам любых партий, к электорату в целом, к каждому избирателю в отдельности, к его лучшим гражданским, моральным и правовым чувствам. Он общепартиен, поскольку обращается ко всем политическим партиям. Он выполняет межпартийные функции, не давая борьбе идей и идеологий перерастать в войну между людьми и социальными классами. Гуманизм – это единственно приемлемое морально-психологическое поле, на котором могут обсуждаться и решаться все политические разногласия и конфликты. Другим таким полем — юридическим — является законный и справедливый суд, развитая демократическая судебно-правовая система страны. В здоровом обществе все политические партии опираются на базовые ценности гуманизма. Этим, в конечном счете, определяется человечность общественно-политического устройства общества, его политического сознания. Гуманность является главным критерием качества политической жизни и политических институтов общества.


Центральное место в ряду общечеловеческих ценностей занимает так называемое золотое правило морали: поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой. В отрицательной форме оно имеет вид: не делай другим того, чего не хотел бы, чтобы делали тебе. Основная идея этого правила состоит в требовании относиться к другому человеку как к самому себе. Мудрость золотого правила морали заключается в том, что оно показывает путь преодоления естественного эгоизма человека через способность и задачу почувствовать себя на месте другого, увидеть в нем себе подобного, такое же ценное существо, как и ты сам.

Жизнь человека обрела не только личный и общественный, но и космический смысл. Как высшее выражение космической эволюции он оказался ответственным за успех или неуспех, за прогресс или крах всего предшествующего восхождения природы от космических туманностей к солнечным системам, далее к органической, животной и, наконец, разумной жизни. Как посланцы и вестники этого бесконечного восходящего процесса развития мы стоим на его вершине и, кажется, вся Природа, живая жизнь планеты и сам космос смотрят на нас с тревогой и надеждой. Оправдать эти надежды – высшая честь и миссия человека.

Сущность человека — это сущность, обретаемая, созидаемая и реализуемая им самим в себе и в мире, в котором он рождается, живет и действует. Человек — это со-творение, существо, которое на завершающем этапе своего становления участвует в рождении себя как человека разумного, самосознающего, достойного и равноправного партнера общества и мира.

Гуманизм не претендует на абсолютную истинность и завершенность. Он допускает, что может заключать в себе ошибочные идеи или утверждения, и вместе с тем он допускает, что его истины могут иметь вероятностный, ограниченный временем или обстоятельствами характер, то есть они не обязательно абсолютны и вечны. Такое допущение позволяет гуманизму видеть и учитывать свои заблуждения, исправлять их, совершенствоваться и не превращаться в догму.

spinner