menu
Андре Конт-Спонвиль

Андре Конт-Спонвиль

Андре Конт-Спонвиль (1952). Французский современный философ. Придерживается взглядов материализма и атеизма.

…любовь – это альфа и омега добродетелей…

Поступай так, как если бы ты любил.

Если есть любовь… разве мы нуждаемся в долженствовании?... Долг – это принуждение… это печаль, тогда как любовь – это радость свободы.

Философия не убрала всю горечь из моей жизни, это и невозможно, но помогла мне лучше чувствовать этот вкус. В этом ее цель. Мудрость состоит не в том, чтобы любить счастье – для этого не нужна никакая философия, – а в том, чтобы любить жизнь такой, какая она есть – счастливая, несчастливая, горькая, сладкая… И чем отчетливее мы ощущаем ее хрупкость, тем ценнее становится она для нас.

Философия – это прежде всего искусство жить, а не профессия, это дисциплина скорее духовного, нежели академического характера.

Верность – это нечто такое, благодаря чему и посредством чего возможно существование ценностей и добродетелей вообще... быть верным… не означает отказываться изменять свое мнение… не предполагает возведения собственного мнения в ранг абсолютного… это означает, что мы согласны изменить свою позицию исключительно под влиянием надежных и убедительных доводов.

Поскольку добра не существует, нужно совершать добрые дела.

Добродетель… это способность к человечности.

Я не позволю себе все, что угодно, потому что моя мораль является условием сохранения… достоинства.

Наш мир полон мрака… зла и несчастья. Вот почему мы нуждаемся в морали.

Андре Конт-Спонвиль

Добродетель есть благоприобретенное предрасположение к добру… и… усилие, которое мы предпринимаем, чтобы вести себя правильно…

Мы ошибаемся, считая, что счастье — нечто естественное. Вкус к жизни мы должны воспитать в себе.

Жизнь имеет ценность только для того, кто любит жизнь. Именно любовь заставляет нас жить, делая жизнь любезной сердцу. Любовь к жизни — действительно наше спасение, и потому не стоит жалеть усилий ради спасения любви.

Когда я начал писать, то обнаружил, что все мои художественные сочинения печальны до слез, тогда как в философских текстах была динамика, энергия и остроумие. И я выбрал этот путь – не в сторону воображения, а в сторону мысли – не только потому, что к этому у меня было больше способностей, но еще и потому, что это был путь к радости и свету.

... будучи студентом, внимательно изучая греческую философию, я ощутил экзистенциальный интерес к философии как к искусству жить, как к средству быть счастливым, пребывая в реальности, а не в иллюзиях. 

Все наши философы, во всяком случае, наиболее значительные, являются моралистами.

Чего ждет общество от современных философов? Что, продолжая традиции предшественников, они представят нам философию, которая будет перекликаться с сегодняшним днем, будет отзываться на болезненные вопросы нашего времени. Если отбросить ложную скромность, я бы сказал, что именно этим я и занимаюсь. Я не стоик, не эпикуреец и не последователь Спинозы. Но, опираясь на учения этих мыслителей, я пытаюсь предложить философию для сегодняшнего времени, которая помогала бы жить в нашу эпоху.

Люди смешивают представления о философии и психотерапии. Цель терапии – здоровье, цель философии – мудрость: наибольшее счастье мы обретаем при наибольшей ясности сознания. Счастье – это цель философии, но не ее норма. Ее норма – это правда. Что это значит? Что я обдумываю какую-то мысль не потому, что она принесет мне пользу и поможет жить, а потому, что она представляется мне верной. И лучше правдивая печаль, чем фальшивая радость. Просто, когда вы нащупываете мысль, которая кажется вам верной, цель философа, как, впрочем, и любого человека, – попытаться извлечь из нее радость.

Когда вы нащупываете мысль, которая кажется вам верной… надо попытаться извлечь из нее радость.

spinner